Меры административного восстановления.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Меры административного восстановления.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правоохранительная деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения лицами норм интеграционного и национального таможенного законодательства играет особую роль в деле защиты экономического суверенитета государства, формирования единой таможенной территории и достижения целей таможенной политики Таможенного союза и стран — участниц торгово-экономического объединения.
Признаки административной ответственности
Нарушение таможенных правил влечет за собой юридическую ответственность.
Административной ответственностью в области таможенного дела называют предусмотренную законодательством правовую ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования, связанную с применением к виновным лицам административных наказаний.
В сфере таможни административная ответственность обладает целым рядом отличительных признаков, представляя собой:
- форму административного принуждения, которая используется в качестве метода, защищающего правопорядок в сфере таможенного регулирования;
- элемент реализации государственной власти по причине применения должностными лицами таможенных органов и судами соответствующих видов взысканий;
- правовое последствие неправильного поведения, вредящего обществу;
- форму, которая находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Отдельно следует отметить такие особенности административной ответственности в области таможенного дела как ее построение на принципах сотрудничества таможенных служб различных государств, взаимопомощь между странами, унификацию административного законодательства в границах ЕАЭС.
Общая характеристика административных правонарушений и наказаний
Правонарушения в таможенной сфере составляют виновные противоправные деяния, совершаемые вменяемым лицом, достигшим установленного законом возраста (в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних).
Общеизвестно, что правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные), причем к проступку относится действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью (по сравнению с преступлением).
Административные правонарушения в области таможенного дела
Несмотря на то, что сфера административных правонарушений в таможенном деле достаточно узкая, по данной категории дел накоплена значительная правоприменительная практика. Это объясняется, в том числе, и тем фактом, что привлечение к ответственности за нарушение таможенного законодательства чаще всего касается случаев недекларирования либо недостоверного декларирования товаров и несоблюдения запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию ЕАЭС. По статистике таможенных органов последних лет, порядка 50% дел об административных правонарушениях возбуждены именно по этим статьям: 16.2 и 16.3 КоАП РФ.
Административное принуждение в таможенной сфере.
при обращении с заявлением об установлении корпоративных отношений саморегулируемая организация в области строительства обязана это заявление рассмотреть (процедурный аспект) и удовлетворить по существу при наличии материально-правовых оснований. Поскольку прием в члены са-морегулируемой организации равнозначен принятию решения о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов строительства, то исполнение саморегулируемой организацией своей обязанности приводит к возникновению конкретного субъективного права — права на выполнение видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов строительства.
Таким образом, установление надлежащей правовой природы допуска к указанным видам работ и совершенствование на этой основе действующего законодательства имеют принципиальное значение для системы охраны и защиты предпринимательских и потребительских прав.
Гречкина О.В.,
канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
В условиях становления и развития институтов государственной власти значительно усложняются задачи специальных органов управления по обеспечению поступления в бюджет денежных средств. Многие субъекты правоотношений стремятся избежать уплаты таможенных пошлин, налогов, поэтому в целях предупреждения, пресечения правонарушений таможенные органы применяют весь спектр административно-принудительных мер.
Пределы компетенции таможенных органов по применению мер административного принуждения определяются правоохранительным характером деятельности и обусловлены их функциями.
Вместе с тем, следует отметить, что административное принуждение в области таможенного дела имеет свои специфические черты. Во-первых, оно применяется в сфере действия правоотношений, урегулированных нормами таможенного законодательства, и лишь в части, не урегулированной ими, — Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Во-вторых, меры административного принуждения в сфере таможенного регулирования обеспечивают соблюдение не всех видов административно-правовых норм, а лишь тех, которые содержат общеобязательные правила поведения в сфере таможенно-правовых отношений.
В-третьих, меры административного принуждения в области таможенного дела применяются, как правило, таможенными органами и их должностными лицами, наделенными особыми полномочиями в сфере правоохранительной деятельности.
В-четвертых, меры административного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия: таможенные органы вправе применять различные его виды — предупреждение, пресечение, правовосстановление, меры процессуального обеспечения производства и меры административной ответственности.
В-пятых, меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере могут применяться как в отношении физических, в том числе должностных, так и юридических лиц.
В-шестых, меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере носят более суровый характер, чем предусмотренные административным законодательством в целом, что проявляется, например, в высоких штрафных санкциях, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение таможенных правил.
В-седьмых, подобно административному принуждению в целом, большинство мер административного принуждения в таможенной сфере применяется во внесудебном порядке.
Известно, что таможенное законодательство имеет комплексный характер: частично его нормы связаны с гражданским, финансовым, валютным, уголовным законодательством. Вопросы применения административного принуждения как одного из наиболее важных методов регулирования таможенных правоотношений в значительной степени регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и меры административной ответственности в достаточной степени регламентированы данным Кодексом, тогда как действующее таможенное законодательство устанавливает порядок применения административно-предупредительных мер, мер административного пресечения и административно-восстановительных мер правового принуждения.
Административно-предупредительные меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления и выражаются в профилактическом установлении ограничений и запретов. Например, они применяются при чрезвычайных обстоятельс-
твах (стихийных бедствиях, несчастных случаях) для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизнь граждан, нормальные условия работы предприятий и учреждений.
- № 4 (2021)
- № 3 (2021)
- № 2 (2021)
- № 1 (2021)
- №4 (2020)
- №3 (2020)
- №2 (2020)
- №1 (2020)
- №4 (2019)
- №3 (2019)
- №2 (2019)
- №1 (2019)
- №4 (2018)
- №3 (2018)
- №2 (2018)
- №1 (2018)
- №4 (2017)
- №3 (2017)
- №2 (2017)
- №1 (2017)
- №4 (2016)
- №3 (2016)
- №2 (2016)
- №1 (2016)
- №4 (2015)
- №3 (2015)
- №2 (2015)
- №1 (2015)
- №4 (2014)
- №3 (2014)
- №2 (2014)
- №1 (2014)
- №4 (2013)
- №3 (2013)
- №2 (2013)
- №1 (2013)
- №4 (2012)
- №3 (2012)
- №2 (2012)
- №1 (2012)
Меры административного восстановления.
Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.
Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.
Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:
- Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
- Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
- Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.
Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.
Наказание устанавливается с учетом всех обстоятельств конкретного дела. В частности, во внимание принимаются все нюансы конкретного дела, личность нарушителя, его имущественное положение. Однако верхний и нижний пороги наказания установлены КоАП РФ. Накладываемая ответственность должна находиться в рамках, оговоренных в законе.
Ключевая функция наложения наказания – предупреждение возникновения новых нарушений. Ответственность устанавливается на основании положений главы 16 КоАП РФ. Этой главой предусматриваются эти меры воздействия:
- Предупреждение.
- Наложение штрафа.
- Отзыв лицензии, необходимой для ведения какой-либо специфической деятельности.
- Конфискация продукции, которая является объектом проступка, связанного с таможенными нормами.
- Взыскание стоимости продукции, которая незаконно перевозилась через границу.
- Конфискация ТС, посредством которых незаконно перевозилась продукция.
Все меры административной ответственности перечислены в статье 3.2 КоАП РФ.
Понятие предупреждения содержится в статье 3.4 КоАП РФ. В частности, это порицание действий ФЛ или ЮЛ. Оно выносится в письменном виде. Предупреждение и устное замечание – это разные формы наказания.
Штраф накладывается на основании статьи 3.5 КоАП РФ. Предполагает следующие размеры:
- Для ФЛ – не более 5 000 рублей.
- Для должностных лиц – не более 50 000 рублей.
- Для ЮЛ – 1 000 000 рублей.
Также штраф может выражаться в этих размерах:
- Стоимость объекта нарушения правил (к примеру, стоимость незаконно транспортируемого товара).
- Сумма долгов виновника по налогам, сборам, пошлинам.
- Выручка от продажи товара, являющегося объектом правонарушения.
В части 2 статьи 3.5 КоАП РФ указано, что если назначается штраф фиксированного размера, то минимальный его размер составляет 100 рублей. Если же штраф назначается на основании суммы неуплаченных налогов, размер этого штрафа не может превышать стоимость объекта правонарушения. Весь штраф, уплачиваемый нарушителем, направляется в бюджет страны на основании части 5 статьи 3.5 КоАП РФ.
Данная форма административной ответственности является основной. Назначить ее может представитель таможенной структуры или судья.
Конфискация объекта, который непосредственно участвовал в правонарушении, выполняется на основании части 1 статьи 3.7 КоАП. Данная мера наказания может назначаться только судьей.
Об административном принуждении в налоговых и таможенных правоотношениях
Важное место в решении вопроса о применении мер административного принуждения принадлежит наделению соответствующими полномочиями таможенных органов. Среди функций таможенных органов к числу правоохранительных относятся: — обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; — принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; — обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; — ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресечение незаконного оборота через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечение незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации.
Осуществление таможенными органами правоохранительной деятельности обеспечивает более эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка и стимулирует развитие национальной экономики.
Анализ положений таможенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия таможенных органов в большей своей части составляют права по применению мер административного принуждения, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в данной сфере и привлечение лиц, их совершивших, к административной ответственности.
Административное принуждение, применяемое таможенными органами, является особым видом государственного управленческого воздействия, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся в сфере таможенного дела. Данный вид правового принуждения устанавливается законом, определяющим цели, основание и порядок их применения.
Используя совокупность мер преимущественно административно-принудительного характера, должностные лица таможенных органов обеспечивают необходимое упорядочивающее воздействие на регулируемые общественные отношения в таможенной сфере.
Отношения административно-правового характера имеют особое значение в той взаимосвязанной совокупности отношений, которые составляют собой сферу таможенного дела. Как организационно-управленческие отношения, имеющие государственно-властную природу, в таможенной сфере они играют главенствующую роль среди всех остальных видов общественных отношений, регулируемых конституционным, финансовым, уголовным, банковским, международным, а также валютным и налоговым правом1.
В сферу действия материального административного права в таможенном деле входят правоотношения, связанные с перемещением через границу товаров и транспортных средств, таможенным оформлением, таможенным контролем, организацией взимания таможенных платежей, ведением таможенной статистики, нарушениями таможенных правил, наложением ответственности с видами взысканий за них. К сфере административно-процессуального права относятся правоотношения, связанные с нормотворчеством и производством по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрением.
Таможенным законодательством предусмотрены случаи применения мер административного принуждения, как в позитивных управленческих правоотношениях, так и при возникновении административно-деликтного правоотношения в таможенной сфере. Большая часть этих мер и условий их применения зафиксированы в ТК РФ. Содержатся они и в других нормативных актах по таможенному законодательству.
Сущность административно-принудительной деятельности таможенных органов состоит в осуществлении ими (их должностными лицами) в качестве компетентных органов различного рода действий по разрешению на основе административно-правовых норм возникающих в их практической деятельности задач предупреждения, пресечения и расследования административных правонарушений в таможенной сфере.
Таможенные органы представляют собой целостную систему, объединенную единством целей и задач, общностью функциональных особенностей и принципов таможенной политики.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в целом, является Государственный таможенный комитет России (ГТК РФ). Он осуществляет непосредственное руководство таможенными органами на всей территории Российской Федерации и наделен юридическими полномочиями на создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений и таможен, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Приказы и нормативные акты ГТК РФ являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации.
Как правоохранительный орган ГТК РФ является частью государственного механизма и в этом качестве он наделен властными полномочиями, компетенцией и средствами для осуществления стоящих перед государством задач.
ГТК РФ (и все нижестоящие таможенные органы) должен обеспечивать соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, принимать меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенног�� дела, а также в рамках своей конкретной деятельности и компетенции обеспечивать экономическую безопасность и соблюдение экономических интересов Российской Федерации.
Одной из важнейших функций ГТК РФ является разработка и принятие мер по предупреждению и пресечению контрабанды, иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил и законодательства о налогах.
Анализ практики таможенных органов показывает, что наиболее спорные ситуации возникают при конфискации товаров и транспортных средств за нарушения таможенных правил (НТО)1. Обращение товаров в федеральную собственность на основании постановлений по делу о НТП, вынесенных в отношении товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, происходит в двух случаях: в результате их конфискации у лица, перемещающего товары, и конфискации у собственника этих товаров, если он сам их перевозит либо пользуется ими в нарушение установленных таможенных правил.
В отличие от конфискации имущества, предусмотренной статьями Уголовного кодекса РФ, которая в качестве дополнительного наказания может быть вынесена в отношении имущества, нажитого в результате преступной деятельности гражданина, конфискация имущества, предусмотренная нормами таможенного права может быть распространена только на те вещи, предметы, транспортные средства, которые являются непосредственными объектами правонарушения (ст. 242 ТК РФ).
Кроме того, такие предметы подлежат конфискации независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также установлено это лицо или нет.
Ещё одно существенное отличие процессуального свойства состоит в том, что за преступление конфискация может быть назначена только судом, а за нарушение таможенных правил конфискацию согласно закону могут применить таможенные органы, правомочные рассматривать дела о таких правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 358 Таможенного кодекса РФ «дело о на- рушении таможенных правил, в случае привлечения к ответственности лица, рассматривается таможенным органом РФ, должностное лицо которого вело производство по этому делу».
К различиям рассматриваемых отраслевых видов конфискации можно отнести ещё и то, что конфискация в административном порядке может быть применена и к имуществу организаций, предприятий, учреждений, независимо от форм их собственности, а уголовная конфискация — только в отношении имущества физического лица, нажитого преступным путём. Как известно, уголовное дело в отношении юридического лица не может быть возбуждено. В соответствии же с таможенным законодательством дело в отношении юридического лица при наличии признаков правонарушения заводится с момента составления протокола о НТП.
Применение административного принуждения при нарушении таможенных правил
В основе этой классификации лежат цели и способ обеспечения правопорядка [1]. Данной классификации придерживаются многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Ибрагимов Х.Ю., Ахметов Р.И., Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Смоленский М.Б., Козлов Ю.М. и многие другие.
При этом процессуальные меры обеспечения не следует путать с формами таможенного контроля и принудительными мерами, которые никаким образом не связаны с административным правонарушением. Это объясняется тем, что первые обусловлены неправомерным поведением, а последние — необходимостью защиты интересов государства и общества [2, с.18].
В статье 3.5 КоАП РФ закреплено такое административное наказание как штраф. Его размеры также определены в указанной статье. Рассматривая каждую группу в отдельности, можно утверждать, что первый блок мер принуждения применяется в профилактических целях: здесь главный момент заключается в недопущении возможных нарушений в сфере государственного управления. При этом свое практическое выражение они находят в установлении легальных ограничений и запретов.
Административное принуждение в таможенной сфере
Административное принуждение – это особая разновидность государственно-правового принуждения, то есть определенные нормами административного права способы официального физического или психологического воздействия уполномоченных государственных органов, а в некоторых случаях и общественных организаций, на физических и юридических лиц в виде личных, имущественных, организационных ограничений их прав, свобод и интересов в случаях совершения этими лицами противоправных деяний (в сфере отношений публичного характера) или в условиях чрезвычайных обстоятельств с целью достижения четкого выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности.
Признаками административного принуждения являются:
Традиционным в административно-правовой доктрине было и остается деление административно принудительных мер на средства физического и психического (психологического) влияния, которое встречается как в работах ученых-юристов XIX века, так и в современных научных источниках. Однако следует отметить, что такое деление нельзя считать совершенным, поскольку оно имеет ограниченный характер, оставляя за пределами классификации значительное количество мер (например, те, которые наделены влиянием организационного характера).
Характерной особенностью этой группы мер административного принуждения является их профилактический (предупредительный) характер. Они применяются для предупреждения, профилактики правонарушений, для поддержки правопорядка при чрезвычайных ситуациях, поскольку угроза общественным и личным интересам, причинение им вреда могут возникнуть не только в результате совершения правонарушения, но и в результате стихийного бедствия, действий душевнобольных и малолетних лиц и тому подобное. В большинстве случаев их применения противоправное деяние отсутствует, однако свобода действий правонарушителя ограничивается, административно принудительные меры применяются независимо от его воли и желания.
Меры административного предупреждения (предотвращения) – это определенные нормами административного права способы официального физического или психологического воздействия уполномоченных государственных органов, а в некоторых случаях и общественных организаций, на физических и юридических лица в виде личных, имущественных, организационных ограничений их прав, свобод и интересов с целью предупреждения, выявления противоправных деяний, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предупреждения и локализации последствий чрезвычайных ситуаций.
Следовательно, особенностью этих мер является то, что они:
а) применяются при условии отсутствия противоправного деяния;
б) применяются с целью предупреждения, выявления противоправных деяний, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Данная группа мер административного принуждения является самой распространенной, положения многих нормативно правовых актов определяют принципы их применения.
К самым распространенным мерам административного предупреждения (предотвращения) можно отнести:
– проверку документов;
– осмотр (таможенный досмотр, переосвидетельствование, обязательный досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов, досмотр морских и речных судов и документов, досмотр лиц, которые работают на объектах с особым режимом);
– исследование (как разновидность досмотра);
– посещение предприятий, учреждений и организаций, земельных участков, вход в жилье и другие помещения граждан;
– внесение представления об устранении причин и условий, которые способствуют совершению правонарушений;
– временное ограничение доступа граждан на отдельные участки местности (блокировка районов, отдельных сооружений и объектов) в случаях побега из-под стражи и задержания преступников, аварий на путях, при других чрезвычайных ситуациях, которые угрожают жизни и здоровью людей, во время проведения массовых мероприятий;
– ограничение движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных путей (в связи с ремонтом путей, прокладкой коммуникаций, аварийным состоянием, пожарами, стихийным бедствием и тому подобное);
– неоплатное использование транспортных средств и средств связи, которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям с целью предотвращения вредных последствия стихийного бедствия других чрезвычайных ситуаций, для выезда к непосредственному месту события, для доставления в медицинские учреждения лиц, которые нуждаются в неотложной медицинской помощи, для преследования правонарушителей и доставления их в милицию;
– административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (в соответствии с положениями законов Украины от 1 декабря в 1994 г. “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”, от 20 декабря 1990 г, “О милиции”);
– ограничение прав граждан, связанных с состоянием здоровья (принудительный медицинский осмотр или принудительная госпитализация, проведение карантинных мероприятий, устранение лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний, опасных для населения, от работы и другой деятельности, которая может способствовать распространению инфекционных болезней, обязательные медицинские осмотры, профилактические прививки, специальные мероприятия профилактического лечения в принудительном порядке социально опасных заболеваний и тому подобное).
Соответствующая группа мер административного принуждения характеризуется, в первую очередь, тем, что их применение обусловлено реальной противоправной ситуацией. Они направлены на прекращение (пресечение) соответствующей ситуации (поведения), установления личности нарушителя, обеспечение в последующем выяснения всех обстоятельств дела и применение к нарушителю административного взыскания. Они не предусматривают своей целью наказания нарушителя.
Следовательно, особенностями мер административного пресечения являются:
– их применение связано с реальной противоправной ситуацией (поведением);
– целью их применения является: прекращение (пресечение) противоправного поведения, предотвращение совершения новых правонарушений, обеспечение привлечения виновных лиц к ответственности, устранение вредных последствий нарушения;
– срочный, безотлагательный характер.
Группа мер административного пресечения является достаточно неоднородной, многочисленной, поэтому в правовой науке принято распределять их на несколько подгрупп в зависимости от сферы применения:
1) меры административного пресечения общего назначения;
2) меры административного пресечения специального назначения.
Принципы наложения ответственности
Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.
Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.
Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:
- Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
- Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
- Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.
Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.
Специфика административного принуждения в таможенной сфере.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях в таможенной сфере – наиболее значимая стадия производства. Это обусловлено тем, что по итогам данного этапа издается юридический акт с официальной оценкой деяния (постановление). В нем признается наличие или отсутствие вины лица, в отношении которого возбуждено дело, определяется наказание. Этап включает три составляющих элемента:
- Подготовка.
- Рассмотрение.
- Принятие постановления.
Дело о нарушении таможенных правил направляется на рассмотрение в сроки:
- не позднее пятнадцати дней до окончания срока наложения взыскания – в отношении должностного лица;
- не позднее тридцати дней до истечения срока наложения взыскания – в отношении юридического лица.
Постановление вступает в законную силу сразу после утверждения уполномоченным должностным лицом таможенного органа или его заместителем.
Рассмотреть дело о нарушении таможенных правил имеют право:
- уполномоченные должностные лица таможенных органов;
- судьи мирового суда, если дела передаются в судебный орган таможенными органами;
- судьи федеральных, районных, городских судов, если производства осуществляются в форме административного расследования.
Сроки рассмотрения:
- пятнадцать дней с момента получения протокола дело рассматривает должностное лицо таможенного органа;
- два месяца с момента получения протокола рассмотрение дела ведется судом.
Процедура рассмотрения дела не предусматривает протокола рассмотрения. Несмотря на это, в некоторых случаях письменная фиксация процесса имеет место быть. Особенно это актуально при разборе многоэпизодных дел, а также дел, которые контролируются вышестоящими таможенными органами. Непременное условие рассмотрения – присутствие лица, привлекаемого к ответственности. По окончании дела объявляется постановление. Документ в обязательном порядке направляется или вручается лицу, в отношении которого оно вынесено в течение трех дней со дня вынесения.
В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении в таможенной сфере выясняются обстоятельства, связанные с правовыми последствиями, в частности, с привлечением к административной ответственности и наложением административного взыскания. Изучение обстоятельств, которые имеют значение для объективного разрешения дела, являются обязанностью органа, должностного лица, рассматривающего его.
Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере регламентируется Главами 31, 32 Кодекса об административных правонарушениях. Постановление необходимо исполнить с момента его вступления в силу после истечения срока, который установлен для обжалования:
- постановления по делу, если оно не было опротестовано или обжаловано;
- решения по протесту, жалобе, если решение не было опротестовано или обжаловано. Исключение составляют случаи, когда вынесенное постановление отменяется.
Постановление подлежит немедленному исполнению после вынесения решения по жалобе, протесту, не подлежащим обжалованию, за исключением, если решением отменяется вынесенное постановление.
Исполнение постановления условно подразделяется на два этапа:
- Обращение к исполнению.
- Приведение в исполнение.
Меры административного предупреждения это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.
Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.
Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.
Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Значение объекта административного правонарушения:
1) определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;
2) в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;
3) определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда. Виды объектов административного правонарушения:
1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);
2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);
3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);
4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);
5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);
6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).
Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.
Отличие предмета от объекта административного правонарушения:
1) объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;
2) предмет является факультативным элементом объекта;
3) объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).