Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом году правительство выделяет денежных средств на замену 40 тыс. старых автомобилей. Выделены деньги на нереализованную прошлогоднюю квоту. Всего государство планирует потратить 62 млрд. руб. Сдать можно не все модели, а лишь установленные государством. Среди них присутствуют как автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, так и иностранные.
Какие машины можно сдать по программе утилизации?
Среди отечественных автопроизводителей можно найти модели концернов:
- АвтоВАЗ;
- ГАЗ;
- УАЗ;
- ИЖ-Лада;
- Камаз.
Выбор иностранных автомобилей, которые можно сдать, гораздо шире:
- Opel;
- Peugeot;
- SsangYong;
- Renault;
- Volkswagen;
- Nissan Ford;
- Citroen;
- Hyundai;
- Skoda;
- Mazda;
- Kia;
- Mitsubishi;
Требования к автомобилю
В госпрограмме утилизации в 2023 году (как и в предыдущие годы проведения акции) могут принять участие владельцы практически всех автомобилей при условии соответствия установленным правилам. Требования к транспортному средству таковы:
- автотранспортные средства старше 10 лет не могут участвовать в программе трайд-ин;
- на скидку могут рассчитывать владельцы машин не ранее 1999 года выпуска;
- старым признается автомобиль, возраст которого не менее 6 лет;
- ТС должно быть оформлено на одного владельца, и время владения должно составлять не менее 6 месяцев для трейд-ин и 12 месяцев для утилизации;
- авто, приобретенные в кредит или лизинг при условии не выполненных перед банком кредитных обязательств, принять участие в программе утилизации не смогут;
- автомобиль должен соответствовать техническим характеристикам, т. е. все агрегаты должны соответствовать указанным в ПТС;
- ТС, поступающее в специализированный центр для сдачи в утиль, должно быть «на ходу»;
- автомобиль доставляется в дилерскую сеть или пункт приема металлолома с помощью эвакуатора, услуги которого оплачивает владелец. Причина: к моменту сдачи ТС снято с учета, и не имеет права участвовать в дорожном движении.
Еще одно важное условие: владелец должен иметь гражданство РФ.
Плюсы и минусы утилизации транспортного средства
На сегодняшний день государственная программа утилизации актуальна по ряду причин: она способствует улучшению экологической обстановке в стране, стимулирует отечественный автопром. Что касается экологической ситуации, то здесь выгода очевидна.
Государство стремится повысить престижность отечественных моделей автомобилей, поддержать отечественного производителя и заинтересовать потребителя в покупке машин российского автопрома. Все это положительно скажется на экономической ситуации автомобильных концернов.
К плюсам можно отнести и финансовый стимул. Скидка на покупку нового авто — существенная помощь в условиях нынешнего экономического кризиса.
К минусам стоит отнести несоразмерность скидки с ценой нового авто и ограниченные средства, отведенные на реализацию утилизации автомобилей.
Сдача ТС в утиль через дилеров
Утилизировать автомобиль можно самостоятельно и через автодилеров. В первом случае нужно самому искать организацию, занимающуюся приемом таких ТС. Это обойдется недорого, но зато хлопотно. Если действовать через дилера, придется оплатить его услуги. Но никаких беспокойств и беготни, всё законно.
В общем виде утилизация через дилера представляет собой следующий процесс:
- ТС владельцем передается дилеру, который проверяет полноту комплектации автомобиля. Стоить напомнить, что только имеющие на месте все необходимые элементы, вроде руля, КПП, сидений и двигателя, машины принимают участие в госпрограмме;
- если все в порядке дилерский центр заключает договор с клиентом, а клиент оплачивает услуги дилера;
- в перечень обязательных услуг входит не только поиск компании для утилизации, но и доставка машины туда. Это выполняется за счет дилера, его усилиями;
- по итогам заказчик получает на руки свидетельство об утилизации автомобиля (или, как его иначе называют, сертификат), а уже потом – право на скидку, которой можно воспользоваться при покупке новенького авто;
- последний этап – договор на приобретение машины с использованием сертификата;
Чтобы пройти все указанные этапы, от автовладельца потребуется не только автомобиль, но и определенные документы, в частности:
- паспорт автовладельца – для заключения договора с дилером и оформления иных бумаг;
- ПТС на сдаваемое транспортное средство, подтверждающее владение машиной в течение последних шести месяцев.
Перечень обязательных документов стоит предварительно уточнить у того автодилера, к которому планируется обращение. Что касается документального подтверждения снятия ТС с учета в ГИБДД, то статья 19 (пп.2 п.1) закона №283-ФЗ от 03.08.18г. указывает, что снять с регистрации авто разрешено по заявлению автовладельца либо уполномоченной на утилизацию организации, но лишь после самой утилизации ТС.
Сколько стоит сдать машину в утиль через дилера? В среднем по стране вознаграждение составляет 10000 рублей. Но все зависит от «аппетита» автоцентра и от региона его пребывания.
Утилизационный сбор: кто уплачивает?
Что же это такое, утилизационный сбор? Согласно пункту 1 ст. 24-1 закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» каждый приобретатель автомобиля должен заплатить этот сбор, который в дальнейшем будет потрачен на утилизацию машины в соответствии с правилами экологической безопасности.
Сбор на утилизацию платится при ввозе машины из-за границы. Если машина произведена в России, то уплата остается на совести производителя, взнос за транспортные средства, произведенные в других странах, оплачивает тот, кто ввозит автомобиль на территорию РФ. Взимается утилизационный сбор на автомобили лишь единожды.
Не нужно платить утилизационный сбор, если:
- машина старше 30-ти лет, используется в некоммерческих целях, оригинальные рама, кузов и двигатель в сохранности;
- автомобиль в собственности диппредставительства, консульства, международной компании, либо сотрудника какого-либо из данных учреждений, членов его семьи.
Требования к автомобилю для проведения утилизации
Также существует и ряд требований, которые необходимо соблюдать, для успешного прохождения утилизации своего транспортного средства.
Основные из них:
- Если автомобиль сдается на утилизацию по системе «Trade-In», у него должен быть один владелец в течение 10 последних месяцев.
- Если транспортное средство идет в утилизацию по стандартизированной программе, то владеть им должен один человек, причем в течение 6 последних месяцев.
- Машина не должна быть оформлена под лизинговые услуги.
- Автомобиль не должен находиться в рамках любых кредитных обязательств или иных ситуаций, которые могут потребовать его возвращения или перепродажи, а также передачи прав владения.
Это требования ко всем автомобилям, вне зависимости от того, легковое ли это транспортное средство, спецтехника или грузовой автомобиль с прицепом.
Можно ли участвовать в госпрограмме утилизации автомобилей в 2023 году?
Несмотря на то, что в России продолжается кризис, и экономика претерпевает массу лишений, программа утилизации продолжает действовать и в 2023 году. Бюджет, выделенный на 2023 год, не позволил повысить размер льгот, но и не урезал их.
Одной из причин продления программы утилизации автомобилей стало то, что рынок отечественного автомобилестроения не перестает испытывать трудности с реализацией своей продукции. Низкая покупательская способность граждан, высокая конкуренция со стороны иностранных производителей оказывают значительное давление на отечественные предприятия. Для стабилизации ситуации необходима поддержка правительства.
Несмотря на положительную динамику спроса на автомобили, произведенные на территории РФ, главная цель разработки и продления программы утилизации в 2023 году – это поддержка граждан в их желании по приобретению нового транспортного средства. В 2023 году автовладельцы имеют возможность получить компенсацию до 350-ти тысяч рублей.
Покупка б/у машин про программе утилизации в 2023 году
Одним из самых популярных вопросов в программе утилизации, остается возможность приобретения б/у транспортного средства. Основан он на том, что новое авто недешево, а скидки невелики. Покупка бывшего в пользовании ТС при помощи государства, могло бы стать хорошей возможностью для множества граждан.
В 2023 году, к сожалению множества автолюбителей, правительство осуществляет софинансирование только покупки нового транспорта. Здесь следует помнить, что одна из причины создания и введения программы – это поддержка отечественных производителей.
Покупка бывшего в пользовании ТС таким способом невозможна. Автолюбителям приходится искать другие варианты решения проблемы. Одним из наиболее популярных является – кредит.
Несмотря на то, что программа утилизации автомобиля получила широкое распространение, и ей воспользовалось огромное количество автовладельцев, в Трейд ин имеются определенные подводные камни, о которых следует знать.
Минусы:
- Главный минус такой сделки это узкий выбор моделей.
- Низкая стоимость по произведенной оценке (данный момент, как правило, возникает не по причине недоработки проекта, а из-за недобросовестного отношения работников к клиентам).
- Нередко возникают проблемы со сдачей транспортного средства имеющего значительный пробег, поврежденного в ДТП или имеющего серьезные поломки по иным причинам.
- Условия кредитования невыгодны.
Из комментариев тех, кто воспользовался программой, следует выделить следующие нюансы:
- Необходимость проведения ТО и независимой экспертизы по подтверждению состояния ТС, которое было описано в заключении, выданном в салоне.
- В статистике встречаются инциденты скручивания одометров, попытки автовладельцев сокрытия факта участия автомобиля в ДТП.
Какие машины можно сдать по программе утилизации?
В этом году правительство выделяет денежных средств на замену 40 тыс. старых автомобилей. Выделены деньги на нереализованную прошлогоднюю квоту. Всего государство планирует потратить 62 млрд. руб. Сдать можно не все модели, а лишь установленные государством. Среди них присутствуют как автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, так и иностранные.
Среди отечественных автопроизводителей можно найти модели концернов:
- АвтоВАЗ;
- ГАЗ;
- УАЗ;
- ИЖ-Лада;
- Камаз.
Выбор иностранных автомобилей, которые можно сдать, гораздо шире:
- Opel;
- Peugeot;
- SsangYong;
- Renault;
- Volkswagen;
- Nissan Ford;
- Citroen;
- Hyundai;
- Skoda;
- Mazda;
- Kia;
- Mitsubishi;
Условия сдачи техники в магазине Эльдорадо
Эльдорадо является одной из самых крупных сетей супермаркетов по продаже разнообразной электроники в России, Казахстане, Украине. Поэтому подобные акции проводятся здесь достаточно часто: как правило, раз-два в год. Скидки по условиям программы зависят не от стоимости нового устройства, а от выбранной вами категории. Название акции может быть самым разным: «Утилизация», «Меняй старое на новое», «Тотальная утилизация».
Клиенты могут поменять практически любую б/у технику с довольно приятной скидкой (до 20%). Размер скидки всегда разный. Его необходимо смотреть на специальном ярлыке того товара, на который вы желаете поменять свою технику. В этой сети принимают:
- видео и аудио технику — домашние кинотеатры, саундбары, проигрыватели, телевизоры;
- крупные бытовые приборы — кондиционеры, бойлеры, стиральные машинки, холодильники, вытяжки, газовые плиты;
- цифровые товары — смартфоны, мобильные телефоны, планшеты, фотоаппараты;
- мелкие устройства — пылесосы, мясорубки, аэрогрили, мультиварки, соковыжималки.
При этом по условиям программы вы можете сдать даже часть от техники или же устройства в нерабочем состоянии. Конечно же, в данном случае вы получите меньший процент скидки. Интересным является и то, что в Эльдорадо практикуют категориальную замену. То есть, если вы принесли холодильник, то можете дешевле приобрести бойлер или стиральную машину. При оформлении доставки нового прибора старый будет также вывезен. Аксессуары или расходные материалы здесь не принимаются.
Вы имеете право приобрести столько же единиц товаров, сколько вы сдали старых приборов.
Альтернативная история
Если нас волнует экология, доверяться госпрограмме нельзя. Всё надо делать самим. Есть ли вообще какая-то выгода при использовании федеральной программы? Выгоднее, чем обычный трейд-ин, хотя и ненамного. Но при этом больше бумажек и суеты и сильно ограничен выбор моделей.
Не проще ли сдать машину на разборку? Предлагающие такие услуги фирмы утверждают, что выплачивают в среднем около половины стоимости деталей, из которых состоит сдаваемый автомобиль. Приводят примеры: битый Tiguan 2012 года, не на ходу, — 400 000 рублей, пережившая аварию Mazda 3, выпущенная в 2008 году, не на ходу, — 100 000 рублей. Даже если рекламные цифры вдвое завышены, этот вариант выглядит не хуже, чем госпрограмма. Эвакуация — бесплатно, деньги в день покупки — наличными или на карточку. Не требуется собирать сертификаты и доказывать, что вы владели машиной больше года. Нет ограничений по возрасту и комплектности автомобиля.
Страна стихийных свалок
У госпрограммы почти нет плюсов, но она есть и никуда от нее не деться. Главный недостаток — слабое информационное обеспечение. И непрозрачность. Трудно найти источник, предоставляющий весь комплекс актуальных сведений — о порядке действий, размерах скидок, возможностях выбора машин при той или иной форме утилизации (ближе к системе трейд-ин или ближе к переплавке). Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают, а какие нет. Участие многих компаний сводится к применению обычной системы трейд-ин, без скидок «за утиль». Суммарную экономию при покупке нового автомобиля часто невозможно просчитать заранее, поскольку представленный размер скидок не фиксированный, а «рекомендованный максимальный».
А куда отправляется сданное старье, многим пользователям всё равно. По законам математики при парке легкового транспорта в 43,5 миллиона машин ежегодно утилизации подлежит свыше 2,5 миллиона, то есть 6–7% от общего объема. Госпрограмма переваривает от силы 200–300 тысяч машин в год. И, судя по направлению и темпам ее развития, никогда не наберет нужных оборотов.
Особенности программы
В рамках федерального проекта приобрести новое транспортное средство со скидкой можно двумя способами: по программе «Трейд-Ин» для перепродажи или «Утилизация», через ликвидацию подержанной машины.
В обоих случаях предполагается получение дисконта на покупку другого автомобиля. Размер вознаграждения зависит от модели и марки, а также от выбранногоспособа утилизации.
Особенностью процедуры обмена транспорта по госпрограмме является её предназначенность исключительно для граждан Российской Федерации.
Владельцем утилизируемого авто может являться как физическое, так и юридическое лицо.
К автомобилю, допускаемому к участию в программе, закон выдвигает определённые требования:
- транспортное средство должно иметь полное техническое соответствие;
- состоять на учёте;
- быть на ходу или пригодным для транспортировки;
- срок эксплуатации с момента выпуска машины 6 и более лет;
- в собственности автомобиль должен быть не менее 6 месяцев по «Трейд-Ин» и не менее года по «Утилизации».
Как сдать свой автомобиль в утилизацию?
Перед тем, как отправиться в пункт приема автомобильного лома, нужно разузнать: участвует ли данный приемщик в госпрограмме и есть ли у него лицензия. Без этих документов вся процедура становится бесполезной. Простая утилизация, т.е. сдача на металлолом, желанного сертификата на скидку не принесет.
После того, как найден пункт по утилизации автомобилей, потребуется самостоятельное решение вопроса доставки ТС. Хорошо, если машина ходу. Но если она не в состоянии сама добраться, придется позаботиться о ее транспортировке. Услуга – платная. Оказать ее может и сам приемщик, поэтому выясняйте сразу.
Как только автомобиль принят и оформлена утилизационная справка, следующий шаг – снятие машины с учета в ГИБДД. Если этого не сделать, транспортный налог так и будет продолжать начисляться. В данной ситуации для государства бывший автовладелец остается действующим собственником ТС.
Далее – обращение в автодилерский центр. Предъявление там справки об утилизации позволяет получить скидку на покупку нового автомобиля. Размер скидки зависит от политики автодилера. Ознакомиться с величиной «премии» можно на официальных сайтах производителей, где есть еще и список дилеров конкретного региона.
Какие модели попали под утилизацию?
В госпрограмму включены как отечественные машины, так и ряд иномарок. Что касается трейд-ин, то не все марки и модели подпадают под данную систему. Об этом нужно узнавать напрямую у дилера.
На начало 2021 года в утилизационном списке госпрограммы числятся, в частности:
- «премия» по утилизации всех моделей Лада АвтоВАЗ составляет 50 тысяч рублей;
скидка на марку УАЗ зависит от модели: Patriot и Hunter по 90 тысяч рублей, Pickup,
Cargo и коммерческие модели – 120 тыс.рублей;
коммерческие ТС марки ГАЗ обеспечивают компенсацию в сумме до 175 тыс.рублей, а грузовые – до 350 тысяч рублей; - Opel может на время приостановить действие программы утилизации. Поэтому нужно спрашивать в автосалоне. Но скидка по моделям этого производителя колеблется в пределах 40 000-140 000 рублей. Например, на Corsa действует скидка в 40 тысяч, на Mokka – 100 тысяч, а на Antara – 140 тысяч рублей;
- в программе по утилизации авто марка SsangYong представлена пока двумя моделями: Actyon и Kyron, на которые установлена «премия» в 120 тысяч руб.
утилизация Peugeot принесет 50 тысяч рублей на модели 408, 4008 и Boxer; - Renault сэкономит покупателю от 25000 до 50000 рублей. Так, модель Logan может рассчитывать на скидку в размере 25 тысяч, а Duster – 50 тысяч;
- компания Nissan тоже участвует в программе. Она предлагает «премию» на ALmera в размере 60000 рублей, на Teana – 100000 рублей, на Terrano – 50000 рублей;
- скидка по утилизации авто завода Volkswagen составляет на модель Polo седан и Jetta 50 тысяч рублей, а на Tiguan 2022 – 90 тысяч;
- утилизационная компенсация по модели C4 Sedan завода Citroen равняется 50 000 рублей;
- машины концерна Ford представлены более обширным списком. Скидка разнится от 50 000 до 100 000 рублей. Например, модели Focus, Mondeo, S-Max и Kuga FWD «принесут» по 50 000 рублей, Ecosport AWD – 90 тысяч, а Edge или Explorer – 100 тысяч;
- автомобили завода Skoda гарантируют их владельцам до 130 тысяч рублей утилизационной скидки. Но список машин-участниц сильно сокращен;
- производитель Hyundai тоже пока ограничил список машин по утилизации тремя моделями и скидкой в 50 000 руб. по каждой из них: Solaris, Solaris SE, Creta;
- Mitsubishi предоставляет компенсацию по двум своим моделям: Outlander – 40 тысяч рублей, Pajero Sport – 75 тысяч рублей.
Данный список участников программы утилизации не закрыт. Сюда попали не все марки и даже не все модели. Поэтому необходимо заранее выяснить у каждого конкретного дилера его участие, а также условия и пункты утилизации автомобилей.