ЭСЧФ – без опоздания и штрафа: ИМНС напоминает об ответственности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЭСЧФ – без опоздания и штрафа: ИМНС напоминает об ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кто сдает отчет ЕФС-1 в 2023 г., зависит от того, какие застрахованные лица числятся в штате организации (ИП)-страхователя. По общему правилу его сдают все ИП и организации. Однако некоторые разделы оформляются отдельными лицами.
Кто обязан выписывать электронные счета-фактуры?
Согласно закону НК Республики Казахстан, ЭСФ обязаны выписывать:
- Налогоплательщики при реализации, отгрузке товаров из Перечня товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан из третьих стран, не являющихся государствами-членами ЕАЭС, к которым применяются пониженные ставки пошлин;
- Уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов;
- Налогоплательщики, подлежащие налоговому мониторингу;
- Налогоплательщики, осуществляющие международные перевозки грузов.
ЕФС-1 представляет собой новую отчетную форму, которую нужно будет сдавать с 2023 год в Социальный фонд РФ.
Бумажная форма и правила заполнения этого отчета содержатся в проекта Постановления ПФР ID 01/02/09-22/00131496, а электронный формат — в проекте ID 01/02/10-22/00132215.
В ЕФС-1 включены титульный лист с информацией о страхователе и два раздела:
- информация о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, зарплате и допвзносах на накопительную пенсию;
- информация о начисленных страхвзносах «на травматизм».
На основании ЕФС-1 заменяются такие формы отчетности как СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3 и 4-ФСС. Эти отчетные формы в последний раз нужно будет подать за периоды 2022 года.
Внимание! С 2023 года также не нужно будет сдавать отчет СЗВ-М. Персонифицированные сведения о физлицах нужно будет передавать в ИФНС каждый месяц, а инспекции будут направлять их в Социальный фонд РФ.
Структура разделов отчета ЕФС-1 будет похожа на ранее действующие формы:
Старая форма |
Раздел ЕФС-1 |
Комментарий |
СЗВ-ТД |
Подраздел 1.1 по сведениям о трудовой (иной) деятельности |
Требуется передавать информацию о начале и окончании ГПХ договора. Ввели классификатор причин увольнения — потребуется указывать код, а не формулировку. |
СЗВ-СТАЖ |
Подраздел 1.2 по сведениям о страховом стаже |
Дополняется данными по СОУТ — индивидуальным номером рабочего места и классом (подклассом) условий труда. Будет графа с районным коэффициентом. Сдавать сведения потребуется не по всем сотрудникам, а лишь по тем, у которых имеются особенности учета стажа. |
ОДВ-1 Раздел 5 (ДНП) |
Подраздел 2 по основаниям для отражения сведений о периодах работы в условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии |
Сдавать нужно одновременно с подразделом 1.2, когда имеются данные о лицах, которые имеют право на досрочное назначение пенсии |
СИоЗП (для бюджетных учреждений) |
Подраздел 1.3 по информации о зарплате и условиях деятельности сотрудников в данных учреждениях |
Для многих полей имеются классификаторы допустимых значений. Минтруда будет устанавливать виды деятельности, при которых потребуется подавать указанный подраздел. |
ДСВ-3 |
Подраздел 3 по информации о застрахованных лицах, за которых уплачены допвзносы на накопительную пенсию и взносы работодателя |
Заполняется аналогично отчету ДСВ-3 |
4-ФСС |
Раздел 2 по информации о начисленных страхвзносах «на травматизм» |
Нужно указывать численность не физлиц, в пользу которых производились выплаты, а работающих лиц, застрахованных от травматизма. Добавили поле «На начало отчетного периода» в расчете сумм страхвзносов. В информации по облагаемой базе требуется выбирать тип страхователя:
Для госучреждений добавили особый раздел по определению облагаемой базы. Исключили раздел с количеством пострадавших из-за страховых случаев в отчетном периоде. |
Особенности оформления отчета ЕФС-1
Начиная с 2023 года бланк отчета ЕФС-1 оформляется на бумаге или в электронном виде (п. 1.14 Постановления № 246п). Отчет на бумажном носителе составляется с использованием шариковой синей, фиолетовой или черной ручки или печатными буквами на ПК (без помарок, сокращений и исправлений).
Форма ЕФС-1 заверяется печатью юрлица и удостоверяется подписью страхователя – руководителя юрлица (организации) или его уполномоченного представителя. При этом, если страхователь не является юрлицом, этот отчет обязательно подписывается таким лицом, а печать на нем ставится при наличии.
Подраздел 1 разд. 1 формы ЕФС-1 подлежит обязательному заполнению при оформлении подразд. 1.1, 1.2, 1.3 раздела 1.
Подразделы 2.1, 2.3 разд. 2 оформляются всеми руководителями организаций (ИП) – страхователями. Подразделы 2.1.1 и 2.2 подлежат оформлению только при наличии соответствующих показателей.
За какие нарушения будут начислять штрафы в 2023 году?
И так, давайте рассмотрим, за что вам может прилететь предупреждение, а за повторение или игнорирование предупреждения — вовсе штраф. Начнём с того, что размер штрафов за каждый пункт нарушений для должностных лиц составит от 1 000 – 10 000 рублей или предупреждение, а для юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей.
При повторном нарушении сумма штрафа увеличивается вдвое.
Список нарушений Честный Знак:
1. Нарушение сроков регистрации
1 декабря 2021 года – дата обязательного подключения к системе МОТП для группы: питьевая бутилированная вода и молочная продукция. До указанной даты необходимо:
- Новым участникам оборота нужно пройти регистрацию в Честном Знаке
- Кто уже является участником системы просто добавить новую товарную группу в личном кабинете, следуя инструкции.
Ответственность за несоблюдение сроков
К ответственности привлекут по ст. 15.33.2 КоАП РФ. Норма предусматривает наказание: штраф за несдачу СЗВ-ТД в 2022 году — от 300 до 500 рублей за предоставление недостоверных сведений о работниках.
По ст. 15.33.2 КоАП РФ, санкции за несвоевременную сдачу отчета применяют с 01.01.2021, когда вступила в силу новая редакция кодекса. Ранее действовала иная норма за нарушение трудового законодательства: штрафные санкции за СЗВ-ТД назначали по ст.
5.27 КоАП РФ, к ответственности привлекали организации и должностных лиц. Должностных лиц наказывали от 1000 руб. до 5000 руб., организации — от 30 000 руб.
до 50 000 руб.
Действующая редакция КоАП РФ ст. 15.33.2 устанавливает, какой размер штрафа, если не отправил отчет об увольнении сотрудника при увольнении СЗВ-ТД и за иные нарушения: на должностных лиц — в размере от 300 до 500 рублей. Под должностным лицом понимают работника организации, выполняющего организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции (ст.
2.4 КоАП РФ): руководители организаций или структурных подразделений. К административной ответственности привлекут директора или руководителя отдела кадров.
Норма устанавливает штраф за нарушение срока сдачи СЗВ-ТД, за неверно указанные сведения в отчете, за его несдачу. Размер санкции зависит от тяжести нарушения, его определяет контролирующий орган или суд.
Закон устанавливает санкции за не вовремя сданный отчет СЗВ-ТД, штраф за несвоевременную сдачу в 2022 году распространяется на должностных лиц, для ИП ответственность не предусмотрена.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали 5 причин, по которым могут снизить штраф по СЗВ-М. Используйте эти инструкции бесплатно.
Форма сдачи отчёта СЗВ-ТД
Пенсионный фонд принимает отчёты от страхователей по форме СЗВ-ТД в бумажном и электронном виде. Если в компании работает меньше десяти человек, можно сдавать отчёт в бумажном или электронном виде, если сотрудников больше десяти — только в электронном.
Заполнить форму СЗВ-ТД для сдачи отчётности в бумажном виде можно в текстовом редакторе ( образец ) с последующей распечаткой. Также не запрещено вносить данные шариковой ручкой на пустом распечатанном бланке. Но если информация написана неразборчиво, ПФР не примет отчёт.
В документе обязательно должны быть указаны данные руководителя, должна стоять его подпись и печать организации.
Заполненные документы нужно передать в ПФР. Вариантов несколько:
- отправить почтой с объявленной ценностью и описью вложения;
- отвезти в ПФР самостоятельно или курьером;
- передать через Многофункциональный центр (МФЦ).
Если документы в ПФР или МФЦ привозит не руководитель, а другой сотрудник, нужно оформить доверенность. При отправке почтой или курьерской службой доверенность не требуется.
Для сдачи СЗВ-ТД в электронном виде организация должна быть подключена к ЭДО ПФР .
Коды выполняемой функции СЗВ-ТД
Правила заполнения графы 6 «Код выполняемой функции» прописаны в постановлении Правления Пенсионного фонда РФ № 769п от 27.10.2020. Код указывается в обязательном порядке, даже если на предприятии нет никаких профессиональных стандартов. Без кода отчёт СЗВ-ТД не примут.
Код — это пять цифр в формате «ХХХХ.Х». В первых четырёх скрывается код, который определяет группу занятий из списка Общероссийского классификатора занятий . Цифра после точки — контрольное число, также указанное в классификаторе.
Примеры кодов для графы 6:
- техник-электрик — 3113.9;
- офис-менеджер — 3341.3;
- директор — 1120.9;
- юрист — 2611.8;
- бухгалтер — 2411.6;
- системный администратор — 2522.4.
Сроки ответственности за нарушения прослеживаемости товаров
Вступление в силу поправок в КоАП, которые установят штрафы за нарушения законодательства о НСПТ пока отложили до 01.01.2024.
В 2023 году несдача отчетности по НСПТ и оформление документов без реквизитов прослеживаемости не считаются налоговым правонарушением. Так как это не оказывает никакого влияния на уплату налогов и сборов, нормы НК РФ в этом случае не применяют.
Но это не значит, что до 2024 года можно не соблюдать требования НСПТ и не сдавать уведомления и отчёты.
Например, на сегодняшний день нет ответственности за выставление счетов-фактур в бумажном виде. Но если в документах вообще не указаны реквизиты прослеживаемости, их не будет и в декларации по НДС, и в отчёте об операциях. Это приведёт к необоснованным остаткам прослеживаемых товаров у поставщика и к расхождениям в системе.
К тому же из-за таких нарушений могут ухудшиться взаимоотношения с контрагентами – добросовестными участниками НСПТ.
Минфин предложил ввести новые штрафы за отчетность по стандарту ОЭСР
В случае невыписки электронного счета-фактуры в первый раз (в течение года), налогоплательщика ждет предупреждение.
При повторной невыписке ЭСФ в течение года, ответственность ужесточается и налогоплательщику выписывается штраф.
Величина штрафа зависит от категории субъекта предпринимательства и составляет следующие размеры:
- субъектам малого предпринимательства — 40 МРП (в 2019 году 101 000 тенге);
- субъектам среднего предпринимательства — 100 МРП (в 2019 году — 252 500 тенге);
- субъектам крупного предпринимательства — 150 МРП (в 2019 году — 378 750 тенге).
Помимо невыписки, налогоплательщик может выписать ЭСФ, но, при этом, нарушить законодательно установленные сроки.
В случае нарушения установленных сроков, налогоплательщика также ждет ответственность.
При первом нарушении срока выписки (в течение года), налогоплательщику выдается предупреждение.
При повторном нарушении сроков в течение года, выписывается штраф, который также зависит от категории субъекта предпринимательства:
- субъектам малого предпринимательства — 20 МРП (в 2019 году 50 500 тенге);
- субъектам среднего предпринимательства — 50 МРП (в 2019 году — 126 250 тенге);
- субъектам крупного предпринимательства — 100 МРП (в 2019 году — 252 500 тенге).
В соответствии с Предпринимательским Кодексом РК от 29 октября 2015 года, выделяются 3 категории:
- субъекты малого предпринимательства (в т.ч. микропредпринимательства);
- субъекты среднего предпринимательства;
- и субъекты крупного предпринимательства.
Критериями определения категории является среднегодовая численность работников и среднегодовой доход.
Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели со среднегодовой численность работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не более 300 000 МРП.
Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица со среднегодовой численностью работников от 100 до 250 человек или среднегодовым доходом от 300 000 до 3 000 000 МРП.
Субъектами крупного предпринимательства также могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица со среднегодовой численностью более 250 человек или среднегодовым доходом свыше 3 000 000 МРП.
Выставлять электронные счета-фактуры на территории РФ обязательно должны налогоплательщики НДС. Но при этом важно помнить, что фирмы, освобожденные от уплаты НДС, все-таки должны выписывать счета-фактуры, если провели операции, облагаемые данным налогом, а также если получили аванс от клиента. Счета-фактуры также обязаны выставлять фирмы, работающие по договору посредничества с комитентом на ОСНО.
Если по какой-либо причине налоговая проверка обнаружит отсутствие ЭСФ, фирме, которая обязана была это его выписать, грозит штраф, поскольку статья 120 НК РФ классифицирует это как «грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения».
- Если счет-фактура или несколько счетов-фактур отсутствуют за один налоговый период, и нет признаков налогового правонарушения, штраф составит 10 000 рублей.
- Отсутствие документов за два и более налоговых периода, обойдется в 30 000 рублей.
- Если отсутствие ЭСФ привело к занижению налоговой базы, штраф составит 20% от суммы невыплаченного налога/страховых взносов, но не менее 40 000 рублей.
Изменение законодательства о КИК с 2021 года
Написать комментарий
Для всех организаций и предпринимателей действуют единые положения по расчету суммы наказания. Рассчитывают штраф за непредставление налоговой декларации по единому алгоритму — в размере 5% от суммы неуплаченного фискального обязательства. Причем эти 5% начислят за каждый месяц просрочки, полный или неполный. Общая величина взыскания не превышает 30% от суммы налога, не уплаченного в установленный срок, но она не может быть меньше 1000 рублей. Такие указания закреплены в п. 1 ст. 119 НК РФ, письме Минфина №03-02-08/47033 от 14.08.2015.
Если фирма отчиталась не вовремя по другим видам фискальной отчетности, то ей грозят следующие санкции:
Основание | Сумма взыскания |
---|---|
Нарушение срока подачи справок по форме 2-НДФЛ | 200 рублей за каждую несданную вовремя справку |
Несдача расчета 6-НДФЛ | 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц просрочки |
Несвоевременная сдача годовой бухгалтерской отчетности в ФНС | 200 рублей за каждую непредставленную форму |
За срыв сдачи расчета по страховым взносам наказание аналогично общим штрафам — 5% за полный и неполный месяц просрочки. Итоговая сумма наказания составит не меньше 1000 рублей и не больше 30% от суммы налога к уплате. Также рассчитают и наказание за просрочку сдачи отчета 4-ФСС в соцстрах.
ВАЖНО! Фискальный штраф за несдачу в срок единой декларации в 2021 году не предусмотрен: сдача ЕУД — выбор, а не обязанность налогоплательщика. ЕУД заменяет отчетность по нескольким налогам, и если плательщик несвоевременно сдал или не сдал эти отчеты или не представил упрощенную форму, его накажут по единому правилу — от 5 до 30%, но не меньше 1000 рублей за каждую несданную декларацию.
Наказание за непредставленную пенсионную отчетность по форме СЗВ-М составит по 500 рублей за каждое застрахованное лицо из просроченного отчета.
Внедрение штрафов по ЭСФ перенесено на 1 апреля
С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам.
Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб. Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб.
Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст. 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.
Как известно, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения суммы недоимки. При этом не редкость, когда сумма пени в требовании гораздо меньше той, которая будет на дату фактического погашения долга по налогу, а налогоплательщик перечисляет в бюджет только суммы, указанные в требовании. В такой ситуации инспекция может направить требование на «зависшую» сумму пени (с даты требования по день фактической уплаты налога). Отдельного срока для направления требования об уплате задолженности по пеням, когда задолженность по налогу уже уплачена, НК РФ не содержал и зачастую приходилось руководствоваться общими положениями п. 5 ст. 75 НК РФ, разъяснениями Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.51), письмом ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, с учетом которых требование должно направляется не позднее 3 месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части), если ее размер менее 500 руб., а с учетом более новой редакции п.1 ст. 70 НК РФ — менее 3 000 руб.
Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ.
Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб.
С 23 декабря 2020 года расширен перечень документов, которые могут быть представлены (получены) налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Так, через МФЦ можно будет подать в инспекцию сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, получить налоговое уведомление (п.2.1 ст. 23, п.4 ст. 52 , ст. 362 НК РФ).
Напоминаем, что организации обязаны уведомить налоговый орган о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, если не получили сообщения об исчисленной инспекцией сумме налогов по таким объектам. Если этого не сделать — штраф 20% от неуплаченной суммы налога (п. 2.2 ст. 23, п. 3 ст. 129.1 НК РФ).
Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.
С 1 января 2021 года отменены ограничения по уточнению платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Для них предусмотрены общие «налоговые» правила, т.е. платежи по страховым взносам можно уточнять даже если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС (п. 9 ст. 45 НК РФ).
Кроме того, уточнено, что излишне уплаченная или излишне взысканная сумма страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, только если по информации территориального органа ПФР указанная сумма в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ).
Следует отметить, что данная поправка связана с Постановлением Конституционного Суда от 31.10. 2019 № 32-П, которым признано «неконституционными» существующие ограничения прав страхователя на возврат излишне уплаченных им взносов.
С 1 июля 2021 года инспекция вправе признать поданную декларацию (расчет) «непредставленной» по основаниям, определенным в закрытом перечне (ст.80 НК РФ). Так, если в ходе «камералки» инспектор выявит наличие хотя бы одного из нижеперечисленных обстоятельств, отчетность будет считаться «непредставленной» (п.4.1 ст. 80 НК РФ):
- подписание декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
- дисквалификация генерального директора, подпись которого стоит в отчетности;
- отчетность подписана электронной подписью (УКЭП) физического лица, умершего еще до даты подписания документа. Напомним, что дата смерти есть в Реестре ЗАГС;
- в отношении генерального директора, который подписал отчетность, в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности информации;
- до даты подачи отчетности компания исключена из ЕГРЮЛ;
- данные декларации по НДС не соответствуют установленным контрольным соотношениям;
- общая сумма страховых взносов в расчете по не соответствует данным по каждому застрахованному.
Кстати, сейчас инспекторы тоже могут признать отчетность «непредставленной» — основания поименованы в пункте 19 Административного регламента (утв. Приказом ФНС от 08.07.2019 года № ММВ-7-19/343). Например, это подача декларации не в ту инспекцию, не по той форме (формату), случаи, когда не подтверждены полномочия подающего отчетность, декларация подписана дисквалифицированным руководителем.
То есть, с июля 2021 года закрепляются на законодательном уровне положения, фактически действующие сейчас, а в отношении декларации по НДС вводится еще одно основание, когда она может считаться «непредставленной» — данные отчетности не соответствует контрольным соотношениям, определенным ФНС.
О факте непредставления отчетности инспекция уведомит в течение 5 рабочих дней со дня выявления «нехорошего» обстоятельства (п.4.2 ст.80 НК РФ в ред. с 01.07.2021 г.).
Если установлены несоответствия показателей представленной декларации по НДС по контрольным соотношениям (нарушен порядок заполнения) — инспекция «обрадует» уведомлением по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации (п. 5.3 ст. 174 НК РФ).
Чтобы исправить ситуацию и декларация была признана вовремя сданной надо успеть представить исправленную отчетность в течение 5 рабочих дней после получения уведомления, (новые п.5.3 и 5.4 ст. 174 НК РФ).
Кстати, с 01.07.2021 года полномочия лица, подписавшего декларацию, можно подтвердить электронным документом (доверенностью), подписанным УКЭП доверителя (п. 5 ст. 80 НК).
ФНС должна успеть к июлю 2021 года подготовить электронный формат доверенности на подписание от его имени отчетности и порядок ее направления по телекоммуникационным каналам связи.
Указанные новшества касаются налоговых деклараций (расчетов), поданных в налоговый орган после 01.07.2021 года.
Основание — Закон № 374-ФЗ.
С 1 июля 2021 года у налоговой службы появится новое основание для проведения повторной выездной налоговой проверки (ВНП). Она может быть проведена не только в случае, если за проверенный период представлена «уточненка» в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (пп.2 п.10 ст.89 НК РФ), но и в случаях, когда в уточненной декларации увеличена заявленная к возмещению сумма НДС (акциза) либо увеличена сумма полученного убытка.
Дополнения в пп.2 п.10 ст. 89 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2020 года № 470-ФЗ.
К сожалению, в настоящее время НК не содержит ни конкретного списка документов, которые вправе запрашивать ИФНС, ни ограничений по их количеству. Но на основании положений кодекса можно очертить границы, за рамки которых инспекция выходить не должна:
- При проведении налоговой проверки может быть запрошена только та документация, которая относится к проверяемому периоду и налогу.
- При запросе данных о контрагенте, представляется документация об отношениях именно с этим контрагентом, иные сведения (например, о других субъектах) компания подавать не обязана.
- Налоговики могут требовать только те документы, обязанность оформления и ведения которых установлена налоговым законодательством.
- Повторное истребование документации неправомерно. Исключение составляют документы, которые ранее представлялись в ИФНС в подлинниках, а затем были возвращены владельцам.
За нарушение положений НК налогоплательщику грозят взыскания в денежной форме. При этом законодательство разграничивает ответственность за непредставление документов и несообщение информации. Разберем подробнее.
В этой статье прописаны санкции для хозяйствующих субъектов, не представивших документацию. На нарушителей налагаются штрафы:
- 200 руб. за каждый ненаправленный документ, если проводится проверка самой компании. В случае неподачи документации относительно прибыли контролируемой фирмы-иностранца штраф составит уже 100 000 руб.
- 10 000 руб., если налогоплательщик не подал в срок документацию по клиенту в рамках встречной проверки или не направил документы по конкретной сделке, запрошенные налоговиками вне каких-либо проверок.
Аналогичная сумма взимается за отказ в представлении документов или передаче заведомо недостоверных данных.
По этой статье с налогоплательщиков взимаются штрафы за несвоевременное предоставление информации:
- 5 000 руб., если деяние совершено впервые;
- 20 000 руб., если компания допустила нарушение повторно в течение одного года.
За игнорирование требования налоговиков о передаче информации взимаются аналогичные суммы.
Обратите внимание!
Если налогоплательщик не представил как документы, так и информацию о контрагенте, контролеры могут выписать одновременно 2 штрафа (по ст. 126 и по ст. 129). Данное право подтверждено решением АС ВСО от 12.11.18 № А33-16694/2017.
Особенности переходного периода. Суммы авансов, уплаченных в 2022 году, будут переведены на ЕНС и распределены после того, как будет сдана годовая отчетность. Подавать уведомление на эти суммы не надо.
На авансовые платежи по налогу на прибыль, отраженные в декларации за 3 квартал 2022 года, уведомления подавать не надо.
Переплата по налогу на прибыль в региональный бюджет сейчас зарезервирована под годовую декларацию и в данный момент, в переходный период, ее учет ведется отдельно. Впоследствии она будет учитываться в составе ЕНП.
Если после сдачи декларации по налогу на прибыль останется переплата в региональный бюджет, эта сумма будет учтена на ЕНС и увеличит его положительное сальдо.
Если по налогам платили авансовые платежи в 2022 г., продолжаете их платить в 2023 г. и параллельно сдавать уведомление ежеквартально о сумме, которая подлежит уплате по результатам истекшего квартала.
Переплата по налогам и сборам, имеющаяся на 31.12.2022, будет распределена по правилам для ЕНС, исходя из сроков уплаты налогов. Если сроки одинаковые, то будет распределяться пропорционально исчисленной обязанности.
Если на конец декабря по одному из налогов есть переплата, а по другому — долг, заявление на зачет можно не подавать, так как переплата будет переведена на ЕНС и за счет нее будет погашен долг.
Отложенные налоговые обязательства 2022 г. для некоторых организаций на УСН в 2023 году платятся на ЕНС, в том числе и годовой расчет по УСН.
Если организация имела право на перенос срока уплаты страховых взносов за 2 и 3 квартал 2022 года, но продолжала их уплачивать, то подавать уведомление не надо. На ЕНП буду лежать уплаченные суммы страховых взносов, ими налогоплательщик может распоряжаться по своему усмотрению.
На ЕНС можно положить авансом денежные средства. Они будут там храниться, их можно будет вернуть по заявлению. Решение о возврате будет принято в течение одного рабочего дня.
Денежные средства с ЕНП будут автоматически списываться в обязательства налогоплательщика при предоставлении уведомления или итогового расчета.
Если в текущем месяце налоги не исчислены, уведомление подавать не надо.
За 3 квартал 2022 г. НДС к возмещению, срок принятия решения — январь 2023 г. Заявление к возврату передано с декларацией.
Исходя из статьи 4 263-ФЗ надо будет писать заявление, так как заявления на возврат /зачет, поданные до 01.01.2023, не рассмотренные на эту дату, рассмотрению налоговым органом не подлежат.
Относительно возврата НДС к возмещению. После того, как сумма НДС будет подтверждена, она будет отправлена в ЕНП. Заявление на возврат надо будет писать с положительного сальдо ЕНС, не с НДС.
Страховые взносы за декабрь 2022г., уплаченные в январе 2023 г., будут начислены 2023 годом.
Правила блокировки. Правила блокировки счетов в 2023 году в целом не меняются. Изменение в том, что счет будет блокироваться только на сумму отрицательного сальдо ЕНС.
Периодичность сдачи отчета
Перечислять допвзносы компании и ИП обязаны ежемесячно по аналогии с тем, как они уплачивают обычные страховые взносы. Сроки уплаты не отличаются — платить надо до 15-го числа следующего месяца.
Что касается подготовки реестров, то сроки сдачи отчетности ДСВ-3 в 2022 году — не позже 20-го числа месяца, следующего за кварталом. Таким образом, за последний квартал следует отчитаться не позже 20 января следующего года. Таблица сроков сдачи выглядит так:
Отчетный период | Дата сдачи |
---|---|
I квартал | 20 апреля |
II квартал | 20 июля |
III квартал | 20 октября |
IV квартал | 20 января |
Отчетность во внебюджетные фонды
Все работодатели должны ежеквартально отчитываться в ФСС РФ по взносам «на травматизм». Санкции здесь похожи на те, что применяются за нарушения при сдаче налоговых деклараций: берется 5% от суммы к уплате за каждый просроченный месяц. Минимум также составляет 1000 руб., а максимум – 30%.
Разница только в том, что базой для исчисления штрафа будет не вся сумма, указанная в расчете, а только та, что начислена за последние три месяца (ст. 26.30 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…»).
Кроме того, работодатели — юридические лица должны ежегодно направлять в ФСС РФ подтверждение основного вида деятельности для того, чтобы фонд установил им тариф взносов «на травматизм».
Штраф за просрочку в данном случае не предусмотрен. Однако фонд тогда имеет право установить для нарушителя тариф по максимальной ставке, исходя из всех видов деятельности, которые указаны по этой организации в госреестре (п. 13 постановления Правительства РФ от 01.12.2005 № 713).
В Пенсионный фонд все работодатели должны сдавать персональную информацию по застрахованным лицам по формам СЗВ-М и СЗВ-стаж.
Штрафы за нарушения сроков по ним одинаковы и составляют 500 руб. за каждого сотрудника, включенного в отчет (ст. 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…»).
Должностные лица за просрочку любых отчетов, направляемых во внебюджетные фонды, будут наказаны штрафом в размере от 300 до 500 руб. Это предусмотрено ст. 15.33 и 15.33.2 КоАП РФ.