Закон о тонировке 2023: последние новости
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о тонировке 2023: последние новости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как мы уже упомянули выше, тонировку не разрешили, и законодательство по нашей теме постоянно ужесточается. И, если Вы ещё не в курсе всей ухищрительной практики правоприменения наказаний к водителям затонированных машин, то нижеперечисленное может заставить Вас раз и навсегда отказаться от такой затеи, вероятно, в пользу солнечных очков, которые не запрещены.
Правила разрешенной тонировки стекол
Если вам нужна актуальная информация о том, какие правила действуют в плане разрешенной тонировки стекол автомобиля, обратитесь на п. 7.3 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации. Именно там указано, какая тонировкаразрешена на данный момент с перечислением полного списка требований. Причем касаемо не только тонировки окон, но и других требований к эксплуатации ТС. Если же есть хотя бы одна неточность, использовать такой автомобиль может быть проблематичным.
Тонировки касается пункта, согласно содержимому которого, передняя часть окон авто не должна иметь ничего, что может ухудшить обзор водителя. Министерство транспорта периодически совершенствует рассматриваемое положение. Например, в 2016 стандарты тонировки были выведены на более современный уровень по ГОСТу, поскольку раньше использовали правила, которые ввели ещё в 1988 году. Они успели морально устареть.
К ак проверяется тонировка?
Стекол со 100%-ной светопропускной способностью в природе не существует. Даже лабораторное стекло дает не более 95%, а бытовые стекла — до 90%. Добавьте тонированную пленку, и стекло потеряет в прозрачности еще 10-15% в лучшем случае. Именно поэтому тонировать автостекла следует крайне осторожно.
Визуального контроля тонировки, в сущности, не существует — его точность минимальна. Однако правило, согласно которому, если вы видите тонирование на стекле, то оно уже не соответствует ГОСТ, справедливо.
Сотрудники ГИБДД проверяют уровень затонированности автостекол специальными приборами — тауметрами. Это оборудование должно быть сертифицированным (сертификат — на руках у инспектора) и опломбированным. Вы, как водитель, имеете полное право потребовать сертификат прибора и прибор к осмотру целостности пломб.
Результаты проверки тонировки заносятся в протокол. Если показатели не укладываются в установленный ГОСТ, вам выпишут штраф в размере 500 рублей. Если вы не согласны с проверкой и результатами, можно затребовать провести проверку повторно и в присутствии двух понятых. Штраф можно также обжаловать через суд.
Важно! Считается, что проверка тонировки автостекол должна проводиться при влажности воздуха 40-80% и атмосферном давлении не выше 106 кПа. Однако на практике сотрудники ГИБДД имеют право проверять тонировку в любых погодных условиях и при любом уровне освещенности. Закон им этого не запрещает.
Какой производитель тонировки самый лучший
Явным и безоговорочным лидером в производстве плёнок для тонировки является США. Как показывает практика, качественные плёнки нужно выбирать среди американских брендов: Llumar, Ultra Vision, SunTek, ASWF, Armolan, Johnson, 3M. Этот список могут разбавить индийская компания Sun Control и корейская Nexfil, у которых качество продукции также на высоте. Перечисленные фирмы имеют отлаженный процесс производства и дорожат своим именем. Поэтому при покупке проверяйте наличие сертификатов, чтобы не нарваться на подделку.
В противовес всем стоит китайская тонировочная плёнка. Её главное преимущество — цена. Главный недостаток — всё остальное. Слабая прочность, плохая защита от солнца и проблемы при установке (не самый лёгкий процесс наклеивания, заломы и плохой клей) частые спутники плёнок из Китая. Рекомендуется к использованию только как временный вариант по причине ограниченного бюджета на автомобильный тюнинг.
Какой штраф за тонировку предусмотрен в 2021 году
Здесь тоже пока нет ясности из-за несовершенства законодательства. Чтобы увеличить штраф с 500 руб. до более значительных цифр, как и планировалось, нужно чтобы вступила в силу новая редакция ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП. Но изменения до сих пор находятся на этапе законопроекта и обсуждаются. Пока они не приняты.
Законопроект КоАП в п.5 ссылается на технический регламент о безопасности транспортных средств. Имеется в виду техрегламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 с изменениями от 21.06.19, где в пункте II – Определения, указано, что прозрачная часть передних и боковых окон должна иметь светопропускание не менее 70%.
Расхождение с ныне действующим ПДД, ссылающимся на отмененный ГОСТ 5727-88 останется, что приведет к новым судам. Какими будут в этом случае судебные решения – пока не известно.
Новая редакция ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП вводит следующие штрафные санкции:
- За управление транспортным средством со светопропускающей способностью, не соответствующей техническому регламенту, автолюбитель первый раз заплатит штраф в размере 500 руб., как и раньше.
- Повторное правонарушение повлечёт штраф размером 3000 руб. То есть убежденные «поклонники тьмы» заплатят в 6 раз больше. Но это произойдет, когда новый КоАП вступит в силу. Возможно, к этому моменту такой пункт вообще исчезнет или сумма штрафа поменяется.
- Под запрет, как и прежде, попадает зеркальная тонировка, поскольку она отражает свет и мешает другим участникам движения. В этом случае штраф пока будет составлять 500 руб., но после принятия нового КоАП, любители «зазеркалья» заплатят за повторное нарушение 3000 руб.
- На штрафы, как и раньше, распространяются льготы. При оплате в течение 20 дней можно получить 50% скидку и отдать 250 руб.
Какая тонировка стёкол автомобиля разрешена
Не стоит полагаться на «авось» во всём, что касается установленных регламентов. Прежде чем обращаться в автомобильный сервис за услугами тонирования, необходимо выяснить, какая тонировка стёкол автомашин разрешена по ГОСТу в 2021 году.
Нормы затемнения автостекол установлены в ГОСТ 32565-2013, начавшем действовать 01.01.2015 года. Примечание: данные нормативы приняты не только в РФ, но и в Армении, Киргизии, Молдове, Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане. Об этом стоит помнить, отправляясь в перечисленные страны на своём авто.
В пункте 5.1.2.5. указанного ГОСТа сказано, что светопропускание всех стекол, обеспечивающих водителю обзор, должно быть не менее 70 % (для бронированных авто — не меньше 60 %). Ветровое же должно быть еще более прозрачным — 75 % (хотя это требование в рассматриваемом ГОСТе не указывается, зафиксировано только требование о 70 %).
Важно: в документе также определено, что при наличии двух внешних (т. е. на кузове) зеркал заднего вида, светопропускание заднего стекла не нормируется. Но, в случае если на машине нет указанных зеркал, то и для заднего обзора актуальна светопропускающая способность в пределах 70 процентов.
Стоит отметить, что любое заводское автостекло не обладает коэффициентом пропускания света, равным 100 %. Новое имеет 90 %, бывшее в употреблении — 80 %. Следовательно, делать дополнительную тонировку лобового стекла не допускается. Его разрешено затемнять только не пропускающими свет полосами любого цвета, по ширине не превышающими 140 мм и клеящимися к его верхней кромке. При этом светопропускание этой полосы не нормируется.
Правила также предусматривают, чтобы при лобовом обзоре не было искажено цветовосприятие белых, жёлтых, красных, зелёных и голубых оттенков.
Размер штрафа за неправильную тонировку
Прежде всего водители должны знать, что сотрудники ГИБДД вправе осуществлять замер коэффициента светопропускания только с применением исправных сертифицированных измерительных устройств (тауметров) в определённых условиях окружающей среды. К таковым относится: влажность воздуха в диапазоне от 40 до 80 процентов, атмосферное давление от 86 до 106 кПа.
При этом следует удостовериться, что стекло, которое собирается проверить инспектор, в момент выполнения экспертизы находится в сухом и чистом виде. Такими же должны быть и датчики (без загрязнений и пленок).
Процедура замера показателей тонировки стёкол осуществляется в трёх точках обследуемой поверхности. После чего выводится среднее арифметическое снятых значений. Это и является итогом диагностики.
Водитель вправе запросить у сотрудника инспекции документы, свидетельствующие об исправности измерительного оборудования, о поверке его в учреждении стандартизации, а также посмотреть, опечатан ли прибор.
Если результаты первичного замера не удовлетворили водителя, то он имеет право требовать проведения дополнительного измерения в присутствии двух понятых.
Как выбирать тонировку для городских условий
- Обращайте внимание на многослойность. Чем больше слоев покрытия, тем оно прочнее и долговечнее. При этом учитывается параметр видимости.
- Светопропускаемость, то есть процентный уровень затемнения. Этот параметр описан в предыдущих разделах по градациям: от почти прозрачных до самых темных, за которыми едва различается силуэты.
- Защитные свойства от температурного воздействия. Особое место по этому показателю занимают атермальные пленки.
- Цвет покрытия. Это уже относится к области вкуса. Оформить стекла под цвет машины, по контрасту либо в соответствии с определенным стилем – ретро, металлик, хай-тек или иным, решение принимает владелец. Главное, чтобы тонировка не давала бликов, не искажала цвета. чтобы через нее все было четко видно.
Штрафы за неправильную тонировку
Мы не рекомендуем тонировать автомобиль пленкой, показатель светопропускания которой превышает допустимый предел для передних и боковых стекол. Согласно поправкам к
1 500 рублей штраф за неправильную тонировку в первый раз и 5 000 рублей при повторном нарушении.
Каждое последующее нарушение обойдется владельцу автомобиля в 5000 рублей. В качестве дополнительного наказания рассматривается также лишение прав сроком на 6 месяцев (пока не утвердили).
Варианты разрешенной тонировки по госту
Стекло тонируют с помощью пленок. Некоторые из них законны, потому что пропускают свет в том количестве, которого требует гост. Выбор пленки и степени затемнения — за вами.
Атермальная пленка. Такая пленка препятствует нагреву салона в жаркие дни. Когда машина стоит на солнце, разница температур в салоне с пленкой и без нее — до 20℃.
Цветная светочувствительная пленка — хамелеон. Она меняет уровень освещенности в салоне в зависимости от освещения на улице. Чем ярче внешний свет, тем темнее становится тонировка. Может быть любого цвета и маркировки по желанию заказчика.
Важно, чтобы такая пленка не искажала цветовосприятие у водителя. Например, если загорелся желтый сигнал светофора, водитель не должен видеть его как зеленый.
Съемная тонировка из силикона или пластика. Этот способ тонировки используют те, кто рассчитывает избежать штрафа и снять тонировку на месте, перед инспектором. На практике такой способ редко работает.
Какая тонировка разрешена?
Светопропускная способность передних и задних стекол на автомобиле регламентирована требованиями ГОСТ 32565-2013 и ГОСТ 33997-2016. В этих стандартах прописан максимальный процент затемнения для разных окон транспортного средства. В частности, указана разрешенная тонировка для передних и боковых стекол автомобиля, определен размер полосы цветной пленки, наносимой на верхний край.
За нарушение этих требований водителю грозит штраф, установленный частью 1 п.5 ст.12 КоАП РФ [6] .
Если вы решили использовать тонировочную пленку на лобовом или заднем стеклах, помните, что элементы с эффектом зеркального отражения полностью запрещены. Также ГОСТ не разрешает проводить затемнение и окраску лобового стекла. Допускаемое снижение светопропускной способности предусмотрено для покрытия разницы, создаваемой за счет особенностей заводского материала.
Нормативные документы
Несмотря на видимые преимущества, тонирование стекол автомобиля – тема неоднозначная. Разрешена ли тонировка можно узнать, обратившись к законодательным актам, регулирующим этот вопрос. Правила дорожного движения говорят о том, что любой вид покрытия стекол (лобового, бокового, заднего), изменяющий (в худшую сторону) их прозрачность, может стать основанием для запрета использования автомобиля.
Основным регламентирующим документом по автомобильному стеклопокрытию является ТС «О безопасности колёсных транспортных средств». Этот технический регламент был принят к исполнению с первого января 2015 года.
Требования прошлых документов к стеклам автомобилей остались практически без изменений, хотя большинство владельцев машин ждали смягчения некоторых моментов в этой области.
Всё, что нужно знать о атермальной тонировке
Человек, далёкий от темы тонирования, не знает, что существует огромное количество плёнок. Не меньше – производителей. Каждая выпускается с определённым процентом затемнения: 5, 10, 15, 20, 35 и так далее. Это и есть светопропускаемость. Допустимо по закону 70%, если говорить про передние двери, и 75%, если речь идёт о лобовом стекле. Атермальная плёнка, как правило, выпускается 80-ти и 90-процентная. Таким образом, она выполняет свою «работу», защищая человека, сидящего в авто, от ультрафиолета и жарких солнечных лучей, и проходит по ГОСТу. Однако, некоторые из них дают маленькую погрешность, что зависит от оттенка стекла, ведь машины часто уже с завода тонированные.
Атермальная тонировка помогает удержать до 75% света, 55% тепла и 99% ультрафиолета. Как правило, она прозрачная, но может иметь оттенок.
Приборы для проверки тонировки лобового и передних стекол
Светопропускную способность автостекла замеряет сотрудник ГИБДД. При этом важно помнить, что полученные измерения имеют небольшую погрешность. Однако, если проводить проверку неправильно, результаты получатся недостоверные. Чтобы отклонение в показателях было минимальным, температура, влажность и давление должны быть оптимальными.
Какие приборы используют полицейские, чтобы провести проверку тонировки:
- «Свет»
Световой излучатель и приемник оборудованы магнитами, поэтому применять данное устройство достаточно комфортно. По требованиям, замерять светопропускную способность следует не менее трех раз. Чтобы полученная информация была достоверной, необходимо найти среднее арифметическое от полученных замеров. Главный плюс данного прибора – его можно использовать даже в сильные морозы.
- «Тоник»
Два прибора придется держать руками, в результате чего погрешность данных получается большой. Чтобы замерить светопропускную способность правильно, отметки с двух сторон «Тоника» должны совпасть. Можно использовать устройство в температурном диапазоне от 10 °С ниже нуля до + 40 °С.
- АКЛ-2М
Погрешность показаний окажется высокой, если резиновые прокладки прибора не будут плотно прилегать. Допустимо использование данного устройства при температуре выше +10 °С.
Как проводят измерения: с одной стороны располагают излучатель, с другой находится приемник. Показатель будет равен 100 %, если приложить оба элемента друг к другу. Однако значение намного уменьшится, если между элементами расположено автостекло.
Чтобы получить достоверные данные, поверхность стекла не должна быть влажной.