Подоходный налог в Украине. Ставки НДФЛ в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подоходный налог в Украине. Ставки НДФЛ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2023 года для больших компаний введена обязательная подача по запросу Государственной налоговой службы (ГНС) стандартного аудиторского файла, который содержит информацию о наличии и состоянии активов, о собственном капитале и обязательствах, данные об изменениях в финансово-хозяйственном состоянии предприятия за определенный период.
Корпоративный налог в Украине
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Ставка корпоративного налога | 18 % | 2022 |
Согласно ст. 151.1 и п. 10 разд. ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины предусмотрено постепенное снижение ставки налога на прибыль до 16%
-
- с 01.04.2023 г. применяется ставка налога на прибыль — 23%;
- с 01.01.2023 г. применяется ставка налога на прибыль — 21%;
- с 01.01.2023 г. применяется ставка налога на прибыль — 19%;
- с 01.01.2023 г; применяется ставка налога на прибыль — 16%.
Следует подчеркнуть, что прибыль по итогам деятельности в I квартале 2023 года облагается по ставке 25%.
Согласно п. 152.9 Налогового кодекса Украины налоговым периодам по налогу на прибыль являются: календарные квартал, полугодие, три квартала, год. При этом ведение налогового учета осуществляется нарастающим итогом с начала года.
Отдельно следует обратить внимание на то, что разд. XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины предусматривает, что с 01.04.11 г., налогоплательщики сверхприбыль предприятий составляют нарастающим итогом и представляют декларацию по налогу на прибыль за следующие отчетные налоговые периоды: II квартал, ИI и III кварталы и II-IV кварталы 2023 года. То есть в 2023 году такие отчетные периоды по налогу на прибыль, как полугодие, три квартала и год, не будут применяться.
И, наконец, обращаем внимание, что согласно п. б подразделе. 10 «Прочие переходные положения» разд. XX Налогового кодекса Украины не применяются финансовые санкции к плательщикам налога на прибыль предприятий и налогоплательщиков, которые перешли на общую систему налогообложения, за нарушение налогового законодательства по результатам деятельности во II и III календарных кварталах 2023 года.
- прибыль предприятий, полученную ими от деятельности по одномастной производства электрической и тепловой энергии и / или производства тепловой энергии с использованием биологических видов топлива;
- прибыль производителей техники, оборудования; определенных ст. 7 Закона от 14.01.2000 г. № 1391-ХИ / «Об альтернативных видах топлива» для изготовления и реконструкции технических и транспортных средств, в том числе самоходных сельскохозяйственных машин и энергетических установок, потребляющих биологические виды топлива, полученный от продажи за предназначенной техники, оборудования и устройств, произведенных на территории Украины.
Уклонение от выплат налогов
Неуплата налогов или других всевозможных обязательных сборов грозит серьезной ответственностью, указанной в Уголовном кодексе страны. Уклонение от уплаты налогов, связанное с целенаправленным стремлением не платить государству, вне зависимости от того, физическое ли это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, или же юридическое, грозит неминуемым штрафом, размер которого доходит до 34 000 гривен.
Возможны случаи, когда вследствие уклонения от уплаты налогов человека лишают права занимать свою должность или же управлять бизнесом. Примерный срок этого ограничения — три полных календарных года. Связаны эти строгие меры с тем, что государственный бюджет лишается значительной суммы от каждого предприятия, с которого взимается налог, в размере до 60 000 гривен.
Помесячная уплата авансов
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны два варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
Упрощенная система налогообложения
Упрощенная система налогообложения (УСН), то же самое что единый налог, значительно отличается от общей системы. Выбрать упрощенную систему могут как юрлица, так и физлица. Субъекты предпринимательской деятельности, которые используют ее, платят налоги от общих доходов, а расходы при этом не учитываются. В связи с этим уменьшается налоговая нагрузка и расходы на ведение бухгалтерии значительно сокращаются. Благодаря такой особенности ведение налогового и бухгалтерского учета упрощается.
Предприниматели, пользующиеся УСН, платят меньшие налоги за счет низких ставок на них. Это, в свою очередь, позволяет в разы повысить прибыль. Пользоваться подобной привилегией теперь может большее количество предпринимателей, так как с 2013 года использование УСН и единого налога (ЕН) распространяется сразу на несколько групп. Главным ограничением работы на упрощенной системе является — превышение своих лимитов при получении доходов, наем большего количества работников, чем положено или получение дохода за запрещенным для определенной группы КВЕДом. За нарушение норм законодательства налоговая автоматически переводит на общую систему.
Какие налоги платят иностранцы в 2021 году в РФ
Порядок исчисления НДФЛ с иностранных работников в 2021 г. не меняется. Т.е. к доходам в 2021 г. применяются те же ставки НДФЛ, что и в 2021 году. Например, ставка НДФЛ для иностранных граждан, работающих по патенту, остается в 2021 г. на уровне 13%.
Сроки перечисления НДФЛ налоговыми агентами в 2021 году такие же, как и в 2021 году. Так, к примеру, независимо от способа выдачи зарплаты работникам (перечисление на банковские карты или выдача наличными), НДФЛ перечисляется не позднее дня, следующего за днем выплаты зарплаты.
Не следует забывать и о необходимости подать уведомление о принятии на работу гражданина Украины с РВП. Если у украинского кандидата на работу есть вид на жительство, метка об этом тоже должна быть в его паспорте. Помимо этого он должен принести вам особый бланк, который выдается иностранцам в миграционной службе.
Общая характеристика налоговой системы
Главы государств ЕврАзЭС в соответствии с Положением о статусе наблюдателя при Евразийском экономическом сообществе 13 мая 2002 г. приняли решение о предоставлении Республике Молдова и Украине статуса наблюдателей при ЕврАзЭС.
Налоговая система Украины представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, а также мер по обеспечению их уплаты.
В Украине применяется двухуровневая налоговая система, включающая 23 общегосударственных и 16 местных налогов и сборов. К общегосударственным налогам и сборам относятся:
- НДС;
- акцизный сбор;
- налог на прибыль предприятий;
- налог на доходы физических лиц;
- таможенная пошлина;
- государственная пошлина;
- плата (налог) за землю;
- рентные платежи;
- налог на собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
- налог на промысел;
- сбор за геолого — разведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;
- сбор за специальное использование природных ресурсов;
- сбор за загрязнение окружающей природной среды;
- сбор на обязательное социальное страхование и т.д.
В число местных налогов и сборов входят:
- налог на рекламу;
- коммунальный налог;
- гостиничный сбор;
- сбор за парковку автотранспорта и т.д.
В каких случаях можно освободить КИК от налогообложения в Украине?
Украинским бизнесменам и инвесторам, которые определяются контролирующими лицами КИК, необходимо помнить, что не всегда прибыль оффшора может подлежать налогообложению на территории Украины. Доходы не будут включены в налогооблагаемую базу, если:
- существует СИДН, заключенное между Украиной и юрисдикцией регистрации оффшорной компании;
- КИК уплачивает налог по ставке 18% или более (базовая величина налога на прибыль в Украине);
- оффшор уплачивает налог по ставке не ниже 13% (разница с украинской ставкой не должна быть более 5 процентных пунктов);;
- пассивные доходы КИК составляют до 50% от общей прибыли.
Независимо от того, выполняются ли вышеперечисленные условия, ваша оффшорная компания не будет объектом налогообложения в украинской юрисдикции, если:
- на конец отчетного периода совокупная прибыль всех КИК одного контролирующего лица менее 2 млн. EUR;
- оффшор является публичной организацией с участием на официальной фондовой бирже;
- оффшорная компания не ведет коммерческую деятельность с распределением доходов в пользу владельцев (например, благотворительный фонд).
Пример расчёта налога для Киева:
В 2019 году нужно платить налог за 2018 год. Минималка 3723. Льготная площаль 60 и 120 кв. м. Ставка налога 1.25%. Платить нужно 46, 54 гривны за метр.
В 2020 году нужно платить налог за 2019 год. Минималка 4173. Льготная площадь 60 и 120 кв. м. Ставка налога 1,5%. Платить нужно 62,60 гривны за метр.
В 2021 году нужно платить налог за 2020 год. Минималка 4723. Льготная площадь 60 и 120 кв. м. Ставка налога 1,5%. Платить нужно 70,84 гривен за метр.
В 2022 году нужно платить налог за 2021 год. Минималка 6000. Льготная площадь 60 и 120 кв. м. Ставка налога 1,5%. Платить нужно 90 гривен за метр.
В 2023 нужно платить налог за 2022 год. Минималка 6500. Льготная площадь 60 и 120 кв. м. Ставка 1.5%. Платить нужно 97.50 гривен за метр.
Единый налоговый счет
С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:
-
для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;
-
для выполнения обязательств организации перед бюджетом.
На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:
-
положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);
-
отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;
-
нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).
Дата определения доходов и расходов
Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:
- Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
- Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.
По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:
- прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
- косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.
При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
Оплату ЕСВ осуществляют предприятия или организации, которые выступают в роли работодателей и являются участниками системы социального страхования.При этом работодателем считается не только предприятие, использующее труд наемных работников, но и предприниматель, который обеспечивает себя работой самостоятельно.
Детальный перечень плательщиков ЕСВ указан в 2 разделе 4 статьи закона 2464.
Не являются плательщиками ЕСВ пенсионеры или люди, которые получают пенсию по инвалидности, поскольку их доход состоит из пенсионных выплат, которые сформированы из средств социального/пенсионного страхования.
Впрочем, пенсионер становится плательщиком ЕСВ, если кроме пенсии он получает еще какие-либо доходы — работает, занимается предпринимательством или другой деятельностью, с которой взимается ЕСВ.С 2017 года законодатель обязал уплачивать ЕСВ предпринимателей, которые не имеют доходов, т.н. «спящие» СПД. Отныне такие СПД обязаны платить ЕСВ в размере минимального страхового платежа, что в 2020 году составляет 1039,06 гривны (размер минзарплаты умноженный на 22%).
Сведения о плательщиках единого взноса заносят в реестр застрахованных лиц иили в реестр страхователей. Снятие с учета и исключение из реестра может состояться только после того, как проверяющие подтвердят, что человек выплатил всю сумму, которую должен был.
Плательщики ЕСВ обязаны:
- Производить расчет и оплату ЕСВ, своевременно и в полном объеме
- Вести учет ЕСВ в определенном формате
- Допускать представителей контролирующих органов для осуществления проверки правильности расчета и полноты уплаты ЕСВ
- В определенные сроки подавать отчетность по ЕСВ
- Предоставлять застрахованному информативные сведения об уплаченных взносах (по требованию и без дополнительной оплаты)
- Подавать в составе отчета по ЕСВ сведения о принятых на работу лицах, у которых отсутствует свидетельство застрахованного лица
Закон 2464 содержит информацию о правах плательщиков ЕСВ, и гласит, что плательщики могут
- Получать в налоговом органе и пенсионном фонде информацию относительно расчета и/или оплаты единого взноса
- Обращаться в ПФ и орган доходов и сборов с заявлением о смене условий расчета взноса, если статус плательщика был изменен
- Защищать свои интересы в установленной законодательством форме
Стоит отметить, что с тех пор, как Верховная Рада приняла закон, его неоднократно изменяли и дополняли. По этой причине бухгалтерам и руководителям предприятий следует сверяться с актуальным оригиналом документа, чтобы исключить в своей работе ошибки. Особенно это касается перечня видов доходов, которые не включены в базу единого соцвзноса.
Правительство также работает над тем, чтобы привести базу для расчета НДФЛ и ЕСВ к «общему знаменателю». Несомненно, это стало бы важным этапом оптимизации администрирования налогов и сборов.
Особенности для пенсионеров и инвалидов
Поскольку пенсионные выплаты являются частью пенсионного социального страхования, они не включаются в базу единого социального взноса.
Исключение составляют доходы, которые пенсионер получил от другой деятельности. Например, он устроился на работу, выполнил заказ по гражданско-правовому договору ГПД, другое. В этом случае ЕСВ применяется к части дохода, кроме пенсии, по действующему на момент начисления проценту.
Иной подход в расчете ЕСВ, если пенсионер одновременно является еще и предпринимателем. В этом случае пенсионеры, находящиеся на заслуженном отдыхе по достижению определенного возраста, и инвалиды, получающие пенсию, освобождаются от уплаты взноса.
А вот пенсионеры, которые воспользовались льготой и вышли на пенсию по выслуге лет, не могут рассчитывать на такое преимущество. Эти пенсионеры не освобождаются от уплаты единого взноса. Впрочем, по достижении ими пенсионного возраста и после отказа от получения пенсии по выслуге лет, такие пенсионеры освобождаются от уплаты ЕСВ при осуществлении предпринимательской деятельности.