Правовые аспекты оплаты труда государственных гражданских служащих
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые аспекты оплаты труда государственных гражданских служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статьей 11 Закона N 25-ФЗ установлены основные права муниципального служащего. В частности, он имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). Из данной статьи следует, что на муниципальных служащих распространяются положения трудового законодательства.
Оплата труда муниципального служащего
Трудовое законодательство. В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того, сказано, что Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются муниципальными учреждениями за счет средств местных бюджетов.
Отметим, что заработная плата работников муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Введение нового принципа начислений
На пресс-конференции представители Минфина анонсировали новую реформу, которая должна будет кардинально поменять сам принцип начисления зарплаты чиновников. Вместо всеобщего повышения вводится мотивационная составляющая, которая позволит оценивать эффективность каждого управленца в отдельности.
Выплата повышенной зарплаты за более продуктивную работу на своем посту, по мнению авторов нововведений, призвана выполнить следующие функции:
- повысить качество госуслуг на муниципальном уровне;
- способствовать рациональной трате госбюджета;
- стимулировать профессиональный рост управленцев из муниципалитетов;
- решить проблему компетенции муниципальных работников.
Зарплату повысят на 8%, а не на 38%, как говорилось ранее
Сегодняшняя статистика фиксирует безосновательное повышение зарплат многих чиновников муниципального уровня. Министерство экономики и развития, принимавшее участие в разработке новаций, установило повышение зарплат всего на 8% вместо заявленных ранее 38%.
- Для дифференцированного повышения зарплаты потребуется в 2019 г. 450 млн руб. они уже заложены в разрабатываемый бюджет 2019 г.
- Данный законопроект, касающийся повышения зарплаты муниципальных служащих в 2019 году, будет введен в действие только после утверждения его на парламентских слушаниях в Госдуме в конце 2018 г. Повышение произойдет у тех госслужащих, которые получают только оклад. У других категорий управленцев, получающих различные надбавки и доплаты, повышения заработной платы не будет.
- Повышение произойдет у тех работников, которые получают только оклад
Льготы и компенсации муниципальным служащим
Муниципальный служащий вправе пользоваться дополнительными льготами, которые полагаются ему в связи с выполнением своих должностных функций. Среди особых льгот выделяют:
- Льготы по оплате жилищных услуг и услуг коммунальных служб.
- Льготы по оплате проезда в общественном транспорте городского, пригородного и местного значения.
- Льготы по социальному страхованию.
- Льготы по медицинскому страхованию.
- Льготы по уплате налогов.
- Обеспечение бесплатной телефонной связью.
- Льготы по пенсионному обеспечению:
- муниципальный служащий пользуется в отношении пенсионных выплат теми же правами, что и гражданские сотрудники;
- размер пенсии будет зависеть от соотношения должностей муниципальной службы и должностей гос. гражданской службы региона (предельная величина пенсионных выплат не может оказаться больше предельной пенсии гос. регионального гражданского служащего по соответствующей должности гос. гражд. службы региона России);
- члены семьи и иждивенцы муниципального служащего будут получать пенсию по потере кормильца, если к смерти служащего имеет отношение выполнение должностных обязанностей.
- Прочие льготы, которые могут устанавливаться на региональном уровне.
Особенности для полиции
Снятие с должностей сотрудников полиции подчиняется правилам, установленным Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ и Трудовым кодексом РФ (в части, которая не регулируется 342-ФЗ), но не подчиняется Федеральному закону № 25-ФЗ, поскольку полиция, будучи структурой Министерства внутренних дел РФ, не относится к местным органам власти.
Рассматривается инициатива создания муниципальной милиции, обеспечиваемой за счет местных бюджетов, но пока это не реализовано.
Порядок увольнения сотрудника полиции по его инициативе урегулирован Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ. Статья 84 указывает на то, что полицейский вправе принять решение об увольнении до окончания срока его контракта. Чтобы покинуть службу, он подает рапорт не менее чем за один месяц до предполагаемого расторжения контракта.
Зарплаты в муниципалитете сегодня
На данный момент оклад муниципальных сотрудников средней руки находится в диапазоне от 15 000 до 20 000 рублей. Данная заработная плата предоставляется без учета профессионалов, которые занимают какие-либо руководящие должности, так как этим сотрудникам предоставляется более весомый оклад.
При постоянно нарастающей кризисной обстановке, а также активном обесценивании имущества с подобной ставкой вполне очевидно, что приходится достаточно сложно, хотя большинству работников приходится обеспечивать не только самих себя, но еще и семьи.
Чтобы упростить данную ситуацию, в преимущественном большинстве государственных органов на сегодняшний день осуществляется выплата зарплаты дважды в месяц, а при нарушении указанного порядка работодателя могут привлечь к ответственности.
Повышение зарплаты госслужащим в России в 2021 году последние новости
Впрочем, октябрьское повышение — не единственное, что может ждать государственных служащих России в 2021 году на практике. Это повышение запланировано федеральным бюджетом и затронет госслужащих по всей России. В то же самое время на уровне отдельных регионов возможен дополнительный рост заработков чиновников, если на эти цели в местном бюджете найдутся средства.
Нижняя палата российского парламента практически закончила принятие проекта федерального бюджета на 2021 год. Впереди у депутатов Госдумы третье чтение закона о бюджете, которое мало на что повлияет и однозначно не внесет никаких серьезных изменений в текст документа. Таким образом, уже сейчас можно уверенно говорить о многих параметрах главного финансового документа, в том числе — об индексации зарплат тех категорий, которые финансируются из казны. Каким будет повышение зарплат госслужащих в 2021 году в России — последние новости из Думы по поводу индексации выплат чиновникам.
Пенсионный возраст служащих муниципалитета
По ФЗ-143 от 23.05.2016 начиная с 2021 года пенсионный возраст МС будет ежегодно увеличиваться на 6 месяцев. Так, в 2021 году пожилые люди, которые занимали должность в муниципальной структуре, смогут оформить пенсию при достижении 55,5 лет (женщины), 60,5 лет (мужчины).
Данные новшества коснутся более одного миллиона граждан пожилого возраста.
Изменения не затронут лиц, которые уже оформили пенсию до введения нового законопроекта. Кроме того, получить пенсию в 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины) имеют право служащие, которые замещали государственные должности до 1 января 2021 года и имели стаж от 20 лет, а также сотрудники, наработавшие 15-летный стаж и получившие право на пенсию в срок до 1 января Нового года.
По итогу изменений, государство сэкономит в 2021 году более 600 миллионов рублей. Каждый год размер бюджетных средств будет увеличиваться за счет постепенного повышения пенсионного возраста МС.
Департаментом пенсионного обеспечения Минтруда России рассмотрено обращение относительно продолжительности стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, поступившее из Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Как известно, право на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу и иные виды государственной службы (за исключением гражданской), возникает при выслуге 20 лет.
Вместе с тем законодательство о системе государственной службы Российской Федерации, о государственной гражданской службе и муниципальной службе устанавливает, что взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов, а также гражданской и муниципальной службы обеспечивается, в т.ч. соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения.
Такая ситуация требовала урегулирования, в связи с чем было принято решение о повышении стажа государственной (муниципальной) службы для возникновения права на пенсию за выслугу лет до 20 лет.
И хотя параметры указанного стажа не корректировались с 1999 года целесообразным принято его повышение по полгода в год, что закреплено в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и приложении 2 к нему.
В частности, продолжительность стажа государственной гражданской (муниципальной) службы для права на пенсию за выслугу лет определяется для соответствующего года приложением 2 к названному Федеральному закону.
Исключение составляют лица, за которыми сохранено право на назначение указанной пенсии по нормам законодательства (муниципальных актов), действовавшего до 1 января 2017 г.
К таким лицам (из числа муниципальных служащих) относятся лица, указанные в части 3 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 N 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», а именно:
за лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет и уволенными с муниципальной службы до 1 января 2017 года;
за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы и имевшими на этот день стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;
за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, имевшими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности).
Разделение отпуска на части.
В соответствии со ст. 125 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей должна быть не менее 14 календарных дней.
Законами субъектов РФ муниципальным служащим могут предоставляться дополнительные гарантии, например возможность разделения отпуска на части по желанию работника. Приведем выдержки из региональных законов.
Наименование и норма документа
Порядок предоставления отпуска
Пункт 6 ст. 28 Закона № 50
По желанию муниципального служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней
Пункт 3 ст. 15 Закона № 53‑8
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней
Что ожидать в 2018 году?
Последние новости, которые касаются повышение зарплат для работников муниципальных служб, пока что не утешительны. Увеличение доходов муниципальных служащих, на самом деле – задача региональных властей. В свою очередь, они опираются на постановления федеральных чиновников. А вот чиновники не дают никаких указаний насчет индексации окладов. Да и сравнивать в наше врем доходы исполнительной власти и муниципальной – дело неблагородное, оно плачевное.
Например, федеральные чиновники каждый месяц получают в среднем 224 тысячи рублей. а вот средний доход муниципальных работников равен 20 тысяч рублей. на селе ЗП специалиста муниципальной службы составляет около 8 тысяч рублей. как видите, разница весомая.
Сегодня пока нет официальных обещаний, но надежда на индексацию зарплаты муниципального служащего в 2018 году остается. Стоит напомнить, что Путиным было поручено довести к 2018 году оклады всех работников бюджета до среднего показателя зарплат по региону. Бюджеты такие повышения почти в каждой отрасли проходили. Кроме муниципальных служащих. Их оклады так и не становились больше.
Это бездействие постепенно приводит к тому, что грамотные управленцы и специалисты уходят из своей профессии на более высокооплачиваемые места. А вот на службу муниципалитета приходят безграмотные и не всегда морально устойчивые личности. Также не исключается фактор коррумпированности работников местной власти при таком невысоком уровне дохода. Так как в муниципальной службе высоки коррупционные риски, есть возможность оказать нужные услуги за некое вознаграждение.
Зарплаты в муниципалитете сегодня
На данный момент оклад муниципальных сотрудников средней руки находится в диапазоне от 15 000 до 20 000 рублей. Данная заработная плата предоставляется без учета профессионалов, которые занимают какие-либо руководящие должности, так как этим сотрудникам предоставляется более весомый оклад.
При постоянно нарастающей кризисной обстановке, а также активном обесценивании имущества с подобной ставкой вполне очевидно, что приходится достаточно сложно, хотя большинству работников приходится обеспечивать не только самих себя, но еще и семьи.
Чтобы упростить данную ситуацию, в преимущественном большинстве государственных органов на сегодняшний день осуществляется выплата зарплаты дважды в месяц, а при нарушении указанного порядка работодателя могут привлечь к ответственности.
Таким образом, человек может получать зарплату за каждые полмесяца или же ему будут выдавать расчет в виде аванса. Конкретный вариант выбирается в результате проведенного голосования или же в процессе оформления трудового соглашения.
В соответствии с новыми правилами для того, чтобы корректно определить сумму среднего дохода сотрудника, осуществляется сложение суммы доходов, полученных на протяжении предыдущих и предшествующих годов, после чего разделить на общее количество календарных дней.
При этом есть некоторые дни в году, которые не принимаются во внимание в процессе расчета календарных, и это:
- освобождение от работы в соответствии с действующим законодательством;
Кто относится к категории госслужащих?
Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.
По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.
Совместное принятие изменений в законодательство
Возвращаясь к вопросу о финансовом вознаграждении чиновников, отметим действие постановления Путина от августа 2021 года. Закон призван внести изменения в процесс начисления ставок на последующие два года. Таким образом президент инициировал борьбу народных избранников за престиж ремесла.
2019 был последним годом подготовки новой системы так называемых стимулирующих перечислений средств. В прошлом году несколько государственных ведомств общими усилиями сформировали перечень легитимных корректировок:
- улучшение стимулирования выплат;
- совершенствование гарантированной части довольствия депутатов;
- адресная помощь особо отличившимся кадрам.
На самом деле затея с поднятием «эффективной» доли окладов далеко не нова. Но что будет с зарплатой муниципальных служащих применительно к этому аспекту, если реальная обстановка в РФ не позволит достичь задуманного? Так и есть – реализация идеи высшего руководства происходит не слишком быстрыми темпами. Тем не менее на данный момент уже известна стратегия улучшения государства, расписанная на 5 лет вперёд.