Автомобиль попал в яму или люк на дороге: как получить возмещение и с кого?

14.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автомобиль попал в яму или люк на дороге: как получить возмещение и с кого?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если водитель повредил автомобиль из-за ямы — случай считается страховым, поэтому КАСКО обязана покрыть ущерб. Для получения выплаты необходимо оформить ДТП по стандартным правилам: вызвать на место происшествия страховщика или сотрудника ГИБДД, и подать заявление. К виновнику случившегося — как правило, дорожной службе, страховая компания обращается без участия пострадавшего. Не каждое дело требует подключения суда, иногда удается закрыть вопрос мирно.

Верховный Суд РФ разъяснил, когда водителя нельзя наказывать за попадание в яму на дороге

Верховный Суд РФ указал чиновникам, что они несут большую ответственность за обеспечение безопасного движения, чем водитель, который мог выбрать неправильный маневр на дороге.

Обязанность властей следить за хорошим состоянием дорог, вовремя ремонтировать дорожное полотно или хотя бы обеспечивать участки с большими ямами дорожными знаками стоит в приоритете, отмечает высшая инстанция.

Верховный Суд РФ подчеркивает, что при несоблюдении этих условий ни власти, ни суды не имеют права перекладывать вину за попадание машины в выбоины на водителя.

Так, Верховный Суд РФ разбирал спор жителя г.Омска с местным «Управлением дорожного хозяйства и благоустройства». Из материалов дела следует, что водитель ехал по затопленной водой дороге, на которой не было ни ограждений, ни предупреждающих знаков.

В итоге автомобиль провалился в яму, из-за чего двигатель перестал работать. Вызванные на место аварии инспекторы ГИБДД подтвердили, что вины автовладельца нет и вынесли определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Водитель посчитал, что чиновники должны выплатить ему компенсацию и обратился в суд. Куйбышевский суд г.

Автомобиль попал в яму на дороге – это ДТП или нет

Для многих определение дорожно-транспортной аварии неразрывно связано со столкновением двух или более машин, наездом на пешехода. Однако правила дорожного движения с юридической плоскости трактуют ДТП гораздо шире. Обратимся к пункту 1.2.

Он говорит о том, что под происшествием нужно понимать событие, в результате которого при движении автомобиля пострадали люди, транспорт или другое имущество. Поэтому если человек пробил колесо в яме на дороге, это также допускается совершенно спокойно расценивать как ДТП и вызывать на место полицейский экипаж.

Без него, как в случае с Европротоколом, обойтись нельзя, ведь потерпевшей является только одна машина. Другое дело, что сотрудники ГИБДД неохотно приезжают на вызовы когда ДТП касается дорожных ям. Поэтому нужно быть готовым к многочасовому ожиданию стражей порядка.

Как бы там ни было, следует соблюсти предписываемый при ДТП порядок действий:

  1. Водитель должен остановиться.
  2. Включить аварийные фары.
  3. Разместить на месте дорожного происшествия специальный знак.

Доказательства для суда

Для того чтобы получить компенсацию за причинённый машине ущерб при попадании в яму, необходимо собрать доказательства вины в произошедшем не водителя, а организации, отвечающей за состояние конкретного участка дороги.

Прежде всего следует выяснить и записать координаты не менее двух очевидцев ДТП, сфотографировать или снять на видео место происшествия с помощью подручных технических средств.

На фотографиях важно отобразить:

  • координаты места аварии (название улицы, номер дома);
  • пострадавшее транспортное средство с государственным номером;
  • все видимые механические повреждения;
  • дефект дорожного полотна, ставший причиной ДТП;
  • общее состояние дороги, тормозной путь;
  • отсутствие рядом необходимых ограждений, предупреждающих о наличии ямы или выбоины знаков, правильность их установки и читаемость.
Вопрос связан с ФССП СПАСИБО Источник: Юридическая Компания «ЩИТ» 10.11.2021
Вопрос связан с договор дарения благодарю за исчерпывающий ответ Источник: Юридическая Компания «ЩИТ» 22.10.2021
Читайте также:  Как получить субсидию на оплату коммунальных услуг

Можно ли оформить попадание в яму как ДТП?

Мы знаем, что ДТП – это столкновение автомобилей, которое привело к определенным механическим повреждениях, травмам людей, принесло материальный ущерб. Но в законах РФ указана более обширная формулировка. Дорожно-транспортным происшествием считается любое происшествие, которое произошло в процессе передвижения автомобиля и привело к травмам или смерти людей, к механическим повреждения и нанесению материальных убытков владельцу транспортного средства, а также государству, дорожным службам, предприятиям, на балансе которых находится участок дороги.

Есть преимущества того, что попадание в яму – это ДТП:

  • вы можете вызвать полицию и задокументировать происшествие, это увеличивает ваши шансы на получение необходимой компенсации для последующего ремонта авто;
  • всегда есть определенная организация, которая ответственна за тот или иной участок дороги – это и будет сторона, которая обязана компенсировать ущерб водителю;
  • возможно разбирательство в суде, если досудебные процессы не привели к согласию сторон по компенсации за причиненный ущерб;
  • всегда есть возможность привлечь свидетелей, которые видели момент ДТП, а также оперировать съемкой с видеорегистратора или другого устройства фиксации.

Как вести себя, по прибытии инспекторов ГИБДД на место ДТП?

Вам нужно описать ситуацию так, чтобы далее не оказаться в проигрыше.

Не озвучивайте никаких доводов, не в Вашу пользу. Вы соблюдали правила дорожного движения, а также, Вы не могли видеть указанную неровность и у Вас не было технической возможности, избежать наезда на яму.

Что значит соблюдали правила и не имели технической возможности?

Помните, что если Вы нарушали ПДД, что явилось причиной попадания в яму и возникновения ущерба, то возмещение может значительно осложниться. Основываясь на нашей практике, могут сказать, что, если инспекторы ГИБДД в протоколе укажут, что Вы нарушили правила дорожного движения, к примеру, двигались со скоростью превышающую установленную, или поставят Вам нарушение пункта 10.1 ПДД, то в таком случае, суд может отказать именно по причине наличия нарушений ПДД.

У судов логика простая, нарушал, значит сам виноват.

Если бы не нарушал, то все было бы в порядке! Странно да? Может если бы не было ямы, все было бы нормально!

Предлагаю ознакомиться с решением суда № 2-114/2019 2-114/2019(2-1355/2018;)~М-1346/2018 2-1355/2018 М-1346/2018 от 13 сентября 2019 г. по делу № 2-114/2019. Потерпевший въехал в ров выкопанный при дорожных работах. Не смотря на привлечение ответственного лица (дорожной службы) к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ, что само по себе доказывает вину обслуживающей организации, суд вынес решение не в пользу пострадавшего. Дело в том, что с его стороны были нарушения ПДД, такие как превышение скорости, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, нарушение пункта 10.1 ПДД. Так же, заключение эксперта показало, что у водителя была реальная техническая возможность предотвратить столкновение, путем остановки, чего и требует пункт 10.1 ПДД, при возникновении подобных ситуаций. Все эти факторы, послужили вынесением решения не в пользу пострадавшего и отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Если Вы не допустили нарушений ПДД, то в таком случае, у Вас есть очень хорошие шансы, решить вопрос в Вашу пользу.

Но, не спешите радоваться, инспекторы ГИБДД, не всегда ведут себя как нам бы того хотелось.

По прибытию инспекторов, опишите им ситуацию как можно подробнее, но ничего лишнего говорить не стоит, особенно моменты, в которых они могут признать за Вами нарушение ПДД. Так же требуйте составления протокола, схемы ДТП и акта ненадлежащего качества дорожном покрытии.

Следите внимательно за составлением каждого документа. Схема ДТП должна отражать реальную ситуацию, как все есть на самом деле, а не субъективные представления инспектора ГИБДД.

Помните, что схема ДТП, очень важный документ, доказывающий или опровергающий вину участника ДТП. Данный документ очень важен для суда.

Скажу так, административные материалы, составленные в первую очередь, являются самыми важными документами, на основании которых, суд в дальнейшем и будет принимать решение.

Схема ДТП, должна быть привязана к местности. Следовательно, в первую очередь на ней должно быть обозначено расположение улиц, где произошло ДТП, а также номера домов и их расположение. Так же обозначьте другие объекты, это может быть разделительная полоса, парковка, остановка, сооружения, трамвайные пути, тротуар, зебру пешеходного перехода и прочие детали. Как только готова привязка к местности, можно рисовать расположение автомобиля, оно должно быть максимально точным, а также указано расстояние от обочины, направление движения. Обязательно фиксируется тормозной след, а также обломки от автомобиля, если они есть.

Читайте также:  Что нужно и какие документы нужны для развода

Если на схеме есть символы, требующие объяснения, то их расшифровка указывается внизу схемы.

Настаивайте, что бы схема была максимально подробной. Если Вас что-либо не устраивает в схеме, просто напишите об этом на самой схеме и поставьте подпись. Напишите, со схемой не согласен и укажите Ваши возражения, к примеру схема не отражает реальную картину ДТП.

Никто не запрещает Вас составить свою схему, тем более пока Вы ждете ГИБДД, у Вас есть время.

Как только готова схема, далее нужно проследить, за составлением акта о недостатках дорожного покрытия. В нем должно быть указано, кто составляет данный акт, какие выявлены недостатки дорожного покрытия, размеры ям по длине, ширине и глубине. Должна стоять дата, а также подпись должностного лица, обязательно печать.

Прикладываю пример, как должен быть заполнен акт о выявленных недостатках дорожного покрытия.

Нормативы на допустимые размеры ям на дороге

Как это ни удивительно, но максимально возможный размер ям на дороге определен ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (с Поправками)».

Согласно пункту 5.3 «Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», есть ограничения для повреждений покрытия, которые считаются нормой. По сравнению со старым ГОСТ требования к дорожникам по поводу качества покрытия ужесточились.

Максимально возможные длина и глубина повреждений дорожного покрытия в новом документе остались прежними — 15 см и 5 см соответственно. Требование же к ширине заменили на площадь — максимально допустимая 0,06 м2. Если провести простой расчет, то выходит, что максимальная ширина допустимой ямы теперь — 40 см, тогда как в старом стандарте было 60.

Срок устранения таких дефектов должен составлять от 1 до 12 суток — время зависит от категории дороги.

Если автомобиль попал в яму больше по размеру, чем указано в документе, есть все шансы получить с дорожных служб полную компенсацию полученного ущерба.

Водитель влетел в яму и попал на ремонт. Его оплатят городские власти

Водитель ехал на мерседесе по освещенному мосту: ничего не нарушает, скорость не превышает, держит дистанцию, а тут яма на дороге. Яма глубокая, не по стандартам. Эту выбоину водитель не заметил, въехал в нее и повредил передние диски. Ремонт мерседеса обошелся дорого — насчитали 125 тысяч рублей.

Другой бы на его месте расстроился и заплатил. Но этот водитель не стал мириться с плохими дорогами и пошел по судам. Решения были противоречивые, но и мужчина оказался не промах. В итоге дошел до Верховного суда и теперь понятно, как отсудить у местной администрации или дорожных служб деньги за ремонт автомобиля.

Может быть, хотя бы так удастся побороть плохие дороги и ям станет меньше. Заделать выбоину все же дешевле для бюджета, чем платить за поврежденные диски на иномарках.

Что делать, если попал в яму

Водитель должен включить аварийку, надеть светоотражающий жилет (в темное время суток вне города), выставить знак аварийной остановки и осмотреть место происшествия. При выходе из машины водителю стоит убедиться, что на дороге нет других авто.

Затем автовладельцу необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В это время нужно сфотографировать место происшествия, чтобы было видно автомобиль и его повреждения, улицу или местность, где произошла авария, дорожные знаки и разметку. Также водитель должен измерить глубину, высоту и длину ямы на дороге, сфотографировать их с линейкой или рулеткой. Если нечем определить размер ямы, то ждите полицейского, который сделает нужные фото.

Если машина мешает проезжающим мимо авто, то следует убрать её с дороги. Также водителю нужно записать фамилии и имена очевидцев аварии, чтобы в дальнейшем они могли дать свои пояснения сотруднику ДПС.

На месте происшествия полицейский сначала составит схему аварии, в которой отразит:

  1. участок дороги, улицы, населенного пункта, где произошла авария;
  2. ограждения, тротуары, газоны, здания (при наличии);
  3. положение автомобиля после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков;
  4. размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина).

Определяем виновника ДТП с ямой

Полная ответственность за полученный ущерб транспортным средством, которое попало в яму с несоответствующими указанному в начале статьи размерами, возлагается на собственника участка данной дороги.

Читайте также:  Транспортный налог калькулятор

Каким способом можно выяснить информацию о конкретном собственнике определённой автодороги в городе или ином населённом пункте?

На самом деле ничего архисложного в этом нет. От водителя потребуется лишь связаться с отделением ГИБДД. Иными словами, информацию по собственнику дороги устанавливает не автолюбитель, а ГИБДД.

Все реквизиты и данные владельца дороги, на которой произошло ДТП, должны быть внесены в административный протокол, составляемый по статье 12.34.

Когда должностные лица автоинспекции по надуманным или абсолютно нелепым причинам пытаются отказать водителю повреждённого автомобиля в идентификации собственника дороги, тогда можно писать жалобу на такие действия в прокуратуру. Теперь владелец дороги будет точно установлен. Причём сделают это максимально оперативно.

Чтобы получить выплату от дорожников необходимо провести оценку полученного ущерба и стоимости восстановления машины в результате ДТП с ямой.

Для этого обратитесь в любую городскую организацию, которая занимается независимой оценкой. С представителем компании нужно договориться о месте, времени и дате проведения осмотра транспортного средства и затем предоставить эту информацию виновнику происшествия. Сделать это нужно обязательно в письменном виде.

Обязательно надо удостовериться, что на уведомлении будет проставлен штамп, содержащий входящий номер. Только так можно доказать, что виновник был приглашен на место проведения осмотра и оценки полученного ущерба.

Когда осмотр окончен, сотрудник компании, проводивший это мероприятие, в течение нескольких дней должен предоставить собственнику автомобиля отчёт, содержащий смету восстановительных работ автомобиля. Имея на руках такой документ, можно переходить к последнему этапу: идти в суд.

Какие доказательства необходимо собрать?

Найти ответственное лицо и зафиксировать ДТП — это только полдела. После этого нудно будет доказать свою правоту, что на деле не всегда оказывается простым делом. Даже если размеры ямы превышают все допустимые пределы, а повреждения на автомобиле видны невооруженным взглядом, потребуется собрать официальные доказательства.

Для начала, чтобы обратиться в суд и иметь возможность получить компенсацию, нужно показать, что причиной ДТП стало именно плохое состояние дорожного полотна. Сделать это можно только в том случае, если размеры ямы превышают предельно допустимые. Согласно ГОСТу, определяющему эксплуатационное состояние российских дорог, длина ямы не должна превышать 15 см, ширина — 60 см, а глубина — 5 см.

Доказательства для суда

Для того чтобы получить компенсацию за причинённый машине ущерб при попадании в яму, необходимо собрать доказательства вины в произошедшем не водителя, а организации, отвечающей за состояние конкретного участка дороги.

Прежде всего следует выяснить и записать координаты не менее двух очевидцев ДТП, сфотографировать или снять на видео место происшествия с помощью подручных технических средств.

На фотографиях важно отобразить:

  • координаты места аварии (название улицы, номер дома);
  • пострадавшее транспортное средство с государственным номером;
  • все видимые механические повреждения;
  • дефект дорожного полотна, ставший причиной ДТП;
  • общее состояние дороги, тормозной путь;
  • отсутствие рядом необходимых ограждений, предупреждающих о наличии ямы или выбоины знаков, правильность их установки и читаемость.

Что должны знать водители в РФ?

Независимо от постоянно поступающих от водителей жалоб на качество дорог в РФ, отвечающие за них службы не торопятся принимать меры. Разумеется, при езде по плохим дорогам автомобилисты должны быть осторожны. Приходится ездить на малой скорости и следить за ямами, стараясь их объезжать. Только в плотном потоке движения, особенно в час пик, это бывает невозможно.

Повреждение колеса

Нетрудно предсказать итог попадания колес в глубокую яму с острыми краями:

  • погнется или треснет колесный диск;
  • пострадает подвеска;
  • испортится резина;
  • деформируется полуось;
  • выйдет из строя шаровая;
  • порвется сайлентблок.

Ущерб может исчисляться тысячами рублей, в зависимости от стоимости запчастей для ремонта. Многие не знают, но если вы попали в яму на дороге и транспортное средство получило ущерб, вы можете получить компенсацию – это совершенно законно. Главное построить эффективную линию защиты. Попадая в яму на дороге, обращайтесь в страховую фирму с заявлением или направляйте его в суд. Разумеется, процедура запутанная и сложная, но без этого на компенсацию материального ущерба можно не рассчитывать.


Похожие записи: