Новый порядок проведения СОУТ в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый порядок проведения СОУТ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 4 приложения к приказу № 699н, выявлять потенциально опасные и вредные производственные факторы может сам работодатель либо его представитель вместе с сотрудниками. Для этой задачи не нужно обращаться за услугами в стороннюю организацию.
Порядок выполнения СОУТ определен положениями федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ. Методика организации СОУТ дополнительно прописана в приказе Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Эти правовые акты устанавливают требования к организации работ, сроки выполнения конкретных этапов и другие параметры этой процедуры. В соответствии с действующим законодательством работодатель не вправе самостоятельно проводить СОУТ: это условие введено, чтобы избежать злоупотреблений со стороны руководителей организации – например, попыток выдать опасные или вредные условия работы за допустимые или оптимальные с целью избежать необходимости предоставления льгот и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством для этой категории работников. Чтобы организовать проведение СОУТ, работодатель обязан обратиться в уполномоченную организацию, внесенную в особый реестр Минтруда.
За непроведение СОУТ действующим законодательством предусмотрены серьезные санкции. Они прописаны в статье 5.27.1 КоАП РФ. Нарушение порядка проведения этой процедуры также представляет собой проступок, за который нарушителю полагаются штрафы. При этом невыполнение СОУТ – это только один из видов нарушений в области безопасности работников, предусмотренных законом. В Кодексе об административных правонарушениях, кроме разделов, затрагивающих вопросы, связанные с проведением оценки условий труда, содержится целый ряд оснований для наложения штрафов и других санкций, которые применяются в случаях несоблюдения работодателями требований ОТ. В особенно серьезных случаях к виновникам могут также применяться меры уголовной ответственности.
Кто контролирует и наказывает
Важность СОУТ чрезвычайно высока и влияет на права сотрудников, поэтому контролирующие органы наделили широкими полномочиями:
- без всяких препятствий в любое время суток проверять работодателей (при наличии удостоверения);
- запрашивать любые документы в целях исполнения контрольной функции;
- изымать образцы материалов, веществ для изучения, по итогам — формировать акт;
- направлять работодателям предписания по устранению выявленных нарушений с предложениями о наказании ответственных;
- оформлять протоколы по нарушениям, рассматривать дела по нарушениям административного характера, направлять в органы правопорядка, суд.
За что возможно наложение штрафа или санкций по отношению к Работодателю?
-
Непроведение специальной оценки условий труда плановой или внеплановой
-
Нарушение сроков проведения плановой или внеплановой спецоценки (для внеплановой СОУТ сроки определены 17 статьей 426-ФЗ)
-
Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)
-
Некорректное создание комиссии по СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)
-
Отсутствие утвержденного графика проведения СОУТ (часть 1 статьи 9 426-ФЗ)
-
Отсутствие или некорректное составление утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)
-
Намеренное необеспечение штатных режимов функционирования предприятия при проведении экспертной организацией исследований (испытаний) и измерений (п. 15 Методики)
-
Нарушение сроков ознакомления работников с результатами проведенной на их рабочих местах спецоценки (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)
-
Нарушение сроков уведомления экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 51 статьи 15 426-ФЗ)
-
Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)
-
Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)
-
Невыполнение мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, по результатам проведенной спецоценки
И т.д.
Актуальные размеры штрафов за нарушение правил СОУТ
В настоящее время нарушение действующих правил проведения СОУТ, установленных федеральным законом № 426-ФЗ, рассматривается в рамках ст. 5.27.1 КоАП РФ. В состав этой статьи включен специальный пункт 2, который содержит санкции за такие нарушения как непроведение спецоценки или несоблюдение правил ее проведения.
Степень серьезности санкций зависит от того, кто именно является субъектом нарушения. Кроме того, повторный проступок аналогичного характера влечет за собой ужесточение наказания. Мы свели информацию о штрафах и иных мерах, предусмотренных КоАП за такие действия, в удобную таблицу.
Субъект нарушения |
Санкции за первичное нарушение |
Санкции за повторное нарушение |
Сотрудник, ответственный за организацию СОУТ |
Предупреждение или денежный штраф 5-10 т.р. |
Денежный штраф 30-40 т.р. или дисквалификация, которая длится 1-3 года |
ИП |
Денежный штраф 5-10 т.р. |
Денежный штраф 30-40 т.р. или запрет работы на 90 дней |
Юрлица |
Денежный штраф 60-80 т.р. |
Денежный штраф 100-200 т.р. или запрет работы на 90 дней |
Примечательно, что оба нарушения – непроведение СОУТ и несоблюдение правил ее проведения — рассматриваются как равнозначные, а значит, влекут за собой одинаковое наказание. Например, это означает, что если организация сначала была оштрафована за непроведение спецоценки, а потом провела ее, но допустила ошибки в самой процедуре или оформлении документов, к ней будет применен штраф повышенного размера. Не исключено даже, что его заменят остановкой работы на три месяца.
Штраф за отсутствие СОУТ или нарушение правил ее проведения
Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.
Виновник нарушения | Штраф за первичное нарушение | Санкции за вторичное нарушение |
Сотрудник компании, ответственный за организацию СОУТ | 5-10 тысяч руб. | Штраф 30-40 тысяч руб. или дисквалификация продолжительностью 1-3 года |
Индивидуальный предприниматель | 5-10 тысяч руб. | Штраф 30-40 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней |
Юрлицо | 60-80 тысяч руб. | Штраф 100-200 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней |
Штраф за отсутствие СОУТ
В 2021 году штрафы за непроведение СОУТ не увеличились. Действующее законодательство (КоАП) осталось прежним. Окончился переходный, подготовительный период. С выхода в свет закона, требующего от работодателей инспектирования трудовых объектов на их предприятиях, прошло пять лет. Ответственные работники из Минтруда объяснили, что до января 2021 года было дано время на подготовку. Сейчас закон вступит в полную силу.
Уместно спросить, как избежать штрафа по СОУТ. Ответ прост: внимательное отношение к процедуре, скрупулезное составление документации, отчетности, соблюдение сроков помогут избежать неприятностей. А кто штрафует за отсутствие специальной оценки условий труда? Контроль над исполнением ФЗ № 462 лежит на Министерстве труда. В региональное подразделение этого ведомства сдают декларацию и отчет. Орган уполномочен штрафовать за отсутствие СОУТ.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) с 1 января 2022 года
С 1 января 2022 года организации, не успевшие провести СОУТ, попадают под действие статьи 5.27.1 КоАП РФ, что грозит юридическому лицу штрафом в размере до 80 000 рублей. Большинство малых и средних предприятий не провело специальную оценку условий труда до 31 декабря 2022. Каковы последствия? Всех оштрафуют или можно избежать наказания? Отвечаем на актуальные вопросы.
С 2022 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы, пенсионного фонда и ФГИС. Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки. Но такую отсрочку получат только организации, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки.
Штрафы за непроведение СОУТ
Отвечать работодателю в рамках Уголовного кодекса придется, если нанесен тяжкий ущерб здоровью работника либо же наступление смерти. В сравнительной таблице приведены размеры штрафов, которые действовали ранее и текущие виды ответственности за такие нарушения.
Новым законодательством на смену аттестации рабочих мест введена СОУТ, которая регламентирует процедуру оценивания условий рабочих мест и вводит новую схему начисления страховых тарифов. При обнаружении для персонала вредных и опасных для жизни и здоровья факторов производства означает то, что работодателю придется платить увеличенные страховые взносы в ПФР либо улучшить условия труда, выполняя нормы ТК РФ. Собственно до внедрения нового закона все эти нормы также были прописаны к исполнению, однако низкая система штрафов не стимулировала работодателей принимать правила и нормы соблюдения надлежащих условий труда для своих подчиненных.
Актуальные размеры штрафов за нарушение правил СОУТ
В настоящее время нарушение действующих правил проведения СОУТ, установленных федеральным законом № 426-ФЗ, рассматривается в рамках ст. 5.27.1 КоАП РФ. В состав этой статьи включен специальный пункт 2, который содержит санкции за такие нарушения как непроведение спецоценки или несоблюдение правил ее проведения.
Степень серьезности санкций зависит от того, кто именно является субъектом нарушения. Кроме того, повторный проступок аналогичного характера влечет за собой ужесточение наказания. Мы свели информацию о штрафах и иных мерах, предусмотренных КоАП за такие действия, в удобную таблицу.
Субъект нарушения |
Санкции за первичное нарушение |
Санкции за повторное нарушение |
Сотрудник, ответственный за организацию СОУТ |
Предупреждение или денежный штраф 5-10 т.р. |
Денежный штраф 30-40 т.р. или дисквалификация, которая длится 1-3 года |
ИП |
Денежный штраф 5-10 т.р. |
Денежный штраф 30-40 т.р. или запрет работы на 90 дней |
Юрлица |
Денежный штраф 60-80 т.р. |
Денежный штраф 100-200 т.р. или запрет работы на 90 дней |
Примечательно, что оба нарушения – непроведение СОУТ и несоблюдение правил ее проведения — рассматриваются как равнозначные, а значит, влекут за собой одинаковое наказание. Например, это означает, что если организация сначала была оштрафована за непроведение спецоценки, а потом провела ее, но допустила ошибки в самой процедуре или оформлении документов, к ней будет применен штраф повышенного размера. Не исключено даже, что его заменят остановкой работы на три месяца.
Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке
Специальную оценку условий труда следует проводить не реже, чем 1 раз в пять лет. Это касается прежде всего действующих рабочих мест.
Помимо этого, есть ряд ситуаций, когда проверка должна быть проведена внепланово. Это, например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда, изменение технологического процесса или замена производственного оборудования, означающее довольно заметное изменение условий труда, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание (это просто аннулирует действующий документ о соответствии рабочего места) и, наконец, поступление мотивированных предложений от рабочего профсоюза.
При наступлении одного из перечисленных оснований внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев.
В случае несоблюдения сроков проведения СОУТ работодатель должен быть готов к штрафу за не аттестацию рабочих мест. Это относится в том числе и к ситуациям, когда работодатель игнорирует необходимость внеочередных оценок.
Каждая специализированная организация устанавливает свои расценки. Минимальная стоимость (около 700 рублей) устанавливается для оценки рабочих мест, где предполагается полное отсутствие вредных факторов. Экспертиза рабочих мест, требующая дополнительных замеров, химического анализа и иных сложных исследований может обойтись работодателю в сумму до 3000 рублей за каждое рабочее место.
Некоторая экономия возможна при наличии равнозначных рабочих мест. При высоком сходстве условий труда разрешено оформлять одну карту СОУТ на несколько рабочих мест. Ограничение: необходимо оценить не менее 20% от общего числа схожих одинаковых рабочих мест (но не менее двух).
Работодателю, который сочтет расходы на специальную оценку условий труда чрезмерной, стоит учесть в числе расходов грядущие штрафы за специальную оценку условий труда.
Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.
По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2020 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2020года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.
Проведение СОУТ осуществляется на основании нормативов РФ:
- Закон № 426-ФЗ;
- КоАП (ст. 5.27.1);
- Трудовой кодекс;
- Уголовный кодекс (ст. 143);
- Постановление Правительства РФ №290 14.04.2014 (содержащее список рабочих зон, в отношении которых обозначены особенности проведения проверок).
Могут ли оштрафовать организацию за отсутствие спецоценки условий труда
Таким образом, если на указанных в Вашем обращении рабочих местах до 31 декабря 2013 г. была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, ее результаты действительны в течение пяти лет с момента завершения указанной аттестации. При этом специальная оценка условий труда на данных рабочих местах должна быть проведена не позднее даты истечения срока действия результатов предыдущей аттестации рабочих мест по условиям труда.
Рекомендуем прочесть: Торговля розничная бытовыми электротоварами оквэд 2020
При этом Федеральным законом в случае поэтапного проведения специальной оценки условий труда не устанавливается количество этапов проведения специальной оценки условий труда и количество рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда в ходе каждого этапа. В этой связи указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, заключение которого предусмотрено частью 2 статьи 8 Федерального закона.
Сроки и периодичность проведения СОУТ
Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.
Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? В общем случае это нужно сделать не позднее, чем через 5 лет после утверждения отчета по итогам предыдущей спецоценки. По завершении очередной спецоценки необходимо снова заполнить декларацию.
Но если в течение пятилетнего периода не было несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается еще на 5 лет. На этот же срок откладывается и очередная СОУТ. Документально подтверждать подобную отсрочку не нужно (письмо Минтруда от 30.08.19 № 15-1/ООГ-1968).
ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.