4 шага к общению с ребёнком без крика
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «4 шага к общению с ребёнком без крика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При возникновении истерики у ребенка в 4 года от родителей требуется правильная реакция. В первую очередь, важно правильно определить тип истерики. В зависимости от этого требуется от родителей соответствующее поведение.
Причины криков на детей
Прежде чем искать решение, как воспитать ребенка без криков, необходимо уяснить несколько нюансов. Один из них заключается в том, что крик не исключен на 100 %. Он уместен, когда необходимо быстро предупредить об опасности или в случае риска для жизни и здоровья. А еще родители тоже люди и нередко с бурным темпераментом. Яркое выражение эмоций свойственно не только детям, но и взрослым.
Но часто случается так, что крик становится обычным и даже привычным методом воспитания. В особо запущенных случаях ребенок уже перестает реагировать на что-либо кроме высказываний на повышенных тонах. И это уже можно рассматривать как ошибку. Крик как основа воспитания свидетельствует о родительском бессилии, неумении повлиять на ситуацию по-другому, страхе и отчаянии.
Способы, помогающие добиться послушания
Знакомые могут советовать родителям “лучше воспитывать” своего ребенка. Но не совсем понятно, в чем заключается принцип лучшего воспитания. То ли в увеличении количестве наказаний, то ли, напротив, в усиленной опеке. У каждого свой обывательский взгляд на это, но, к сожалению, в большинстве случаев неправильный.
Для начала нужно выявить причины, помогающие ответить на вопрос о том, почему ребенок в 4 года не слушается родителей. Да, их нужно искать в себе и в своем подходе к воспитанию. Но списывать со счетов определенные особенности развития психики малыша не стоит, как и проявлять завышенные ожидания к нему.
Обратите внимание! Более того, особенности развития в психологии являются первым фактором, на который рекомендуется полагаться в процессе воспитания ребенка любого возраста. Малыши в 2, 3, 4 года различны между собой. Ребенок может начать бунтовать в возрасте 4 лет или 2,5 – это зависит только от скорости развития его мышления и восприятия окружающего мира.
К чему приводит привычка матери кричать?
В результате проявления материнской агрессии страдают оба — и мать, и ребёнок. Когда привычка кричать становится устойчивой, женщина переживает следующие болезненные эмоциональные процессы:
- сильное чувство вины за свое поведение;
- самобичевание, чувство стыда;
- снижение самооценки и убежденность в своей несостоятельности;
- ощущение недостойности иметь детей;
- усиление чувства раздражительности и гнева на ребёнка или других членов семьи;
- желание потакать всем детским капризам — как способ компенсировать вред от своего нервного срыва;
- мысли о нелюбви к ребёнку;
- бесконечное самокопание и вопросы «Почему я такая?», «Что со мной не так?».
Мать кричит не потому что дети ведут себя неподобающим образом, а потому что в этот момент что-то происходит с ней. Выражение агрессии — это процесс, за который несет ответственность сама женщина. Когда она приобретет привычку брать ответственность за проявление своих чувств на себя, то станет лучше понимать, почему она проявляет агрессию, какие мысли и чувства приводят к тому, что она испытывает ярость или раздражительность. Если женщина прислушается к себе, то поймет, что перед проявлением гнева, внутри нее рождаются определенные мысли или эмоции. Чаще всего, это мысли, которые пугают. Чего боится женщина и что заставляет ее кричать?
Переход на спокойное, уверенное и неконтролирующее мышление
«Если вы не хотите больше кричать на ребенка, вам следует всерьез изменить способ выражения собственных чувств и эмоций, — советует Бернстейн своим клиентам. — Ваш ребенок может сначала закатить глаза или даже посмеяться, когда вы будете вводить в практику альтернативы крикам, описанные ниже. Но будьте уверены, отсутствие срывов окупится в долгосрочной перспективе».
В один миг люди не меняются, но чем меньше вы будете кричать, тем лучше будет вести себя ребенок. Из собственной практики психотерапевт заключил, что изменения в поведении детей можно увидеть уже в течение 10 дней. Главное — не забывать, что вы с ребенком союзники, а не противники.
Чем больше у мам и пап понимания, что они работают в одной команде, заодно с детьми, а не против них, тем эффективнее будут изменения. Бернстейн рекомендует родителям воспринимать себя как коучей, эмоциональных «тренеров» для детей. Такая роль не ставит под угрозу роль родителя — совсем наоборот, авторитет только укрепится.
«Режим тренера» помогает взрослым освободить свое эго от привязанности к роли обиженного, разочарованного или бессильного родителя. Принятие тренерского менталитета помогает сохранять спокойствие, чтобы рационально направлять и поощрять ребенка. А сохранение спокойствия крайне важно для тех, кто воспитывает непослушных детей.
Прием воспитания «Логические последствия поступков»
Бывает так, что вы снова и снова напоминаете что-то своему ребёнку, а он снова и снова об этом забывает? Вы, конечно, от этого уже очень устали и хотите, чтобы ребёнок сам помнил все правила, о которых вы с ним договаривались. Как же перестать быть домашним попугаем? Есть ли решение?
Да, решение есть! Есть такой подход в воспитании, который называется «Логические последствия поступков» – вы отдаёте ребёнку ответственность за его поведение и информируете его о том, что будет, если он забудет или решит сознательно что-то не делать.
В этом случае решение как поступить остаётся за ребёнком, и он понимает, что последует в том или ином случае. Этот подход отличается от наказаний – вы не караете ребёнка и не ругаете его.
У него не возникает чувство обиды, стыда или вины, когда вы наказываете и обрушиваете на него внезапные запреты. Как же заинтересовать ребенка в выполнении правил, о которых он сам должен вспоминать? Чтобы это стало для него важным?
Для этого подойдет обучающий подход в воспитании, который называется «Логические последствия поступков». Этот подход заменяет наказания и, благодаря ему, дети начинают обучаться новому намного лучше и быстрее. Он подходит для детей от трех лет и старше.
А в чем же его секрет? Секрет состоит в том, что родителям нужно в своей голове поменять вопрос “Как мне наказать и заставить ребенка?” на:
- “Как я могу помочь ребенку понять и усвоить это правило?”
- “Как я могу ему справиться с этой ситуацией?” или
- “Как я могу помочь ему извлечь урок из того, что произошло, без его запугивания и унижения?”
Называя ребёнка «неряха», «глупый», «лентяй» и т.д., мы только укрепляем в его сознании, что он такой. Важно говорить лучшие качества и ИЗБЕГАТЬ ЯРЛЫКОВ.
Например, ребёнок плохо обращался с домашним животным. Бабушки и дедушки называли его «живодёром», жестоким, родители это подхватывали и тоже ругали. В итоге ничего не помогало. Любые наказания и ругань не работали.
Тогда психолог предложила семье в течение какого-то времени говорить ребёнку о том, как он любит животных, какой он заботливый по отношению к животному, как у него хорошо получается заботиться и ухаживать за ним. В итоге ребёнок не только кардинально изменил своё отношения к животным, но теперь мечтает стать ветеринаром.
Этот метод работает и в простых ситуациях, чтобы мотивировать ребёнка. Озвучивая хорошие качества или поступки (например – «о, как ты хорошо прибрала стол», пусть даже остальное в полном бардаке или «о, как ты хорошо помыла тарелочку», «как ты старательно помогаешь»), у детей расправляют крылышки, и они стараются больше.
Почему родители кричат на детей
Если вы решили найти метод, который позволит вам воспитать ребенка без криков, то, прежде всего, необходимо прояснить некоторые моменты. Во-первых, воспитание без криков не означает, что вам не следует повышать голос ни при каких обстоятельствах. В особых ситуациях такой вариант является вполне подходящим, например, если вам нужно предупредить ребенка о возможной опасности или других значимых событиях. Кроме того, ребенку нужно дать понять, что родители тоже люди и могут иногда очень эмоционально и пылко проявлять свои чувства.
Но если крики стали привычным методом воспитания и борьбы с шалостями по причине того, что ребенок не воспринимает иные методы общения, то при таких обстоятельствах ситуация раскрывается с иной стороны.
В таком случае это можно расценивать не иначе, как ошибки воспитания. В подобных ситуациях крик воспринимается лишь как выражение родительской беспомощности и невозможности повлиять на ребенка.
А вот другой сценарий, прямо противоположный. Мама проявляет сверхзаботу: откликается на крик моментально, без паузы, или настолько предупредительна и предусмотрительна, что все потребности ребенка удовлетворяет заранее, еще до их возникновения.
У малыша, окруженного такой сверхзаботой, уровень психологической защиты, как правило, очень низкий. Ребенок растет чересчур ранимым, впечатлительным, не способным терпеть, переносить малейший дискомфорт, а потому проявляет неудовольствие всякий раз, когда что-то вдруг идет не так, как бы ему хотелось. Таких детей называют еще капризными. Именно они закатывают истерики в магазинах, сбрасывают со стола не понравившуюся еду, не дают взрослым пообщаться — топают ногами, хнычут, тянут за рукав.
Как научить ребенка ждать: маршмеллоу-тест
Научить детей ждать очень трудно, но необычайно полезно: умение ждать — не просто навык, а краеугольный камень воспитания эмоциональной устойчивости. Ребенок начинает понимать, что взрослый не может все время быть рядом и тут же выполнять любые его желания.
Американский ученый Уолтер Мишел считает, что каждый ребенок обладает навыком ждать и реализует его, если родители дают такую возможность. В ходе экспериментов Мишела, которые позже получили название «зефирных» или маршмеллоу-тестов, четырехлетнему ребенку предлагали зефир и выбор: съесть одну штуку сразу или подождать, пока вернется экспериментатор, и получить две.
Из 653 детей, принимавших участие в эксперименте в 1960–1970-е годы, только треть продержалась 15 минут до прихода ученого. Большинство вытерпели лишь 30 секунд, а некоторые хватали зефир еще до того, как экспериментатор успевал договорить.
В середине 1980-х Мишел сравнил, есть ли разница между тем, как ведут себя «терпеливые» и «нетерпеливые» дети уже в подростковом возрасте. Оказалось, что те, кто в четыре года удержался и не съел зефир, выросли более сосредоточенными, рассудительными, волевыми, уверенными в себе. Еще через десять лет они по-прежнему сохраняли способность отсрочивать удовольствие, стремясь к достижению своих целей. Они же были более успешны в учебе, лучше формулировали свои мысли, логически рассуждали.
Получается, пауза имеет огромное значение для формирования эмоциональной устойчивости: у ребенка появляется базовая уверенность, что любая проблема будет решена, пусть и не сразу, что он будет услышан, что все будет хорошо. Эта уверенность, полученная в раннем детстве, помогает ему и потом терпеть и ждать.
Эмоционально устойчивый человек — как ванька-встанька: у него внутри есть что-то, что не позволяет ему упасть, и он каждый раз поднимается. Это важное качество складывается, «выплавляется» из индивидуальных особенностей ребенка и опыта общения с мамой и другими близкими взрослыми.
Каждый истеричный ребёнок во время приступа ведёт себя по-разному. Кто-то может просто топать ногами и громко орать. Другие начинают кататься по полу. Но опаснее всего те, кто, выплёскивая негатив и агрессию, наносит повреждения себе и окружающим. Родители должны знать, как это происходит с их малышом. Это позволит своевременно предпринять необходимые меры безопасности.
Перед истерикой многие как бы «готовятся» к предстоящему представлению. Если удастся поймать этот момент, можно предупредить приступ. Об этом сигнализируют особые предвестники:
- лёгкое хныканье;
- сопение, пыхтение, ворчание;
- поджатые или дрожащие губы (кто-то обиженно оттопыривает нижнюю губу);
- нахмуренный взгляд исподлобья на того, от кого зависит удовлетворение желания;
- глаза, полные слёз;
- закрытая поза (руки в замке перед собой);
- методичные раскачивания телом (сидя на стуле или просто стоя);
- нервные, резкие движения;
- красное лицо.
Предвестники демонстрируются далеко не всегда — часто приступы начинаются неожиданно и резко. Что обычно делает ребёнок в истерике:
- плачет;
- громко кричит до хрипоты;
- размахивает ногами и руками;
- топает, прыгает;
- разбрасывает предметы;
- тяжело, прерывисто дышит;
- натужно и долго кашляет;
- царапает, кусает самого себя и окружающих;
- бьёт и толкает тех, кто находится рядом;
- бьётся головой об стену;
- не способен адекватно реагировать на сказанное и общаться;
- катается по полу;
- лёжа на полу, выгибает спину дугой — поза так называемого «истерического моста», представляющая собой непроизвольные судороги.
При этом он может кричать самые обидные вещи для человека, на которого направлена его истерика: «уходи», «ты плохой / плохая», «я тебя больше не люблю», «я тебя ненавижу».
В этот момент ребёнок переживает сразу несколько мощных эмоций:
- гнев, ярость, злость, негодование;
- раздражение, недовольство;
- агрессию;
- отчаяние, горькое разочарование;
- обиду.
Почему нельзя кричать на детей?
Прежде всего давайте уясним:
Гнев, крик и даже агрессия – нормальные эмоции, характерные для всех людей. Подавлять любые эмоциональные проявления вредно для человеческой психики и здоровья в целом.
Когда у человека появляется причина для злости, ее нужно выплеснуть. В противном случае неизбежны последствия, например, появление депрессии. Однако выплескивать эмоции следует правильно, не нанося вреда ни взрослым, ни детям. Крик и агрессия по отношению к сыновьям и дочерям не допустимы.
Почему?
Преодоление детских травм
Это сложный и очень длительный процесс. Не всем удается пройти этот путь и простить родителей, особенно мать. Часто травмированный в детстве ребенок проносит свою боль через всю жизнь.
Как перестать срываться на ребенке?
При желании исправить ситуацию и перестроиться вполне возможно. Это не будет сложно. Безнадежных детей, с каждым можно справиться с помощью разъяснений и мягких наказаний. Ниже даны несколько советов о том, как перестать кричать. Тогда не придется задаваться вопросом, как не злиться на ребенка.
У всех ли детей бывают возрастные кризисы?
Да, у всех. Ведь развитие без кризисов невозможно. Другое дело, что все дети разные, так что прохождение кризиса у каждого ребенка будет иметь свои индивидуальные особенности.
- Кризис 3 лет один ребенок может прожить в 2,5 года, а другой – только к 4 (именно поэтому мы говорим о расплывчатости временных границ). Да и длиться кризис будет у всех по-разному – у кого-то пару месяцев, а у кого-то почти год.
- Из-за разности темпераментов и характеров одни дети, если так можно выразиться, живут в постоянном кризисе, а другие проживают свои кризисы сглажено.
- Поскольку любой возрастной кризис тесно связан с социальной ситуацией развития (еще одно понятие, введенное в психологию Выготским), то огромное значение имеют те условия, в которых растет ребенок (семья, детский коллектив) и их влияние на процессы его развития.
Часто то, что мы принимаем за возрастной кризис, бывает просто реакцией отторжения на внешнюю среду:
- детский сад;
- непосильную нагрузку из кружков и секций;
- стиль воспитания – чересчур авторитарный или, наоборот, попустительский.
Границы и правила – зачем они нужны
Прежде всего определим, что такое детское непослушание. Это – невыполнение ребенком требований и просьб взрослых членов семьи, и важнейшим аспектом в этом случае выступает система правил.
К нам обратилась мама 4-летнего Сережи. Первым запросом, который прозвучал для специалиста, был «Научите его слушаться, он не делает того, что я ему говорю!». В ходе дальнейшей работы мы выяснили, что именно он не хочет выполнять и как реагирует на просьбы и замечания взрослых. Оказалось, что мама предлагала ему чистить зубы не каждое утро, а только в выходные дни, когда они вместе отправлялись умываться по утрам, а пресечь длительный просмотр мультфильмов пыталась лишь во время визитов бабушки в гости. Отсутствие четкого свода правил вызывало протест малыша. «Почему я всегда могу смотреть телевизор, а сегодня мне запрещают сидеть за ним весь вечер?», — примерно такими могли быть мысли Сережи. Разумеется, запрет вызывает бурную реакцию.
Чтобы выполнять требования взрослых, ребенку необходим некий свод правил, которые регламентируют его деятельность. И правила, как это ни странно, должны соблюдаться в первую очередь взрослыми.