Экологическая отчетность и ЭЦП

27.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчетность и ЭЦП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Теперь санкции применяются за несоблюдение не только экологических и санитарно-эпидемиологических требований, но и требований в области охраны окружающей среды при обращении с упомянутыми выше отходами и веществами.

Календарь эколога 2022

Отчёт Срок сдачи
I квартал
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. До 10.01.2022
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года До 10.01.2022
Сведения о выполнении условий пользования недрами До 20.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) До 24.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) До 24.01.2022
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) До 01.02.2022
Внесение платы за НВОС До 01.03.2022
Предоставление декларации НВОС До 10.03.2022
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» До 15.03.2022
Отчёт по программе ПЭК До 25.03.2022
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории До 25.03.2022
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством.
II квартал
Декларация о количестве выпущенных товаров До 01.04.2022
Отчёт о выполнении нормативов утилизации До 01.04.2022
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» До 01.04.2022
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2022 г. До 15.04.2022
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.04.2022
Расчёт и оплата экологического сбора До 15.04.2022
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2022 года До 20.04.2022
III квартал
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2022 г. До 15.07.2022
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.07.2022
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2022 года До 20.07.2022
IV квартал
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2022 года До 17.10.2022
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.10.2022
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2022 года До 21.10.2022
2-ТП (отходы)
Предоставляемые сведения

Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления

Куда предоставляется

Территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения

НПА

Приказ Росстата от 09.10.2020 № 627

Срок сдачи

до 1 февраля

Кто предоставляет
  • ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с ТКО;
  • операторы по обращению с ТКО
Как предоставляется

В электронном виде посредством ЛК природопользователя с использованием ЭЦП

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров
Предоставляемые сведения

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ

Куда предоставляется
  • Производители — в территориальный орган Росприроднадзора
  • Импортеры и производители — в центральный аппарат Росприроднадзора
НПА
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р
Срок сдачи

до 1 апреля

Кто предоставляет

Производители и импортеры товаров

Как предоставляется

В электронном виде через ЛК природопользователя с использованием ЭЦП

Как заполнить декларацию НВОС и рассчитать сумму платежа

Форма декларации по плате за НВОС 2021 года по структуре повторяет ранее использовавшуюся. Выделяется 3 раздела по каждому из видов загрязнения:

  • Выбросы. Указывается объем выбросов загрязняющих веществ в окружающую атмосферу, которые производят стационарные источники. Например, трубы котельной, различные вытяжки, ГОУ.
  • Сбросы. Определяет объем вреда, наносимого предприятием и его производством водным объектам.
  • Размещение отходов. Учитываются отходы, отправленные на полигон для хранения и утилизации.

Данные собираются по поставленным на учет опасным объектам. Производственные площадки IV категории опасности не включаются. Количество указывается в единицах веса (тонны) или объема (кубометры), в зависимости от вида отходов. Если за отчетный период происходили аварии, вызвавшие повышенный вред экологии, зафиксированные во вовремя их устранения внеплановые объемы вредных выбросов также суммируются. Для расчета суммы платежа в декларации негативного воздействия на окружающую среду используется единая ставка. Но объем выбросов, сбросов и отходов указывается по трем графам. Это связано с использованием повышающего коэффициента, принимающего следующие значения: 1, 25, 100. Предусмотрены отдельные граф для учета негативных воздействий: ,

  • В пределах допустимых значений. Этот объём учитывается для расчета экологического платежа с коэффициентом 1, т.е. по основной ставке.
  • В пределах установленного лимита. Используется повышающий коэффициент 25 к основной ставке платежа за негативное воздействие.
  • С превышением нормативов и лимитов. Для этой графы установлен максимальный повышающий коэффициент 100. Применяется он только к объектам I и, c оговорками, II категорий опасности.

Единственный способ избежать санкций — корректное указание данных и соблюдение сроков сдачи отчетности, постоянно меняющихся вслед за законодательством. Выполнить это поможет заключения договора на экологическое сопровождение с компанией ЭкоПромЦентр. Преимущества работы с нами:

  • Слежение за изменением законодательства, касающегося вида деятельности организации. Консультанты сообщат вам о новых положениях, изменившихся сроках сдачи отчетности.
  • Рекомендации по оптимизации экологической работы на предприятии. Часто удается найти способ уменьшить суммы платы за негативное воздействие на внешнюю среду, установить способы снижения объема выбросов. Например, сумма затрат на мероприятия по снижению негативного воздействия из нее могут вычитаться, согласно Пункту 11 Статьи 16.3 федерального закона 7-ФЗ.
  • Помощь в заполнении отчетности. Консультант поможет собрать цифры, обнаружит типовые ошибки раньше контролирующего органа, в который они будут направлены.

Ответственность плательщика (увеличенные штрафы, концепция вины)

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

Штраф за несдачу отчета МСП в Росприроднадзор

Сдать отчет необходимо в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным (п. 5 Порядка, утв. Приказом Минприроды от 16.02.2010 № 30). При этом последний день для представления отчета МСП – не 15 января, а 14 января. А учитывая, что перенос срока сдачи экологического отчета Приказом Минприроды от 16.02.2010 № 30 не установлен, за 2020 год крайняя дата сдачи отчета была 13.01.2020, а за 2020 год таким днем будет 12.01.2020.

Если субъект малого или среднего предпринимательства ведет деятельность, в результате которой образуются отходы, но не представляет экологическую отчетность или сдает ее с неточными, недостоверными сведениями или сведениями, не подтвержденными документами, он нарушает требования ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ , а также Порядка (утв. Приказом Минприроды от 16.02.2010 № 30).

Какой штраф придется уплачивать организациям при несдаче бухгалтерской отчетности

Если налоговая отчетность сдается не вовремя или вовсе не сдается налогоплательщиком, то за это предусматривается наказание, поскольку такое действие является значимым правонарушением. Если компания является не слишком большой, то вопросом несдачи документов занимается налоговая инспекция, однако если обнаруживаются существенные нарушения, затрагивающие суммы особо крупного размера, то дело передается в прокуратуру. Именно поэтому каждая компания должна следить постоянно за сроками сдачи своей отчетности, чтобы не появлялось просрочек, поскольку последствия такого решения будут неблагоприятными для нее.

Каждая компания и ИП должны при ведении своей деятельности уплачивать налоги и платить страховые взносы за себя и работников, а также у них имеется обязанность вести бухгалтерскую отчетность, которая сдается в налоговые органы в строго установленные сроки. Она должна быть правильно и грамотно составлена, а также должна содержать только достоверную и актуальную информацию.

Куда подается отчетность 2-ТП отходы

Согласно Приказу Росстата от 12.12.2019 №766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» сбор и обработку данных осуществляет Росприроднадзор. В форме к данному приказу указанно, что отчет 2-ТП отходы подается в территориальный орган Росприроднадзора по субъекту РФ.

Территориальный орган, куда подается отчет 2-ТП отходы выбирается в соответствии с адресом местонахождения (юридическим адресом) юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Организации Москвы и Московской области подают отчет 2-ТП отходы в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям.

Подготовка формы 2-ТП (отходы)

Шаблон документа утвержден Росстатом в Приказе от 10.08.2017 г. № 529. Этот приказ зафиксировал не только образец отчета, но и алгоритм его заполнения, а также контрольные соотношения для проверки.

Отчет 2-ТП (отходы) состоит из следующих страниц:

  • титульный лист, на котором надо указать наименование компании (полное и сокращенное)/ ФИО ИП, адрес и регистрационные коды;
  • 2-ТП (отходы) 2021 содержит блок данных, представленный в табличном формате — в нем приводится характеристика отходов с обозначением их количества и способов переработки;
  • последний лист посвящен справочной информации и подписям ответственных лиц.

Отчетность 2-ТП (отходы) требует указания подробной расшифровки сведений по характеру отходов. Необходимо идентифицировать тип сырья, указав не только его наименование, но также класс опасности и код (согласно каталогу отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242). Отражают отходы классов опасности I-V.

Форма 2-ТП (отходы) 2021 фиксирует следующие данные:

  • какой объем отходов имелся у субъекта хозяйствования на начало отчетного интервала (на начало года) – графа 1;
  • сколько было образовано в результате текущей деятельности отходов за истекший год – графа 2;
  • Росприроднадзор 2-ТП (отходы) ввел и для того, чтобы отслеживать, какой объем отходов поступил за год от других субъектов (включая импорт) – графы 3, 4;
  • предполагает отражение объема обработанного отходного сырья – графа 5;
  • при обозначении количества утилизированного сырья необходимо выделить объем отходов, которые предназначены для повторного использования после переработки, и сырья, которое подвергалось предварительной обработке – графы 6-8;
  • бланк 2-ТП (отходы) 2021 предусматривает обособленное обозначение количества обезвреженных отходов с указанием доли сырья, прошедшего дополнительную предварительную обработку – графы 9-10.

Если отходные массы передавались третьим лицам, это надо показать в графах 11-15 отчета 2-ТП (отходы) за 2021 год. Указывать надо общий объем переданных отходов с последующей детализацией целей этой операции – утилизация, обезвреживание, обработка, захоронение или просто размещение на полигоне. При размещении отходов на эксплуатируемых субъектом хозяйствования территориях это показывается в отдельных столбцах 16 и 17.

Читайте также:  Новые региональные льготы для ветеранов труда в красноярском крае

Таким образом, статистическая отчетность 2-ТП (отходы) подразумевает, что предприятие или ИП отражает, сколько у него было отходных материалов на начало года, как этот объем менялся в течение года, и сколько осталось отходов на конец года не обработанных и не вывезенных на полигоны или на территорию третьих лиц (графа 18 = сумма граф 1, 2, 3 минус показатели граф 6,9,11,12,13,14,15,16,17).

Какие документы будут отменены в 2021 году?

Постановлением Правительства России от 18 сентября 2021 г. № 1496 с 1 января 2021 г. отменяются следующие законодательные документы:

  1. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. № 205 “Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества”. Постановлением № 1496 настоящий документ будет отменен начиная с 1 января 2021 г. Из чего следует, что в 2021 году сведения по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 предоставлять не требуется. На данный момент можно лишь предположить, что учет воды на объекте будет проводится по другим формам до принятия новых документов.
  2. Постановлением №1496 с 1 января 2021 г. также отменены журналы движения отходов по Приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 721.
  3. Отменены с 1 января 2021 г. и методические указания по разработке проектов нормативов по отходам и сбросам.

Отчет формы 2-ТП отходы: нормативка и иные важные нюансы

Отчет формы 2-ТП отходы — отраженный в табличном виде результат организованного на систематической основе учета отходов, полученных в результате производства, обработки и утилизации.

Зачем учитывать эти подлежащие удалению предметы и вещества? Ответ содержится в законе «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, в котором выделены 2 группы принципов государственной политики в сфере обращения с отходами:

  • внутренние (как сохранить здоровье населения и биологическое разнообразие, состояние окружающей среды, достичь равновесного сочетания экологических и экономических интересов общества и др.);
  • внешние (международное сотрудничество России с другими государствами в экологической сфере).

Указанный нормативный документ предусматривает обязанность ведения учета отходов, хранения данных этого учета и составление отчетности по ним:

  • Учету подлежат все виды отходов (образовавшиеся, утилизированные, обезвреженные и др.). Порядок его ведения утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.
  • Хранение материалов учета отходов должно обеспечиваться в течение 5-летнего срока (п. 21 приказа № 721).

На респондентов возложена обязанность отчитываться об отходах. Отчетным документом служит форма 2-ТП «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», утвержденная приказом Росстата от 12.12.2019 № 766. Организовывать учет и хранить собранные данные нужно вне зависимости от того:

  • каким видом деятельности занимается юрлицо или ИП;
  • каков годовой объем образовавшихся отходов.

Отчет по отходам составляют с учетом того, что он:

  • предназначен для подачи в орган Росприроднадзора по месту деятельности отчитывающегося лица;
  • сдается в указанный на самом бланке формы 2-ТП отходы срок — до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. Поскольку в 2020 году это выходной, отчитаться можно до 03.02.2020.

Отражению в отчете формы 2-ТП отходы подлежат данные по каждому виду находящихся у респондента отходов (за исключением радиоактивных).

Отчет 2 ТП отходы оформляется по строго определенным правилам. Образец заполнения и чистый бланк, куда вносятся данные для заполнения отчета, можно скачать на сайте Росприроднадзора.

По сути, она включает в себя две составляющих:

  1. Титульный лист. Эта часть содержит полную информацию об организации: отчетный период, название предприятия, ИНН, адрес, ФИО директора, контактные данные — в общем, стандартный — полный набор данных, которое должно предоставлять юридическое лицо.
  2. Основная часть. Представляет собой несколько таблиц, куда включен полный перечень отходов, образовавшихся и принятых. Здесь прописывается полный путь движения отходов, начиная от их образования и заканчивая утилизацией: куда и в каком количестве они транспортируются и как хранятся. В форме указывается полный отчет о захоронении, передаче на утилизацию, использовании или хранении отходов за конкретный отчетный период.

При этом организации нужно регулярно вести журнал учета движения отходов на предприятии: все эти данные в дальнейшем пригодятся для заполнения формы. Также нельзя забывать об учете лимитов на размещение отходов, установленных законодательством для организации.

Готовый отчет должен содержать данные обо всех видах отходов, которые находились в цикле работы организации. Исключение составляют радиоактивные отходы, которые подлежат отдельному строгому учету.

Показатели по разным видам отходам для сдачи отчета фиксируются по-разному:

  • Отходы IV и V классов опасности: указывается в тоннах, цифру округляют до одного знака после запятой.
  • Отходы I, II и III классов опасности: указывается в тоннах, показатель округляют до трех знаков после запятой.

Проверка правильности заполнения формы 2-тп

Корректность заполнения документа должна быть проверена в соответствии с последним разделом Указания, в котором прописан весь алгоритм контроля для каждого из разделов отчета.

Для подготовки отчета в личном кабинете природопользователя (ЛК) нужно воспользоваться Инструкцией по работе в ЛК, которую можно найти на сайте территориальных отделов Росприроднадзора. Здесь пошагово расписан весь процесс формирования отчета, начиная с регистрации и заканчивая отправкой электронной версии и выгрузкой отчета для предоставления на бумажном носителе.

Программа сама подскажет, если отчет сформирован неверно. Для этого необходимо воспользоваться функцией «Проверить АЛК». Отправить заполненную и проверенную форму не составит никакого труда при условии, что у респондента имеется ЭЦП, соответствующая требованиям 63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи».

Штрафы за несдачу отчетности в росприроднадзор 2тп

Обоснование вывода:
Субъекты малого и среднего предпринимательства по платежам за негативное воздействие на окружающую среду отчитываются в соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным приказом Минприроды России от 16.02.10 N 30 (далее — Порядок и Отчетность).
Согласно п. 4 Порядка отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (п. 5 Порядка представления и контроля отчетности). Обращаем внимание, что крайний срок, когда субъекты малого и среднего предпринимательства должны подать отчетность в территориальные органы Росприроднадзора, — 14 января.
При этом в силу п. 14 Порядка Отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.
Отметим, что в самом Порядке не установлены штрафные санкции за непредставление (несвоевременное представление) Отчетности. При этом в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.12.2022 N ОД-06-01-32/15903 указано, что в случае, если субъектами малого и среднего предпринимательства в срок не предоставлена Отчетность, к плательщику может применяться административная ответственность, предусмотренная ст. 8.2 КоАП РФ (смотрите также разъяснения Прокуратуры Калужской области от 27.07.2022 «О порядке предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов»).
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа:
— на граждан — в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
— на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примерами судебных решений, где непредставление отчета квалифицировано как влекущее ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, служат постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2022 N 04АП-4523/14, Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2022 N 09АП-7471/13, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022 N 14АП-8794/13 (определением ВАС РФ от 30.01.2022 N ВАС-668/14 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра отказано).
При этом отдельные судебные инстанции квалифицируют непредставление Отчетности по ст. 8.5 КоАП РФ — как «сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию»*(1).
Так, например, в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2022 N 15АП-19265/13 (определением ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2022 N Ф08-577/14 по делу N А32-20521/2022 оставлено без изменений) указывается, что объектом вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды (смотрите также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 N 07АП-54/14 по делу N А27-14744/2022).
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 N 15АП-10882/14 (со ссылкой на правовую позицию, представленную в определении ВАС РФ от 09.06.2022 N ВАС-7518/14 по делу N А32-9898/2022) также выражена позиция, что непредставление отчета образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Под экологической информацией по смыслу ст. 8.5 КоАП РФ законодатель подразумевал информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, а также расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду содержат экологическую информацию, а именно сведения о: наименовании видов отходов, сгруппированных по классам опасности для окружающей природной среды; кодах отходов по федеральному классификационному каталогу отходов; принадлежности к группе опасных свойств отходов; наличии отходов на начало отчетного года; образовании отходов за отчетный год; использовании и обезвреживании отходов; установлении нормативов на отчетный год и др.
Учитывая изложенное, по мнению судей, непредставление (несвоевременное представление) отчетности связано с объектом посягательства, указанным в ст. 8.5 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа*(1):
— на граждан — в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
— на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;
— на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Что касается срока давности привлечения к административной ответственности за непредставление Отчетности, отметим, что общие сроки давности привлечения к административной ответственности установлены ст. 4.5 КоАП РФ. При этом из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено «за нарушение . законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования . по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения» (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2022 N А44-3057/2022, Дальневосточного округа от 24.03.2022 N Ф03-1528/2022).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2022 N 5163/11 арбитры, сославшись на ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, указали, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При этом судьи указали, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). При совершении административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, срок привлечения к административной ответственности за непредставление Отчетности — один год со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, т.е. для рассматриваемой ситуации — с 16 января 2022 года.

Читайте также:  Как заверить копию трудовой книжки по новому ГОСТ


Похожие записи: