Учет особо ценного имущества: проводки, типовые ошибки

29.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет особо ценного имущества: проводки, типовые ошибки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?

В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.

Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.

Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.

Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?

Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.

Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?

Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.

Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?

Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.

Определение особо ценного имущества автономного и бюджетного учреждений

Согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2022 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – Постановление) особо ценное имущество одинаково определяется и для бюджетного, и для автономного учреждения.

  • движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
  • для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждений предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления;
  • имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в т. ч. музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

Что не относится к объектам ОС

В пункте 39 инструкции 157н сказано, что к ОС не относятся: предметы, служащие менее 12-ти месяцев, независимо от их стоимости и материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам, находящиеся в пути или числящие в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.

Согласно п 7 СНГ ОС к основным средствам не относятся:

  • непроизведенные активы;

  • имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено Стандартом;

  • материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов;

  • материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящиеся в составе капитальных вложений;

  • биологические активы.

Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Уровень бюджета принадлежности организации Стоимость (тысяч рублей)
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности 200 – 500
Региональные бюджетные учреждения 50 — 500
Муниципальные учреждения 50 — 200
Для учреждений бюджетов всех уровней Имущество, без использования которого затрудняется деятельность

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Распоряжение особо ценным движимым имуществом

• 338 «Чистая стоимость ОЦИ» – равна сумме строк 336 (расчеты с учредителем (0 210 06 000)) и 337 – чистая стоимость ОЦИ (т. е. остаточная стоимость). Исходя из буквального толкования положений Инструкции № 33н, в ней не предусмотрено отражение чистой стоимости ценного имущества (корректировка показателя счета 0 210 06 000 на стоимость амортизации), которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Такой порядок действий приведен в письме Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798. При этом в другом письме (от 17.01.2013 № 02-06-07/111) Минфин России обращает внимание на следующее: корректировка счета 7 210 06 000 происходит только в части выбывшего ОЦДИ, закрепленного ранее при изменении типа учреждения. Это и понятно, ведь стоимость имущества, приобретенного в рамках деятельности в сфере ОМС после изменения типа учреждения, отражать на счете 7 210 06 000 не нужно. Если такое имущество и попадает под критерии особо ценного, учреждение все равно имеет право распоряжаться им самостоятельно, т. к. оплата происходила за счет средств ОМС, а не за счет средств учредителя.

Активы культурного наследия

Стандарт ОС содержит в себе новое понятие Активы культурного наследия. Это активы, возникающие в результате исторических событий и обладающие ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Активы культурного наследия включают в себя:

  • объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями;

  • произведения живописи;

  • скульптуры;

  • декоративно-прикладного искусства;

  • объекты науки и техники;

  • иные предметы материальной культуры, обладающие культурной, исторической, экологической ценностью.

Бухгалтерский учет особо ценного имущества осуществляется в соответствии с Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н . Следует отметить, что общие положения по учету нефинансовых активов согласно Инструкции N 157н (объект, единица учета, формирование первоначальной стоимости и т.д.) были рассмотрены в статье «Учет недвижимого имущества» (N 3, 2011) и в статье «Учет иного движимого имущества» (N 4, 2011). В данной статье приведем бухгалтерские записи по отражению хозяйственных операций с особо ценным движимым имуществом учреждения в соответствии с Инструкцией N 174н и Указаниями N 190н .

Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Для ведения бухгалтерского учета амортизации объектов особо ценного имущества учреждения применяются следующие счета аналитического учета (п. 25 Инструкции N 174н):

  • 0 104 21 000 «Амортизация жилых помещений — особо ценного движимого имущества учреждения»;
  • 0 104 22 000 «Амортизация нежилых помещений — особо ценного движимого имущества учреждения»;
  • 0 104 23 000 «Амортизация сооружений — особо ценного движимого имущества учреждения»;
  • 0 104 24 000 «Амортизация машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»;
  • 0 104 25 000 «Амортизация транспортных средств — особо ценного движимого имущества»;
  • 0 104 26 000 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря — особо ценного движимого имущества учреждения»;
  • 0 104 27 000 «Амортизация библиотечного фонда — особо ценного движимого имущества учреждения»;
  • 0 104 28 000 «Амортизация прочих основных средств — особо ценного движимого имущества учреждения»;
  • 0 104 29 000 «Амортизация нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения».
 Наименование операции 
 Дебет 
 Кредит
 Начисление амортизации (п. 26 Инструкции N 174н)
 1. Начисление амортизации на объекты 
основных средств и нематериальных активов,
относящиеся к особо ценному имуществу
учреждения
0 401 20 271, 
0 109 00 000
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 104 29 420
 Принятие к учету суммы амортизации при получении ОС и НМА
 (п. 27 Инструкции N 174н)
 2. Получение объектов учета в рамках 
расчетов между головным учреждением и
обособленными подразделениями (филиалами)
0 304 04 310, 
0 304 04 320
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 104 29 420
 3. Получение объектов учета при закреплении
за бюджетным учреждением права оперативного
управления (от органов власти,
государственных (муниципальных) учреждений)
0 401 10 180, 
4 210 06 560
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 104 29 420
 Выбытие сумм амортизации по выбывающим объектам (п. 28 Инструкции N 174н)
 4. Передача объектов основных средств, НМА 
в рамках расчетов между головным
учреждением и обособленными подразделениями
(филиалами)
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 104 29 420
0 304 04 310,
0 304 04 320
 5. Передача объектов учета органу власти, 
государственному (муниципальному)
учреждению, в том числе при прекращении
права оперативного управления (изъятия из
оперативного управления)
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 104 29 420
0 401 01 241,
4 210 06 660
 6. Передача объектов основных средств по 
факту их реализации (продажи) на основании
решения постоянно действующей комиссии по
поступлению и выбытию активов, по
безвозмездной передаче объектов основных
средств, нематериальных активов, принятого
в соответствии с законодательством РФ (в
отношении организаций, за исключением
государственных и муниципальных
организаций, физических лиц,
наднациональных организаций и правительств
иностранных государств, международных
финансовых организаций), в том числе при
создании бюджетным учреждением иных
организаций, а также выбытие объектов
основных средств, нематериальных активов
согласно принятому решению об их списании
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 104 29 420
0 101 21 410 -
0 101 28 410,
0 102 20 420
 Уценка (дооценка) (п. 29 Инструкции N 174н)
 7. Суммы уценки (дооценки) начисленной 
амортизации, полученные в результате
переоценки
0 401 30 000, 
0 104 00 000
0 104 00 000,
0 401 30 000

Постановка имущества на учет

При поступлении имущества определяется его принадлежность к ОЦДИ. К имуществу относятся основные средства (ОС), нематериальные активы (НМА) и материальные запасы (МЗ). В состав основных средств не включается недвижимость – здания, сооружения, участки. Для уточнения отнесения объекта к недвижимости можно воспользоваться справочником ОКОФ. Среди имущества встречаются объекты со сложной идентификацией принадлежности. Например, к зданиям относят:

  • Передвижные мастерские, АТС, кухни.
  • Щитовые домики, плавучие сооружения для проживания.
  • Вагоны-лаборатории, передвижной диагностический автотранспорт, электростанции или трансформаторное оборудование, установленное в вагонах или автомобилях.
Читайте также:  Как узнать реквизиты ЕНС с 2023 года

Постановка на учет производится вне зависимости от источника приобретения имущества. К каждому из объектов прикрепляется инвентарная карточка, в которой указываются основные данные актива. Комиссия по приемке устанавливает срок полезного использования объекта. В регистрах и балансе ОЦДИ выделяется на отдельных счетах.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?

В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.

Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.

Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.

Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?

Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.

Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?

Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.

Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?

Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.

15.02.2017 16:54
🙁
Практически живу на работе, но зарплата все меньше … Видимо начали вычитать за проживание…
Подробнее…

15.02.2017 14:14
Пожар в налоговой
Звонок в пожарную часть:
— Мужики, вы сильно заняты?
— Да нет, сидим, в домино играем…
— Ну, доигрывайте, и собирайтесь потихоньку, тут налоговая горит…
Подробнее…

19.01.2012 15:24
Баллада о среднесписочной численности
Я отбросил легкомысленность,
Я сегодня рано встал –
Среднесписочную численность
Я в налоговой сдавал.

Почесав щетину жёсткую
На физическом лице
Открываю дверь неброскую,
Покуривши на кры…
Подробнее…

05.03.2011 12:01
«Почему с пустыми руками?»
Сейчас а главбух в маленьком бюджетном учреждении, а в 90-х работала в налоговой. Это случай из моей инспектоской жизни. На двери нашего кабинета висело объявление, что для постановки на учёт предп…
Подробнее…

28.12.2010 16:09
Красное сторно
Заходит к главному бухгалтеру начальник и видит ,что у того на столе бутылка водки почти пустая.Он говорит:»Как вы можете?Пьяный на работе!Да еще и беленькое пьете!» На что главбух ,доста…
Подробнее…

Учет особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения

Мы уже не раз отмечали, что объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета. В частности, по аналитической группе 20 учитывается особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения (п. 37 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н (далее — Инструкция N 157н)). Именно о таком имуществе и пойдет речь в статье.

  • для федеральных бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 000 до 500 000 руб.;
  • для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 000 до 500 000 руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • для муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 000 до 200 000 руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
Читайте также:  Машину повредили на парковке: что делать?

С Какой Суммы Считается Особо Ценное Имущество В Бюджетном Учреждении

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 ГК РФ).

Обращение о предварительном согласовании совершения крупной сделки должно быть в установленном порядке подписано руководителем учреждения либо лицом, исполняющим его обязанности. Прилагаемые к обращению документы должны быть подписаны, а копии документов – заверены подписью руководителя либо лица, исполняющего его обязанности, и печатью учреждения.

Какое имущество учредитель может отнести к особо ценному?

Следует понимать, что фактически независимо от стоимости имущества учредитель может причислить к особо ценному любое движимое имущество, если сочтет, что без этого имущества осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет сильно затруднено. Но подход собственника имущества может быть и вполне либеральным – например, в г. Астрахани в отношении муниципального бюджетного учреждения «Детская школа искусств № 20» в перечень особо ценного движимого имущества были включены только два объекта: рояль с балансовой стоимостью в 66 тыс. руб. и баян с балансовой стоимостью 56 тыс. руб. Но такой подход встречается не очень часто – все же учредитель (собственник имущества) стремится максимально ограничить самостоятельность учреждения в распоряжении движимым имуществом и отнести к категории особо ценного движимого имущества как можно больше различных объектов. Например, для муниципального бюджетного учреждения «Усть-Цилемская детская музыкальная школа» (Республика Коми) к этой категории, в отличие от предыдущего случая, был отнесен 21 объект, в том числе не только дорогостоящая звуковая аппаратура, но и дешевые гитары.

Учредитель может отнести к особо ценному любое движимое имущество.

В результате появления у бюджетного учреждения новых имущественных объектов в перечни особо ценного движимого имущества могут вноситься изменения. Иными словами, собственник имущества, которое приобретается бюджетным учреждением, может «добавлять» его в перечень особо ценного движимого. Например, в июле 2016 года администрация г. Шахты Ростовской области внесла в соответствующий перечень такой имущественный объект, как теневой навес с балансовой стоимостью 1,5 млн руб., закрепив его за муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 37».

Если имущество приобретено за счет коммерческой деятельности.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, может ли учредитель (собственник имущества) отнести к категории особо ценного то движимое имущество, которое бюджетное учреждение приобрело за счет средств, полученных от оказания платных услуг или выполнения платных работ. Таких запретов в действующей федеральной нормативной правовой базе нет, хотя раньше они были, правда, только в отношении автономных учреждений. Кроме того, по мнению Минфина, отнесение имущества к данной категории осуществляется независимо от источника средств на его приобретение. Однако в некоторых случаях сам учредитель вводит соответствующий запрет. Например, в г. Ангарске Иркутской области установлено, что не может быть отнесено к особо ценному движимое имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного или бюджетного учреждения Ангарского городского округа, а также имущество, приобретенное автономным, бюджетным учреждением Ангарского городского округа за счет доходов, полученных от деятельности, осуществляемой автономным, бюджетным учреждением Ангарского городского округа согласно его уставу. В Тольятти мы видим похожую норму – здесь определено, что к особо ценному движимому имуществу не относится имущество, приобретенное автономным или бюджетным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности, целевых взносов физических и (или) юридических лиц, полученное в результате добровольных пожертвований физических и (или) юридических лиц. А вот, например, в г. Ярославле в местной нормативной правовой базе такого запрета нет.

Проводки на списание основных средств для бюджетников

Операция

Дебет

Кредит

Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту

0 104 ХХ 410

0 101 ХХ 410

Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:

При недостаче или уничтожению

0 401 10 271

0 101 ХХ 410

При стихийных бедствиях

0 401 10 273

0 101 ХХ 410

Прочие причины

0 401 10 172

0 101 ХХ 410

Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ

0 105 ХХ 340

0 401 10 172

Отражены произведенные затраты на списание объекта

0 401 20 200

0 302 ХХ 730


Похожие записи: