Кто устанавливает контейнеры для мусора?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто устанавливает контейнеры для мусора?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Схема создания контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения. Если собственник земельного участка — муниципалитет, то орган местного самоуправления принимает решение о создании места накопления отходов и сам оборудует на этом месте контейнерную площадку. Сделайте это по муниципальным правилам благоустройства территории. Кроме того, соблюдайте требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Список документов, о которых нужно знать
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О требованиях к местам (площадкам) накопления отходов».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 «О гигиенических требованиях к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019, с изм. от 03.07.2019) «О полномочиях местных органов власти в организации деятельности по сбору отходов».
- Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «О правилах обустройства мест накопления отходов и ведения их реестра».
Создайте места накопления ТКО
Мусор можно накапливать путем его раздельного складирования по видам и группам отходов, а также по группам однородных отходов (п. 2 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ). Для организации раздельного сбора мусора понадобятся несколько контейнеров: для пластика, стекла, бумаги и пищевых отходов. Все они должны быть подписаны.
Таблица. Как разнести данные по разделам реестра
Раздел реестра | Какие сведения и документы внести |
Данные о нахождении мест накопления ТКО | 1. Об адресе и (или) географических координатах мест накопления ТКО. 2. Схему размещения мест накопления ТКО* |
Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов | 1. Об используемом покрытии. 2. О площади места накопления ТКО. 3. О количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема** |
Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов | 1. Для юридических лиц – полное наименование и номер записи в ЕГРЮЛ, фактический адрес. 2. Для индивидуальных предпринимателей – Ф. И. О., государственный регистрационный номер записи в ЕГРИП, адрес регистрации по месту жительства. 3. Для физических лиц – Ф. И. О., серию, номер и дату выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с российским законодательством, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные |
Данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО | Об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются отходы, складируемые в местах накопления ТКО |
* Схема размещения мест накопления ТКО отражает данные о нахождении мест накопления ТКО на карте муниципального образования масштаба 1:2000 (абз. 2 п. 16 постановления № 1039). ** Информацию о планируемых к размещению контейнерах орган местного самоуправления определяет с учетом предложений регионального оператора (абз. 3 п. 17 постановления № 1039).
Нормативы по установке мусорных контейнеров во дворах многоэтажек
Перед возведением многоквартирного дома строительная компания выбирает участок для мусорных контейнеров. Отнестись к выбору места нужно ответственно. Неправильно выбранный участок может спровоцировать нарушения гигиенических нормативов и даже пожары. Удаленность от дома приведет к засорению других участков, потому что не все жильцы будут доходить до мусорных баков.
Согласование участков происходит в присутствии собственников недвижимости, управляющей компании и органов местного самоуправления.
Обязательным условием является удаленность объекта на 20 м и больше от домов, площадок для спорта, парковых аллей. Если такого места нет, то расстояние можно уменьшить до 9 метров. Но площадку нельзя обустраивать дальше 100 м от дома — делается это для удобства жильцов. Число баков рассчитывается с учетом количества проживающих и объема выбрасываемых ими ТКО.
Отсутствие контейнеров для сбора ТКО
В адрес Управления Роспотребнадзора по Саратовской области поступают обращения граждан — жителей частного сектора домовладений с вопросом о том, что же делать, если пришла квитанция за вывоз мусора, а контейнерная площадка для размещения мусорных контейнеров отсутствует?
Положением п. 150 Постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что если исполнитель (в рассматриваемом случае регоператор), допустил перерывы в предоставлении коммунальной услуги, превышающие установленную продолжительность, то он обязан произвести перерасчёт платы за такую услугу вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Пункт 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг также указывает на то, что плата за коммунальную услугу подлежит уменьшению в случае предоставления услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности. Так, в соответствии с п. 148(46) Правил при перерывах в предоставлении услуг размер платы должен быть снижен на размер платы за объем неоказанной услуги. Для определения этого объема в расчет берутся норматив накопления ТКО и продолжительность непредоставления коммунальной услуги в расчетном периоде.
В приложении №1 Постановления Правительства РФ №354 прописаны нормы вывоза твёрдых коммунальных отходов: в зимнее время года мусор должны вывозить минимум один раз в трое суток, летом – ежедневно. Допустима задержка зимой — на двое суток, а летом – на одни сутки.
При этом потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в иных местах (площадках) накопления ТКО, в схему размещения которых не входит адрес конкретного дома (см. п. 15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами; п. 4 ст. 13.4 Закона об отходах).
Таким образом, если мусор вообще не вывозился, то и платить за эту услугу потребители не должны.
В случае если оплата за не оказанные услуги потребителями произведена, то регоператору может быть предъявлена претензия о возврате оплаченной суммы за период ее непредставления.
При этом важным элементом в разрешении данной ситуации может послужить факт обращения потребителей не только с требованием о возврате уплаченных денежных средств, но и наличие с их стороны практических действий, связанных с намерением получить данную услугу, поскольку по общему правилу собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ст. 30 ЖК РФ).
С этой целю необходимо обратиться с заявлением к региональному оператору о заключении письменного договора по типовой форме с указанием способа складирования ТКО и мест (площадок) накопления ТКО для конкретного домовладения.
Этот момент очень важен для разрешения ситуации в суде в случае его не урегулирования в претензионном порядке. Поскольку при наличии спора он может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства (ст. 11 ГК РФ, ст. 11 ЖК РФ, ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»). При этом суд, оценивая фактические обстоятельства дела, дает оценку, кроме всего, добросовестности действий участников гражданских правоотношений и их разумность, а также с точки зрения наличия/отсутствия злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ).
Кроме того, при наличии вышеуказанной претензии со стороны потребителей к региональному оператору с обоснованными требованиями и отсутствии со стороны регоператора практических действий, связанных с прекращением нарушений прав потребителей, граждане (собственники ТКО) могут обратиться в адрес Управления Роспотребнадзора по Саратовской области с просьбой защитить их права в судебном порядке, а также с целью применения к нарушителю мер административного воздействия в пределах компетенции и полномочий Службы.
При этом, важным моментов в этой связи имеет не только факт попытки потребителя урегулировать спор в претензионном порядке, но и сам факт нарушения прав потребителя, который связан в рассматриваемом случае с оплатой неоказанных услуг.
Требования к мусоросборникам и контейнерам для сбора ТКО
Приказом Минстройдормаша СССР от 29.08.1985 № 601 утверждён Отраслевой стандарт 22-1643-85 «Мусоросборники и контейнеры металлические для сбора мусора и пищевых отходов. Общие технические условия» (далее — ОСТ 22-1643-85), согласно которому мусоросборники и контейнеры должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке (пункту 2.1).
В силу пункта 2.8 ОСТ 22-1643-85. мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов. Общие технические условия крышки контейнеров должны быть выполнены составными или сплошными.
Пункт 2.9 ОСТ 22-1643-85 предусматривает, что крышки должны прилегать к корпусу по всему периметру и свободно открываться и закрываться. Допускается зазор между крышкой и корпусом — не более 4 мм. Крышки контейнеров должны быть снабжены замками.
Однако в силу положений Федерального закона «О техническом регулировании» требования государственных и отраслевых стандартов носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению. Поэтому допускается установка контейнеров любой конструкции.
Таким образом, на федеральном уровне нет конкретных жестких требований к контейнерам для сбора мусора.
Нормативы по установке мусорных контейнеров во дворах многоэтажек
Перед возведением многоквартирного дома строительная компания выбирает участок для мусорных контейнеров. Отнестись к выбору места нужно ответственно. Неправильно выбранный участок может спровоцировать нарушения гигиенических нормативов и даже пожары. Удаленность от дома приведет к засорению других участков, потому что не все жильцы будут доходить до мусорных баков.
Согласование участков происходит в присутствии собственников недвижимости, управляющей компании и органов местного самоуправления.
Обязательным условием является удаленность объекта на 20 м и больше от домов, площадок для спорта, парковых аллей. Если такого места нет, то расстояние можно уменьшить до 9 метров. Но площадку нельзя обустраивать дальше 100 м от дома — делается это для удобства жильцов. Число баков рассчитывается с учетом количества проживающих и объема выбрасываемых ими ТКО.
Требования к организации площадок под мусорные контейнеры
Мусорные контейнеры размещают на прилегающих к домам территории, предварительно обустроив под них площадку. Оборудование площадок – начальный этап работ по организации сбора ТКО. Требований к обустройству мест мусоросборников несколько:
- Размер площадки должен точно соответствовать количеству контейнеров, которые предполагается на нее ставить – не больше и не меньше.
- С трех сторон ставятся ограждения, возле которых желательно дополнительно высадить зеленые насаждения.
- С неогражденной стороны предусматривается подъезд автотранспорта, удобный для выгрузки мусора.
- Основание площадки делают твердым, ровным, влагонепроницаемым. Чаще под мусоросборники укладывают асфальт или бетонируют поверхность.
- Если контейнеры без крышки, то ограждение желательно сделать с верхним перекрытием, чтобы внутрь емкостей не попадал дождь, снег.
Оборудует площадки и ставит их на учет в госреестре компания, управляющая обслуживанием многоквартирного дома. После обустройства и постановки на учет перенести площадку произвольно в другое место нельзя, так как план земельного участка утверждается органами архитектурного надзора и местного самоуправления. Управляющая компания обязана регулярно производить уборку в местах сбора мусора.
Что такое реестр контейнерных площадок
С 2019 года на территории Российской Федерации действуют новые правила, касающиеся размещения и оборудования территорий накопления и ликвидации ТБО.
Помимо этого, Правительством РФ было принято решение о создании единого реестра контейнерных площадок. Реестр представляет собой базу данных, включающую всю информацию о каждой контейнерной площадке, размещенной в черте города.
- Расположение: адресные данные, географические координаты и схема размещения в масштабе на карте.
- Технические характеристики: материал, из которого изготовлено ограждение; занимаемая площадь, число мусорных баков.
- Информация о владельце территории.
Особенности расположения мусорных контейнеров
Расположение контейнерных площадок на дворовых территориях требует соблюдение правил установки и обладает рядом следующих особенностей:
- Обеспечение беспрепятственного доступа специализированного транспорта, осуществляющего ликвидацию твердых коммунальных отходов.
- Удаленность размещения контейнерной площадки от мест отдыха, детских садов, школ и игровых зон.
Законодательные требования предусматривают размещение мест накопления ТБО на расстоянии от 20 до 100 метров.
При отсутствии возможности удаленного размещения контейнерной площадки, данный вопрос рассматривается уполномоченной комиссией.
Расположение контейнерной площадки на территории частного жилого помещения определяется его собственниками.
Запрещается размещение мусорных контейнеров, вблизи следующих объектов:
- Шоссе и автострады.
- Тротуарные дорожки.
- Арочные пространства.
- Узкие проходы.
Если планируется проведение строительных работ, стоит учитывать способ ликвидации строительного мусора.
Согласно действующему законодательству, установка отдельного контейнера для строительных отходов разрешается сроком на 1 сутки.
Данное действие заранее согласуется с представителями СЭС и архитектором.
Организация пространства для установки сборников
Контейнерам следует организовать соответствующую площадку, изготовленную из бетона или асфальта, и выступающую над землей на высоте 100-200 м. На нее ставят контейнера, при этом необходимо проследить, чтобы в них не попадала дождевая вода, которая может спровоцировать гниение отходов.
С одной стороны резервуара следует оставить открытое пространство для свободного подъезда мусоровоза. Дорогу рекомендуется утрамбовать гравием или покрыть асфальтом, чтобы машина смогла подъехать в любую погоду. С остальных сторон площадку необходимо огородить. Желательно организовать пространство, где планируется поставить мусоросборники под наклоном, чтобы емкости можно легко переместить.
Число контейнеров для мусора рассчитывают по численности людей, живущих в определенном доме, или по тому, какое количество находится рядом жилых строений. На одной оборудованной платформе допустимо не более 5 шт. Больше мусоросборников ставить не рекомендуется, потому как появляются определенные проблемы с поддержанием чистоты на занимаемом пространстве.
Кроме того, между контейнерами и жилым домом не рекомендуется оборудовать такие зоны:
- для отдыха;
- спортплощадки;
- пешеходные тротуары;
- велодорожки.
Особенности расположения мусорных контейнеров
Площадки под контейнеры для сбора бытовых отходов должны соответствовать следующим санитарным нормам:
Разрешается установка больших 20 м3 контейнеров под строительный мусор на 1 сутки с разрешения городского архитектора и местной СЭС.
- свободный проезд к бакам для мусоровозов;
- контейнеры закрытого типа располагают на ровной асфальтовой или бетонной платформе с уклоном для легкого перемещения;
- забор закрывает контейнерную площадку для мусора с трёх сторон;
- вокруг высаживают кустарники, деревья;
- установлен навес для контейнеров ТБО, защищающий от осадков;
- накопительные баки закрывают плотными крышками;
- располагают баки на расстоянии 20 м от жилых домов, детских и спортивных комплексов, зон отдыха;
- удаленность до мусорных контейнеров от жилого многоквартирного дома менее 100 м;
- число контейнеров для многоквартирного дома рассчитывают исходя из площади, но не больше 5.
Сразу оговорюсь, что случай не единичный, проблема системная и в последнее время приобретает все большую остроту. Так вот, поскольку садоводческие товарищества расположены чаще всего возле леса, в подавляющем большинстве случаев земля за их границами находится в ведении спецлесхозов, а расположение на этих землях той самой площадки, по сути просто места, где стоит пара контейнеров, — это уже нецелевое использование земли.
В принципе, спецлесхозы сами заинтересованы в централизованном вывозе мусора, чтобы он не расползался по лесам, вот только поменять целевое назначение даже самого маленького участка земли в пару квадратных метров полномочий у них нет.
Следовательно, размещение контейнеров за территорией товарищества будет незаконным.
Казалось бы, свои контейнеры можно поставить на своей земле и не выносить их за границы товариществ. Люди в целом не против: ходить ближе. Но тут в игру вступает еще одна любопытная законодательная закавыка.
Дело в том, что по санитарным нормам расположить такую площадку можно только на некотором отдалении от жилья, и если в границах товарищества нет некого пустыря или поляны, то и обустроить там площадку нельзя.
Но это еще полбеды. Спецтехника зачастую просто физически не может забрать контейнеры с внутренней территории: не хватает места для маневров.
Итого, в настоящее время располагать контейнеры снаружи нельзя из-за нецелевого использования земли, а внутри — из-за санитарных норм и невозможности использования спецтехники! На практике контейнеры располагают снаружи, на тех же местах, где они и стояли последние десятилетия, получают штрафы от лесхозов, ходят в суды, где показывают санитарные нормы, — и все начинается по новой. Возникла ситуация, когда любой вариант будет идти вразрез с законодательством, снаружи — нельзя, внутри — нельзя. Если вывоз мусора прекратить (что, к слову, тоже нельзя, потому как есть Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами»), люди опять теплыми летними вечерами потащат отходы в лес. Допустить этого, естественно, нельзя. Тем более вопрос, по сути, пустяковый, система уже давно создана, отлажена и работает, просто надо урегулировать административные вопросы, возникшие в связи с изменениями в законодательстве. И вот тут мы подходим к самому интересному моменту во всей этой истории.
Характеристики контейнеров
Чтобы застройщикам было проще определиться, какие баки следует устанавливать для организации раздельного сбора отходов, следует опираться на несколько основополагающих характеристик этих изделий:
- Габариты. Наиболее распространены емкости с колесами и размерами 137,5×107,5×137 см. Их объем — 1100 л. Также применяются отдельно стоящие баки 98×98×105 см объемом 750 л или менее крупные — с габаритами 54×70×50 см и вместимостью 120 л.
- Масса. Большие баки, рассчитанные на кубометр мусора, весят примерно 75 кг, средние — 50 кг, малые — около 10 кг.
- Максимальная нагрузка. Данный параметр тоже напрямую зависит от размеров бака. Для большого контейнера допустима нагрузка до 510 кг, для среднего — до 250 кг, для малого — до 100 кг.
- Материал. Металлические контейнеры, конечно, еще используются, но их уже активно вытесняют пластиковые: они легче, не подвергаются коррозии и моются без проблем.