Портрет карьерного консультанта
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Портрет карьерного консультанта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы считаете, что на работу в торговлю берут всех подряд, то глубоко заблуждаетесь. У каждого менеджера по набору персонала есть свое понимание идеального консультанта, его личных качеств, профессиональных навыков и опыта. Новичок без теоретической подготовки и опыта работы в торговле не сможет помочь в выборе товара и подтолкнуть клиента к покупке продукции.
Рассматривая проблему профессиональных навыков консультанта, хочется отметить, что в научном и профессиональном сообществе также нет единодушия по этому вопросу.
Подходы к тому, что должен уметь консультант, какой теоретической подготовкой и практическим опытом он должен обладать для успешной работы, вызывают множество дискуссий.
А.П. Посадский считает, что цель обучения консультанта — это прежде всего обеспечить консультанта объемом знаний и навыков в области методологии консультирования, достаточным для того, чтобы он смог работать самостоятельно в рамках проекта. Это, по его мнению, должно включать:
- способность консультанта изучить существующую у клиента ситуацию и наметить необходимые меры для ее улучшения (умение собирать и критически анализировать информацию, идентифицировать все аспекты проблемы, а затем разрабатывать практические меры для улучшения ситуации, используя собственное воображение и творчество);
- способность консультанта устанавливать отношения сотрудничества с клиентом, получать его согласие на изменения и компетентно способствовать их внедрению (умение легко налаживать контакты с людьми, понимание факторов, способствующих и препятствующих внедрению изменений, способность преодолевать сопротивление и доказывать правоту собственной позиции);
- способности добиваться высокого мастерства в области будущей работы (знание всех теоретических аспектов своей работы, а также способность применить знание этих аспектов к решению проблем клиента);
- способность работать результативно в незнакомой обстановке и под давлением (навыки приспособления к условиям каждой новой клиентской организации, и, с другой стороны – умение не поддаваться давлению сложившихся в ней стереотипам и сопротивлению нововведениям).
Пригожин, в свою очередь, также выделяет несколько направлений профессиональных знаний и умений консультанта. Прежде всего, это теория организации и управления, а также технологий и методов подготовки и осуществления консультационных процессов – проведения организационной диагностики, выработки решений проблем организаций, воплощения в жизнь этих решений. Кроме того, консультанту неплохо обладать и узкопрофильными знаниями и умениями, относящимися к какой-то одной дисциплине – экономическими, правовыми, социологическими и др. знаниями. Также консультант должен обладать техникой профессиональной работы, определенными эмпирическими процедурами. Это могут быть навыки обработки распорядительной документации, владение способами построения сценария выработки решений и т.д.
Стандарты этики и честности Академии развития человеческих ресурсов (США), например, предъявляют следующие требования к уровню профессиональной подготовки консультанта:
Консультанты могут предоставлять свои услуги, используя новые технологии, только после соответствующего академического обучения, тренингов, супервизии и консультаций с профессионалами в этой сфере. Профессиональный консультант должен иметь документ, подтверждающий признание уровня его профессиональной подготовки Академией.
Сами стандарты не содержат четкого перечня знаний и навыков, а также их уровня для успешной работы консультанта. Однако, необходимость их подтверждения существует. Таким образом, можно предположить, что требования к разным консультантам могут варьироваться – в зависимости от уровня академического образования, опыта работы, специализации консультанта.
Обобщая изложенное, думается, можно выделить три основных группы знаний и навыков консультанта по управлению:
- Предметные знания и умения, то есть то, в чем собственно консультант может назвать себя экспертом – а именно, передовые технологии в области управления, формирования и укрепления организационной культуры, финансового планирования, управления маркетингом, возможно, обучения и развития персонала и т.д.
- Собственно консультационные знания и умения – то есть знания и умения, касающиеся процесса консультирования, например, навыки диагностики ситуации, анализа данных, выработки рекомендаций и внедрения их, работа с различными формами сопротивления и т.д.
- Навыки взаимодействия с людьми – умение слушать и слышать, техники постановки вопросов, навыки ведения групповых дискуссий, предоставления обратной связи и т.д.
Особенности профессии
Оказание консультативных услуг позволяет человеку решить целый ряд задач, связанных с разъяснением не только определенных терминов и обозначений, но и различных характеристик товаров.
Именно по этой причине, консультантом выступает человек, являющийся профессионалом в определенной отрасли и предоставляющий консультационные услуги именно в этой сфере деятельности.
На сегодняшний день на рынке труда особенно востребованными являются специалисты, имеющие определенный уровень подготовки и способные оказывать услуги по консультации по различным вопросам.
Профессия консультант подразделяется на 2 основных типа:
Давайте рассмотрим основные направления, в которых могут работать профессиональные консультанты.
Кто такой консультант и зачем он нужен?
Много лет назад, мечтая о том, чем бы мне хотелось заниматься, я представляла, как буду стоять у большой доски и рассказывать умным людям о том, как им жить. Поступив в РЭШ, я узнала, что такая работа и правда существует, и за нее даже неплохо платят. Правда она сочетается с ненормированным графиком и часто ночами вдали от дома (но это отдельная история).
Так я стала консультантом, а позже и руководителем проектов в Boston Consulting Group. В своем блоге я расскажу, что такое управленческий консалтинг, чем мы тут занимаемся, почему спустя 8 лет я всё еще здесь, а также чему стоит поучиться у консультантов, даже если вы далеки от консалтинга.
Обращаю ваше внимание, что всё написанное ниже, лишь мое личное мнение, и я ни в коем случае не настаиваю на том, что оно единственно верное.
Что такое консалтинг?
Вкратце это внешняя помощь компаниям в решении разноплановых бизнес-задач – например, создание новой структуры организации, запуск нового формата магазинов в ритейле, поиск возможностей для сокращения затрат на производстве.
Почему компании, у которых тысячи сотрудников, не могут решить эти задачи сами?
Это самый распространенный вопрос про консалтинг. Почти все крупные компании фокусируются на стабильном выполнении текущих операций, и сотрудники привыкли заниматься именно этим. Они часто не хотят и не всегда умеют внедрять изменения. Конечно, есть исключения, например, топ-менеджеры, но у них обычно не хватает времени на решение всех возникающих задач. Поэтому, когда нужно решить новую сложную задачу (читай – сделать проект), привлекаются консультанты. Использование внешних подрядчиков в ИТ, рекрутинге никого давно не удивляет, но идея консалтинга по-прежнему многим не понятна. Мне кажется, это связано с верой людей в то, что думать и решать задачки умеют все. Что, наверно, правда, но не все делают это одинаково хорошо.
Почему нанимают именно нас?
Консультанты действительно отлично решают бизнес-задачи: не зря они прошли жесткий отбор, чтобы попасть в компанию, и активно работали над собой, чтобы здесь остаться.
Интересные задачи и хорошие условия работы (в т.ч. высокая заработная плата) позволяют консалтинговым компаниям привлекать сильных сотрудников с высокой мотивацией и желанием менять и меняться.
А карьерный путь в компании основан на постоянной работе над собой, поэтому те, кто остаются, быстро становятся настоящими гуру в решении сложных бизнес-задач и борьбе со статус-кво.
Кроме того, масштаб имеет значение – почти в любой тематике у нас уже есть опыт предыдущих проектов, эксперты и база лучших практик.
Надеюсь, что я немного приоткрыла вам завесу над таинственным миром консалтинга. Больше деталей в моих следующих постах.
Групповые формы работы:
Около 60% участников проводят корпоративные тренинги по развитию карьеры и оценке потенциала сотрудников. Около 45% участников проводят открытые тренинги по трудоустройству, развитию карьеры, лекции и выступления о рынке труда, профориентационные мероприятия для школьников и студентов. Остальные участники опроса вообще не проводят групповых форм консультирования.
Основными областями знаний, которые участники считают наиболее актуальными для работы карьерным консультантом, являются:
- Управление персоналом ((HR)
- Психология и педагогика
- Управление бизнесом (консалтинг, собственный бизнес, руководящие должности).
Ключевыми компетенциями карьерного консультанта являются:
- Вовлеченность (любовь к людям и профессии)
- Эмпатия, управление эмоциями
- Продемонстрированная систематичность и анализ
- Ориентация на результат
- Обучаемость
Консультант должен знать:
- Структуру консультационной сессии
- Структуру рынка труда и его основные тенденции
- Общие принципы работы компаний разного масштаба
- Базовые знания по всем направлениям HR (рекрутинг, оценка, обучение, формирование кадрового резерва и т.д.).
- Специфика работы в различных сферах экономики (как минимум в нескольких)
- Основы предпринимательской деятельности.
Консультант должен уметь:
- Презентовать себя и рекламировать свои услуги (интересно писать, выступать на мероприятиях, организовывать продажи и т.д.).
- Просить, фиксировать договоренности и заключать контракт
- Использовать развивающий (коучинговый) стиль общения
- Выслушивать клиента и кратко излагать его основные идеи
- Оценивать деловые и личные качества клиента
- Давать клиенту обратную связь
- Четко излагать свои мысли в устной и письменной форме
- Оказывать клиенту психологическую поддержку
Личность консультанта выделяется во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования (Р. Кочюнас). По общему мнению исследователей (M. Balint, З. Фрейд, А. Адлер), эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.
Характеристики, необходимые для качественного консультанта:
– незаурядные умственные способности и рассудительность;
– оригинальность, находчивость и разносторонность;
– любознательность и самообучаемость;
– интерес к личности, уважение личности другого человека;
– понимание своих личных характеристик, чувство юмора;
– чувствительность к сложностям мотивации;
– терпимость, отсутствие надменности;
– способность занимать «терапевтическую» позицию, способность устанавливать гибкие взаимоотношения;
– настойчивость, методичность в работе, способность выдерживать напряжение;
– готовность принять на себя ответственность;
– чувство такта и способность к сотрудничеству;
– цельность натуры, самоконтроль и уравновешенность;
– способность различать моральные ценности;
– широта культурного горизонта, образованность;
– глубокий интерес к психологии (Американская комиссия по профотбору психологов)
Свойства личности важные для психолога-консультанта (Национальная ассоциация профессиональной ориентации США цит. по Р. Кочюнасу):
– проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними;
– чувствительность к установкам и поведению других людей;
– эмоциональная стабильность и объективность;
– способность вызвать доверие других людей;
– уважение прав других людей.
Личностные черты эффективного консультанта в гуманистическом подходе (К. Роджерс и все представители гуманистического подхода):
— аутентичность;
— открытость собственному опыту;
— стремление к самопознанию;
— идентичность;
— толерантность к неопределенности;
— принятие личной ответственности;
— безоценочный характер и глубина отношений с другими людьми;
— способность к постановке реалистичных целей;
— эмпатичность.
Необходимые качества консультанта в отечественном подходе (Н.Н. Обозов):
— безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей;
— чуткость к эмоциональному состоянию человека;
— пластичность — способность легко переключаться с одной темы на другую, выходить из тупиков, быстро менять различные точки зрения;
— эмоциональная сдержанность и терпимость как способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении;
-поддержка общей культуры поведения — в результате этого формируются своеобразные штампы речевых оборотов, форм общения, предпочтений относительно близости в контактах;
— умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения;
— умение придерживать определенную стратегию в беседе, необходимую для прояснения проблемы, умение перенаправить клиента в нужное русло, умение сохранить рамки объективности.
Оценка показателей эмоционального контроля и психической стабильности, как принцип отбора практических психологов (Ю.В. Емельянов), осуществляется по шкалам:
• надежность — непредсказуемость;
• сдержанность — импульсивность;
• теплота — враждебность;
• оптимизм — пессимизм;
• открытость — подозрительность;
• непринужденность — скованность;
• энергичность — вялость;
• приспособляемость — неприспособляемость.
Модель личности эффективного консультанта (Р. Кочюнас):
1. Аутентичность (подлинность, искренность, конгруэнтность). Аутентичный психолог может озвучивать свои чувства и сомнения, если это помогает продвинуться в консультировании. Он позволяет себе не знать ответа на все вопросы, может говорить о своих переживаниях и собственном опыте, проявляет свое истинное «Я» как в своих непосредственных реакциях, так и в поведении в целом. Три основных признака аутентичного существования: полное осознание настоящего момента; выбор способа жизни в данный момент; принятие ответственности за свой выбор (Д. Бьюдженталь).
2. Открытость собственному опыту. Открытость понимается как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отбрасывать отрицательные чувства («Нельзя обижаться на родителей!»; «Мальчики не плачут!» и т.д.). Эффективный консультант не должен вытеснять чувства, которые в этом случае становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения.
3. Развитие самопознания. Ответ на вопрос о возможности помощи другому человеку кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.
4. Сила личности, или сильное «ego» – обязательное условие успешной деятельности. Психолог делает выбор, понимая как свои чувства и желания, так и общественные нормы, ценности, социокультурные факторы, требования среды.
5. Профессиональная и личностная идентичность. Именно идентичность позволяет обеспечить личности целостность, тождественность и определенность. Идентичность означает тождество между тем, что имеется в сознании, и тем, какое это находит выражение во внешнем поведении. Идентичность человеку не дана, ее развитие описывается не термином «формирование», а терминами «достижение» и «становление». Таким образом, психолог-консультант должен знать, кто он, кем может стать, чего хочет от жизни, что на самом деле для него важно, а что – нет.
6. Толерантность к неопределенности. Консультанту необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности, так как невозможно предугадать, с каким клиентом, с какой ситуацией он столкнется. Переносить напряжение в ситуации неопределенности помогают уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений.
7. Принятие личной ответственности. Многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, и он несет ответственность за свои действия. Понимание этой ответственности и разделение ее с клиентом позволяют свободно осуществлять выбор – соглашаться с позицией клиента или вступать в продуктивную конфронтацию.
8. Глубина отношений с другими людьми. Для чувства, взгляды, своеобразные черты, особенности взаимодействия с другими людьми, для более глубокого понимания их способа «бытия-в-мире». Важно делать это без осуждения и наклеивания ярлыков.
9. Возможность выражения чувств. Эффективный консультант не боится свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе перед клиентами. Такое поведение является проявлением аутентичности. В то же время консультант способен к сдерживанию тех чувств, выражение которых неуместно, может испугать либо оттолкнуть клиента.
10. Постановка реалистичных целей. Консультант с самого начала должен осознавать наличие ограничений, как объективных, связанных с внешней средой, так и субъективных, связанных с личностью клиента. Если консультант ставит нереальные цели, это может привести его к разочарованиям.
Где можно получить профессию консультанта?
Консультант является одной из тех немногих профессий, где не специальность диктует выбор учебного заведения, а уже имеющиеся знания и навыки определяют сферу профессиональной деятельности. Поэтому, если Вы мечтаете стать консультантом, и задумываетесь над тем, где можно получить эту профессию, то прежде всего, необходимо определиться с тем, в какой области Вы хотите стать настоящим экспертом. Например, для того, чтобы стать консультантом по налогам, нужно получить экономическое образование в одном из ВУЗов и досконально изучить нюансы российского налогообложения. Психологом-консультантом можно стать после окончания обучения в психологическом ВУЗе, а юрисконсультом – после получения юридического образования.
Существуют и такие специализации профессии консультант, где можно вообще обойтись без образования. Например, профессия продавца-консультанта специального образования не требует, достаточно посещения курсов и тренингов, обучающих навыкам продаж. А для того чтобы стать шопером, достаточно просто обладать безупречным вкусом, чувством стиля и даром убеждения.
Если же базовое образование у Вас уже есть, и Вы хотите получить дополнительные навыки именно в сфере оказания консультативных услуг, то мы можем Вам порекомендовать такие лучшие ВУЗы России, как:
- Институт Консультирования и Системных Решений (Москва);
- Институт Системных Технологий и Консультирования (Новосибирск);
- Российский Новый Университет, Центр подготовки налоговых консультантов (Москва);
- Международная Академия Оценки и Консалтинга (Москва);
- Консалтинговый центр Томского государственного университета.
Объясняйте, почему их идеи не будут работать
Некоторые клиенты, не будучи профессионалами в event-индустрии, имеют свое собственное мнение по поводу концепции мероприятия и свято в него верят. Если их идеи абсурдны, объясните, какими последствиями чревата их реализация, и предложите ваше видение проекта. В некоторых особо тяжелых случаях убедительные доводы оказываются пустой тратой времени, и заказчик продолжает стоять на своем. В таком случае возможно лишь два выхода: сделать все от вас зависящее, чтобы воплотить авторскую задумку, или просто-напросто отказаться от заказа.
Замучили клиенты? Пригрозите, что выставите им счет за сверхурочную работу, ночные звонки и моральные усилия, потраченные на общение с ними. Может быть, это поможет их приструнить. К счастью, согласно статистике 95% заказчиков совершенно адекватные люди, поэтому можно расслабиться и не бояться. Если же встреча с трудным заказчиком предначертана вам судьбой, вы уже знаете, как с ним общаться.
По материалам
Понравилась статья?! Расскажи друзьям — им полезно, нам приятно 🙂 1 поделились
Какими качествами должен обладать продавец-консультант?
Если вы считаете, что на работу в торговлю берут всех подряд, то глубоко заблуждаетесь. У каждого менеджера по набору персонала есть свое понимание идеального консультанта, его личных качеств, профессиональных навыков и опыта. Новичок без теоретической подготовки и опыта работы в торговле не сможет помочь в выборе товара и подтолкнуть клиента к покупке продукции.
Нельзя недооценивать роль личности продавца при общении с клиентом. Человек с яркой харизмой, активный, приветливый, внимательный к покупателям, отлично знающий свой товар, уверенный в его качестве, будет продавать значительно больше продукции, чем инертный менеджер с равнодушным отношением к клиентам.
Чтобы построить карьеру в торговом бизнесе, потребуется не только доброжелательность, но и математические способности, умение пользоваться компьютерными программами, контрольно-кассовой техникой, внимательность. Все эти качества незаменимы при работе в рознице. Для B2B-сектора понадобятся навыки ведения переговоров, холодных звонков, умение составить договор с юрлицом.
Специалист относится к категории технических исполнителей. Обычно подчиняется менеджеру отдела или напрямую директору магазина. На работе за ним закреплен ряд задач.
- Контроль необходимого количества товара в торговом зале. Пополнение при недостатке.
- Поддержка клиентов в подборе продукции, рекомендации по ассортименту, техническим и потребительским характеристикам, тонкостям.
- Участие в стимулирующих компаниях по повышению продаж, рекламных акциях.
- Размещение продукции на видных местах. Проведение корректировки выставленного ассортимента.
- Помощь в приемке товара: проверке документов, наличия, соответствия накладным.
- Осуществление предварительной подготовки продукции к реализации: распаковка, расфасовка, сбор, комплектование. Контроль соответствия заявленным качествам.
- Проверка наличия ценников, бирок, соответствия информации на них представленному ассортименту. Наклеивание ярлыков на новый товар, смена бирок после обновления ценовой политики, вследствие выявления несоответствий.
- Участие в инвентаризации.
- Отслеживание времени реализации. По приближении окончания сроков годности осуществляет выемку товара с прилавка, доведение информации до управляющего персонала.
- Разрешение конфликтных, щекотливых ситуаций с клиентами в отсутствии администрации и вышестоящего руководства. Информирует управление о внештатных ситуациях.
- Участие в занятиях и тренингах по повышению квалификации, обучающих мероприятиях по мерчендайзингу, маркетингу, психологии покупателей .
- Демонстрирует по просьбе руководства профессиональные знания по работе на кассе и иных навыков, необходимых в работе, влияющих на выручку торговой точки.
Чаще всего в требованиях работодателей и резюме соискателей фигурируют такие деловые черты:
- умение работать самостоятельно;
- решительность;
- напористость, нацеленность на результат;
- коммуникативные навыки;
- целеустремленность;
- организаторские способности;
- быстрая реакция,
- повышенная работоспособность;
- умение принимать решения;
- любовь к планированию;
- ораторское мастерство;
- умение формулировать свои мысли;
- исполнительность, умение выполнять задачи, умение следовать инструкциям;
- тактичность, вежливость, толерантность.
В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога.
Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы связана не только с профессионально-личностными требованиями предъявляемые к психологам консультантам и проблеме качества профессиональной подготовки практического психолога, но и с вопросами личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируется его жизненная и мировоззренческие позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.
Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.
Предметом исследования является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.
Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является: изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.
ЧАСТЬ 2. ЭССЕ ПО ТЕМЕ «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ»
Глава 2.1. Цель, задачи, предмет, объект исследования
Предметом в данном исследовании является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.
Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.
Целью же данного исследования являлось изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.
В ходе работы было необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта.
2. Изучить профессионально-значимые качества психолога.
3. Изучить личностные качества психолога.
4. Проанализировать динамику развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.
5. Обобщить данные, определить значимость и влияние профессиональных и личностных качества психолога на его деятельность.
Глава 2.2. Заключение по изученному теоретическому материалу, итоги исследования
Из проведенного мною теоретического исследования по данной теме следует, что будущий психолог несет очень большую ответственность, т.к. работает с людьми, решая их психологические проблемы, затрагивающие также душевную сферу жизни. Для такой работы психологу-консультанту необходимы определенные профессионально-значимые и личностные качества, без которых он просто не сможет качественно совершать свою работу. Такие качества относятся к эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативной сферам.
Также важнейшим качеством психолога является способность к эмпатии. «Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). Ведь невозможно помочь человеку, не имея сочувствия и сострадания по отношению к нему.
Что касается динамики развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе, мы видим, что несмотря на значимость и результативность проведенных исследований в области личностного развития и профессионального становления студента, ряд проблем еще остается малоизученным. А ведь совершенно верно, что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.). Ведь это очень важная и социально значимая проблема. К примеру, попадает человек на прием к психологу, который окончил ВУЗ просто для получения «корочки» или же просто к человеку, без определенного набора личностных качеств, необходимых в данной профессии. К чему это может привести? В лучшем случае, к неприятному впечатлению от посещения, которое, возможно, может заставить клиента подумать, что все психологи такие, и отказаться вообще посещать специалиста, не решая свою проблему, а только усугубляя ее. В худшем же случае, клиент послушает совет такого «специалиста» и у него могут начаться еще более серьезные психологические проблемы, если, допустим, клиент очень доверчив и послушает совета.
Также по данным, приведенным в исследовании, видно, что чрезвычайно важно обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия. На основе моего опыта могу сказать, что большинство преподавателей дают студентам только «сухую» теорию, не обращая внимания на это качество, в результате мы получаем совершенно черствых «специалистов», которые не смогут в должной мере оказать помощь тому или иному человеку.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что уровень профессионализма и личностных качеств, необходимых в данной профессии, очень важен. Психолог изначально должен обладать определенным набором личностных качеств и понимать это, а также осознавать, что несет большую ответственность за свою работу, если этот психолог действительно хочет стать практикующим специалистом в своей области. Необходимо развивать уровень эмпатии у студентов, ведь без этого в практикующей психологии делать нечего. Соблюдая все вышесказанное можно в итоге получить достойных специалистов, а, следовательно, более здоровое в психологическом плане общество.
На что обратить внимание в резюме продавца
Профессиональные навыки и опыт для продавца-консультанта и для продавца-кассира, которые должны быть указаны в резюме, будут несколько различаться. По тем характеристикам, которые указывает соискатель, несложно определить, насколько он профессионален и понимает свои обязанности и задачи.
К функциональным обязанностям продавца-консультанта относятся: прием товаров и предпродажная подготовка позиций, проверка соответствия цен в системе и на ценниках, выкладка продукции на стеллажах и в торговом зале, проведение инвентаризации в указанные сроки, поддержание чистоты в торговом зале и на стеллажах, контроль сроков годности и рекомендованной реализации.
Добросовестное выполнение обязанностей еще не означает, что продавец будет делать хорошие продажи и повышать прибыль предприятия. Он должен также быть:
- коммуникабельным;
- стрессоустойчивым;
- вежливым;
- активным;
- наблюдательным;
- гибким.
Хороший продавец владеет максимально обширными знаниями о товаре или услуге, которые продает, способен дать покупателю исчерпывающие характеристики и рекомендации по выбору и эксплуатации. Также он быстро ориентируется в изменяющейся ситуации и перестраивает свою тактику в зависимости от поведения покупателя.
В резюме для продавца-кассира, кроме перечисленного выше, должен быть дополнительный опыт:
- обслуживание покупателя на кассе;
- знание принципов и особенностей работы кассового аппарата;
- умение работать с денежными средствами.
Если продавец работает только на кассе, то требования к его профессиональным навыкам не такие высокие – по сути, он не продает, а только принимает и оплачивает выбранный товар в магазине самообслуживания. Но поскольку ежедневно продавцу-кассиру приходится обслуживать десятки и сотни покупателей, от него требуются:
- высокая работоспособность;
- эмоциональная стабильность;
- дружелюбие;
- умение сгладить конфликтные ситуации.