OOO «КТВ-ЛУЧ» — Официальный сайт
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «OOO «КТВ-ЛУЧ» — Официальный сайт». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательством закреплена ежегодная индексация основных параметров, используемых при расчете пенсии по старости — пенсионного балла и фиксированной выплаты. Традиционно индексация этих величин осуществлялась с 1 февраля в соответствии с фактической инфляцией за предыдущий год, однако в период с 2019 по 2024 г. включительно корректировка величин будет производиться ежегодно с 1 января. Начиная с 2025 года схема индексации будет прежней — обязательно с 1 февраля, а при наличии бюджетных возможностей дополнительно еще и с 1 апреля.
Минимальный размер пенсии в 2023 году
Минимальным размер пенсии будет в том случае, если входящие в формулу величины будут иметь свои наименьшие значения. Следовательно, в формуле мы должны подставить минимальные требования к пенсионерам в 2023 году, т.е. количество баллов будет равно 25,8. Фиксированная выплата с 1 января 2023 года будет равна 7567,34 руб., а стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента — 123,77 руб. Таким образом:
СПст = 25,8 × 123,77 + 7567,34 = 10760,61 руб.
То есть минимальный размер страховой пенсии по старости в 2023 году составляет 10760,61 руб..
Ежегодно изменяются нормативы по минимальному количеству баллов, необходимому для назначения пенсии по старости. Изменения будут производить в соответствии с данными таблицы:
Есть заблуждение, что на размер пенсионного обеспечения влияет минимальный размер оплаты труда (МРОТ), но это не так. В пенсионном обеспечении данная величина используется исключительно для расчета страховых взносов в Пенсионный фонд России от самозанятого населения, которое заключило соответствующие договоры с ПФР и уплачивает страховые взносы за себя.
Как получить минимальную страховую пенсию
По пенсионному законодательству чем дольше человек работает, тем больше набирает пенсионных баллов, которые увеличивают размер пенсии. Соответственно, минимальной пенсией для работающего будет сумма, которая начисляется как только выполняются базовые условия получения пенсии.
Для получения пенсии должны быть выработаны минимальные пенсионные коэффициенты и стаж. До конца 2023-го они составляют 14 лет и 25,8 коэффициент. Стоит отметить, что на 2023 год придется один из трех запланированных периодов пенсионной реформы, когда в России ни один человек не выйдет на пенсию по возрасту, кроме выходящих на пенсию досрочно и тех, кто откладывал это решение.
Если пенсионер продолжит работать, то количество баллов будет увеличиваться, а после выхода на пенсию будет произведен перерасчет с учетом имеющихся баллов и пропущенных индексаций.
Начисление пенсионных баллов ИП
Индивидуальный предприниматель выплачивает страхование в Пенсионный фонд, поэтому тоже может получать трудовую пенсию. Для ее получения нужно соблюдать такие требования:
- Достигнуть пенсионного возраста. Состоянием на 2019 год для мужчин пенсионный возраст составляет 60,5 лет, а для женщин 55,5. Но с каждым годом он увеличивается, в 2028 году зафиксируется на 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.
- Страховой стаж. Под этим значением подразумевается период страховых выплат в Пенсионный фонд. ИП выплачивают его сами, а за обычных работников платит их работодатель. В 2023 году страховой стаж должен быть не меньше 13. Но он ежегодно увеличивается, а в 2024 году будет составлять 15 лет.
- Минимальное количество баллов. В 2023 году этот показатель составляет 23,4 балла. В 2025 году он вырастет до 30 баллов.
Социальная, а также пенсия по государственному обеспечению, ежегодно индексируется в зависимости от темпов роста прожиточного минимума пенсионера.
Начиная с 2010 по 2020 год она росла следующим образом:
Год |
Процент индексации |
2010 |
12,51% |
2011 |
10,27% |
2012 |
14,1% |
2013 |
1,81% |
2014 |
17,1% |
2015 |
10,3% |
2016 |
4% |
2017 |
1,5% |
2018 |
2,9% |
2019 |
2% |
2020 |
6,1% |
2021 |
3,4% |
С 1 января 2023 года будут проиндексированы пенсии неработающих россиян
Финансовый консультант Татьяна Волкова рассказала, какая денежная прибавка с января 2023 года ждет неработающих пенсионеров и как она повлияет на их уровень материального благосостояния.
По словам эксперта, денежные поступления помогут пожилым совершать дополнительные траты. Речь об индексации страховых пенсий по старости, которую произведут неработающим пенсионерам с 1 января на 4,8 процента. Как отметила Волкова, рост пенсий позволит их получателям покупать больше продуктов питания.
«На следующий год индексация пенсии ожидается в районе 1000—1200 рублей. Как говорят представители Пенсионного фонда, это выше, чем в предыдущие годы, так как в 2022 году инфляционные процессы были достаточно высокими», — отметила консультант.
Как добавила Волкова, индексация позволит частично компенсировать пенсионерам рост инфляции в России.
Повышений военных пенсий в 2023 году — когда и на сколько процентов
В 2023 году повышение пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий будет происходить по следующему графику:
- С 1 января 2023 года индексация коснется тех, кто получает вторую пенсию от Пенсионного фонда (страховую по старости). Увеличение выплат будет таким же, как и для всех других неработающих «гражданских» пенсионеров — 4,8%.
- С 1 апреля 2023 года прибавку получат военные, которым назначены различного рода социальные надбавки. Это получатели доплат за иждивенца, за участие в боевых действиях, как инвалиду 1 группы, как лицу, достигшему возраста 80 лет и так далее. По предварительным расчетам Правительства, повышение размера социальных надбавок составит 3,3%.
- С 1 октября 2023 года произведут индексацию денежного довольствия военнослужащих. По планам Правительства, это будет повышение на 10,5%. Такое изменение приведет к перерасчету и аналогичному увеличению на 10,5% пенсий военным пенсионерам.
При этом изменение размера военных пенсий за счет корректировки понижающего коэффициента в 2023 году не ожидается. Правительство уже подготовило законопроект о заморозке коэффициента в значении 0,8547.
Официально трудоустроенные прибавку не получат
Стоит отметить, что на выплату могут рассчитывать только неработающие пенсионеры, а вот для пенсионеров, которые работают официально, индексацию отменили еще в 2016 году. «В своем время работающим тоже индексировали, как и неработающим. Однако потом Пенсионный фонд РФ сказал, что у него не хватает средств, мол, работающие пенсионеры что-то зарабатывают, поэтому им не нужно дополнительно индексировать выплаты», — говорит Михаил Беляев.
В ноябре 2022 года депутаты Государственной думы подготовили очередной законопроект об индексации пенсий для работающих пенсионеров. Однако правительство РФ и ПФР его раскритиковали. Объяснения все те же, что и раньше — на это потребуется полтриллиона рублей в год, тогда не хватит средств на полноценную индексацию для неработающих пенсионеров.
«Лично меня возмущает такая дележка — если мы выплатим этим, то недоплатим тем. Если не хватает средств, нужно подумать, где их можно взять. Может быть, налоговую шкалу пересмотреть для тех, кто получает сверхвысокие доходы», — подчеркнул господин Беляев.
Если вы работающий пенсионер, то для вас есть лайфхак, который поможет получить прибавку. Для этого вам нужно уволиться. Размер пенсии сразу повысят, причем с учетом всех пропущенных индексаций, а затем можно снова устраиваться на работу, ведь прибавку никто не отберет.
Расчет будущих пенсионных выплат
Пенсия, которая выплачивается гражданину после выхода на заслуженный отдых, состоит из двух частей: страховая и накопительная. Расчет общей суммы выплат происходит по следующей формуле:
ТП по возрасту = страховая пенсия + накопительная пенсия
Страховая пенсия | Накопительная пенсия |
Данный вид рассчитывается на основании таких показатели, как:
|
Накопительная пенсия – реальные деньги, которые гражданин отчислял с каждой заработной платы в течение всего периода трудовой деятельности. С 2002 по 2013 год была произведена заморозка накопительных счетов, а с 2014 года счета стали частью страховой пенсии. В настоящее время не происходит отчислений на накопительный счет. Мораторий будет действовать до конца 2023 года. Вероятно, будет затем снова продлен, как это случалось неоднократно. |
СП = ИПК*СПК + (ФВ*КвФВ), где СП – страховая пенсия; СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в год выхода на пенсию (на 2023 год СПК=96,68 руб.); ФВ – фиксированная выплата к СП (на 2023 год = 6044,48 руб.); КвФВ – коэффициент увеличения ФВ. |
НП = ПН/КМ, где НП – накопительная пенсия; ПН – пенсионное накопление; КМ – количество месяцев ожидаемого периода выплат (на 2023 год = 264 мес.). |
Пенсия по старости пенсионеров может не выплачиваться, если пенсионер не смог на неё заработать по каким-то причинам. В таком случае государство обязуется выплачивать социальный эквивалент помощи для человека, которого настигла старость. Только социальная пенсия выплачивается не в тот же временной отрезок, что пенсия за старость, а на пять лет позднее. То есть, в 2022 году женщине, чтобы получать социальную пенсию, нужно достигнуть возраста в 65 лет, а мужчине 70 лет.
Если пенсионер относится к малочисленным народностям Севера, он может получить минимальную социальную пенсию гораздо раньше – в 55 для мужчин и в 50 лет для женщин. Но только если человек постоянно проживает в районах обитания этих народностей.
Даже если человека настигла старость, но он продолжает трудиться, ему не выплатят пенсию. Даже её социальный эквивалент. Что касается граждан, которые не имеют российского гражданства, но долгое время проживали на территории РФ, они могут получить пенсию, если подтвердят что живут в России 15 лет (как минимум). Это правило действует уже довольно давно, не с 2022 года, а с 2015 года.
Для каждой из категорий получателей соцпенсии определены свои фиксированные размеры выплат. Именно эти суммы и индексируют ежегодно с 1 апреля. Каким будет размер социальной пенсии в 2023 году, и на сколько увеличится выплата в результате запланированной индексации на 3,3% — представлено в следующей таблице:
Размер социальной пенсии в 2023 годув период с 1 января по 31 марта 2023с 1 апреля 2023 (с индексацией на 3,3%)
пенсионерам по старости | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 1 группы с детства, детям-инвалидам | |
16619,39 | 17167,83 (прибавка 548,44 руб.) |
инвалидам 1 группы, 2 группы с детства | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
инвалидам 2 группы | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 3 группы | |
5886,14 | 6080,38 (прибавка 194,24 руб.) |
детям по случаю потери кормильца | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
детям по случаю потери обоих кормильцев либо одинокой мамы | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
Повышений военных пенсий в 2023 году — когда и на сколько процентов
В 2023 году повышение пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий будет происходить по следующему графику:
- С 1 января 2023 года индексация коснется тех, кто получает вторую пенсию от Пенсионного фонда (страховую по старости). Увеличение выплат будет таким же, как и для всех других неработающих «гражданских» пенсионеров — 4,8%.
- С 1 апреля 2023 года прибавку получат военные, которым назначены различного рода социальные надбавки. Это получатели доплат за иждивенца, за участие в боевых действиях, как инвалиду 1 группы, как лицу, достигшему возраста 80 лет и так далее. По предварительным расчетам Правительства, повышение размера социальных надбавок составит 3,3%.
- С 1 октября 2023 года произведут индексацию денежного довольствия военнослужащих. По планам Правительства, это будет повышение на 10,5%. Такое изменение приведет к перерасчету и аналогичному увеличению на 10,5% пенсий военным пенсионерам.
При этом изменение размера военных пенсий за счет корректировки понижающего коэффициента в 2023 году не ожидается. Правительство уже подготовило законопроект о заморозке коэффициента в значении 0,8547.
Основные типы пенсионных систем
Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).
Таблица 1. Классификация пенсионных систем по способу финансирования.
Виды пенсионных систем |
Способы финансирования пенсионных систем |
---|---|
Солидарно-распределительная (нефондируемая) |
Принцип солидарности поколений (расходы на выплату пенсий производится в основном из текущих поступлений от работодателей и работающего населения). |
Накопительная (фондируемая) |
За счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем. |
Смешанная |
Государство обеспечивает гарантированный пенсионный минимум, который дополняют пенсионные накопления, сделанные в рамках совместных программ работодателем и работником, а также в рамках персональных сбережений. |
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии
Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.
«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10
В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).
Как рассчитать минимальный размер пенсии?
Для расчета минимального размера выплаты по старости используется общая формула, по которой рассчитывают величину страховой пенсии. Статьей 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» (основного документа, регулирующего пенсионное обеспечение граждан со страховым стажем) утверждена следующая формула расчета:
СП = ИПК * СПК + (ФВ * КвФВ),
где:
СП — размер страховой пенсии по старости;
ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;
ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии;
КвФВ — коэффициент повышения ФВ, применяется при отсрочке обращения за назначением страховой пенсии.
Нормативы по стоимости балла и величине фиксированной выплаты берут для того года, в котором пенсионер выходит на пенсию. Требование к минимальному количеству баллов для выхода на пенсию тоже зависит от даты оформления выплат.