Штраф за непропуск пешехода — разъяснение нюансов

15.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за непропуск пешехода — разъяснение нюансов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При развороте необходимо занимать на проезжей части соответствующее положение и выполнять маневр только в тех местах, где это не запрещено. Однако на практике водители нередко забывают о том, что на разметке для пешеходов развернуться нельзя. В этом случае достаточно сложно убедить инспектора ДПС в своей непогрешимости, особенно если нарушение зафиксировано при помощи видео или фотосъемки.

ВАЖНО! О развороте на пешеходных переходах в ПДД сказано очень немного. Единственное, что понятно четко – он является запрещенным.

Но, если при движении по переходу с разметкой хорошо заметно, имело ли место нарушение при развороте, то при проезде нерегулируемого перехода без разметки и попытке развернуться за ним маневр может показаться невнятным.

Водитель вряд ли сможет увидеть, успели ли задние колеса авто пересечь воображаемую линию, до которой развороты выполнять нельзя. Если маневр не зафиксирован на фото или видео, можно попробовать убедить контролирующие органы, что машина проехала расстояние, достаточное для того, чтобы счесть ее маневр начатым за переходом.

Какой существует штраф за поворот не со своей полосы

Аналогичные действия нужно предпринимать на регулируемом перекрестке при намерении свернуть налево. Какие автомобили потребуется пропустить, зависит от того, стоите вы на основной или второй по значимости дороге.

Для начинающих автомобилистов наиболее сложным считается поворот налево со второстепенной трассы, поскольку перед началом маневра потребуется уступить дорогу всем автомобилям, которые выполняют движение по двум полосам пересекаемой проезжей части. Если в середине трассы, по которой вы приближаетесь к перекрестку, находятся трамвайные пути, то в определенных ситуациях допускается движение прямо с трамвайных путей, а иногда обязательно потребуется заехать на них, чтобы осуществить съезд налево.

При наличии трамвайных путей попутного направления сворот налево должен проводиться с них, если разметка либо знак не предписывают другой порядок движения.

В описанной ситуации важно убедиться, что вы не создадите помех для трамвая.

Как себя вести с сотрудником ГИБДД, если он грозит лишением прав

Некоторые водители не разбираются в нюансах процедуры и с легкостью верят словам остановившего их инспектора ГИБДД, что, развернувшись/повернув налево через сплошную, они допустили выезд на встречную.

В результате чего водитель соглашается:

  • Подписать заведомо незаконный протокол по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (выезд на встречную), а не за фактически совершенное нарушение.
  • «Решить вопрос» иначе.

Разница в ответственности грандиозная — за первое нарушение полагается лишение прав, за второе, всего лишь штраф.

Следовательно, вы должны понимать, что сотрудник Госавтоинспекции может убеждать вас в чем угодно, однако доказательств того, что вы совершили правонарушение по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ у него нет и скорее всего такие действия свидетельствуют о его корыстном интересе.

Если вам предлагают решить вопрос без составления материала, рекомендую отказаться и настаивать на своем:

  1. Выезда на встречку не было — это совершенно другой состав правонарушения, за который полагается только штраф по ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ.
  2. При составлении протокола с заведомо неверной квалификацией правонарушения, такой документ будет с легкостью отменен вами в суде.
Читайте также:  Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?

Как правило, инспекторы стараются не связываться с юридически грамотными водителями и могут ограничиться устным замечанием либо составлением материала по ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ.

С видеокамер стали приходить штрафы за пересечение «направляющих островков»

Необычные «письма счастья» стали получать автовладельцы. Камеры фотовидеофиксации выписывают штрафы за пересечение линии так называемых направляющих островков.

Водители стали получать постановления о необычном нарушении ПДД, а именно пункта 1.16.2 приложения 2 к Правилам, сообщает «Российская газета». Фиксируют такие нарушения приборы «Стрелка-СТ», которые распространены в Москве, Московской области, Татарстане и Краснодарском крае.

Эти островки наносятся в местах разделения или слияния транспортных потоков. Пересекать их, конечно, нежелательно, так как они и сделаны, собственно, для того, чтобы разделить транспортные потоки, однако штраф за это в Правилах не предусмотрен.

Между тем камеры автоматической фиксации начали выписывать штрафы водителям, которые этот островок пересекают. Размер штрафа тот же, что предусмотрен за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (часть 1 статьи 12.

16 КоАП) — 500 рублей.

Любопытно, что в постановлении написано: водитель нарушает … пункт 1.16.2 приложения 2 к ПДД. Но нарушить этот пункт нельзя, потому что он гласит: «1.16.1–1.16.3 — обозначает направляющие островки в местах раздвоения или слияния транспортных потоков».

То есть это просто описание разметки, а не предписывающее указание. Таким образом, выписывать штраф в этом случае не за что. С этим согласились и в Госавтоинспекции, сообщает издание, запрета на движение по такой разметке не существует.

Может быть, он и был бы нелишним, но нельзя штрафовать за то, наказания за что пока не придумано.

Распространенные вопросы

  1. Почему удобнее выполнять развороты на перекрестке? Разворот считается одним из самых опасных движений, поэтому опытные водители стараются не рисковать, выбирая для этих целей оптимальный вариант – регулируемый участок с перекрестным движением. В этом случае разрешающий сигнал исключает риск столкновения с автомобилями с примыкающих дорог, и все что придется сделать водителю, это пропустить тех, кто идет ему «на лицо» или поворачивает направо.
  1. В каких случаях разворот запрещен? Нельзя разворачиваться не только на перечеркнутый дорожный указатель 3.19, но и под знаками, обозначающими пешеходные переходы (5.19.1/5.19.2), туннель (1.31), железную дорогу вне зависимости от количества путей (1.3.1/1.3.2), опасный или несколько опасных поворотов (1.11.1/1.11.2), крутой подъем и спуск (1.13/1.14), остановку городского транспорта (5.16/5.17), а также движение в определенном направлении (4.1.1/4.1.2/4.1.4). Помимо прочего, не допускается изменение направления движения на противоположное на участках с одной или двумя сплошными разделительными полосами.

Также не стоит путать знаки, помня о том, что запрещенный поворот налево не предполагает отказ от маневрирования во встречном направлении и даже наоборот, изменение вектора движения в этом случае будет приветствоваться, если только оно не станет мешать другим участникам трафика.

Где нельзя разворачиваться?

Отдельно стоит поговорить и о тех участках территории, где строго запрещено делать разворот:

  • Ни в коем случае нельзя разворачивать транспортное средство на пешеходных переходах или вблизи них. То есть, на тех территориях, где существует определенная разметка или дорожный знак. Такой маневр может сильно помешать пешеходам, а это недопустимо;
  • Это же правила распространяется на любые территории, вблизи которых есть остановки для общественного транспорта;
  • Согласно правилам дорожного движения также нельзя совершать этот маневр на ограниченных участках. К таковым относятся тоннели или мосты;
  • Если на определенном участке дороге присутствует затруднительная видимость для того, чтобы полноценно оценить ситуацию на дороге, то также нужно выбрать наиболее комфортный участок;
  • Также это правило распространяется на всех железнодорожные пути.

Где нельзя разворачиваться согласно ПДД

Итак, разворот на зоне для пеших участников запрещен, но что же делать водителям, ведь такие участки предусмотрены практически на всех крупных перекрестках, включая те, где разрешается выполнение рассматриваемого маневра. Разбираться в этом вопросе также лучше с ПДД, в котором написано, что изменение направления движения на таких пересечениях является возможным только за 10 метров или через такое же расстояние после проезда перехода.

Читайте также:  Покупка снятого с учета автомобиля у физического лица

Но как понять, откуда именно нужно отсчитывать эти метры? Правила четко регламентируют и этот вопрос, приводя понятие зоны действия переходов для тех, кто пересекает проезжую часть пешком. На самом деле и здесь нет ничего сложного для понимания, и все зависит от того, является ли зона регулируемой. И если пешеходы движутся по зебре, то именно этой разметкой будет ограничиваться действие перехода.

Для регулируемых перекрестков будет действовать то же правило, но при условии наличия разметки.

Если же переходная зона будет обозначаться одними только знаками, не имея разметки, то нужно ориентироваться именно на эти указатели, выполняя маневр за 10 метров до или после них, так как именно они будут ограничивать действие зоны.

Не уступил пешеходу – что будет?

С 2013 года в ПДД (ст. 14.1 и 14.2) поменялись некоторые формулировки. Изменения кажутся весьма незначительными, однако они напрямую влияют на то, как автомобилист обязан вести себя, находясь перед «зеброй».

Вместо «пропустить пешехода» в Правилах теперь фигурирует «уступить дорогу».

Пропускать пешехода – это значит останавливать машину, как только человек вступает на «зебру». Формулировка «уступить дорогу» требует от водителя тормозить только тогда, когда продолжение движения машины заставит пешехода изменить траекторию и скорость хода. Проще говоря, автомобилист не имеет права вынуждать пешехода преодолевать разметку бегом. Однако если тот далеко, «зебру» можно и пересечь – нарушения не будет.

Где нельзя разворачиваться

В ПДД указаны все места, где разворачиваться нельзя. Запрещено делать это на зебре, пешеходном переходе, в тоннеле, на мостах, путепроводах, на эстакадах и под ними — во всех местах, где недостаточно видимости для безопасного маневра. Нельзя разворачиваться на остановках общественного транспорта, а также на протяжении 15 метров до и после места остановки. Также разворот через сплошную линию разметки строго запрещен. Совершать маневр нельзя при запрещающем сигнале светофора или жесте регулировщика.

Существуют также специальные знаки запрета разворота. Обычно запрет обозначается знаком 3.19 «Разворот запрещен». Запрет заворота также действует при установленных разрешающих знаках, которые требуют двигаться в направлении, не совпадающем с разворотом. Например, знак 4.1.1 или 4.1.2, которые обозначают «Движение прямо» и «Движение направо». Также разворот запрещен в зоне действия знака 4.1.1 «Движение прямо и направо». При этом знак 3.18.2 «Запрет поворота налево» никак не ограничивает возможность совершить в этом месте разворот.

Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.

Изменение в пункте 14.1 Правил
Было Новая редакция
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Действия водителей при приближении к пешеходному переходу

  1. Вы подъехали к «зебре» и видите, что человек уже идет по переходу. В этом случае вы должны его пропустить (пункт 14.1).
  2. Если автомобиль, который едет впереди вас, снизил скорость, чтобы пропустить пешехода, вы тоже должны затормозить (пункт 14.2). Обгон по пешеходному переходу и выезд на полосу встречного движения являются грубыми нарушениями, за них могут лишить водительского удостоверения. Более того, может произойти ДТП.
  3. Если на светофоре для водителя горит разрешающий сигнал, но пешеходы еще не перешли дорогу, то надо дождаться, пока они закончат движение, и только потом ехать (пункт 14.3).
  4. Согласно пунктам 14.5, 14.6, 14.7 пешеходов следует пропускать в следующих случаях:
  • Слепой пешеход подает сигнал белой тростью (независимо от того, пешеходный это переход или нет);
  • Если пешеходы идут к остановке, на которой стоит общественный транспорт, сажающий людей на проезжей части;
  • Если водитель приближается к машине с включенной «аварийкой», и у этой машины есть опознавательный знак «перевозка детей», то водитель должен замедлиться, при необходимости остановиться полностью и пропустить детей.

Правила выполнения маневра

Во время знакомства с теорией вождения курсанты изучают, помимо прочих правил, положение о правильном развороте. Цель изучения – не допускать на дороге противоречивых ситуаций. Но, к сожалению, после получения водительского удостоверения не всем автомобилистам это удается – некоторые неверно интерпретируют дорожные ситуации, есть и такие, кто откровенно нарушают правила.

Даже если виновник ДТП немедленно получит заслуженное наказание, прочим его участникам от этого не легче. Единственный способ не получить неприятностей при движении по автодорогам – стараться не нарушать правила.

В п.8 ПДД имеются указания насчет разворота ТС:

  1. Развороты (как и повороты влево) начинать необходимо с крайней левой полосы.
  2. Водитель должен заранее перестроиться на полосу, с которой будет осуществлять маневр, занять на ней крайнее положение и затем поворачивать именно с этого места (о том, какой штраф за поворот не со своей полосы и можно ли избежать наказания, читайте тут).
  3. При существующей обстановке на дорогах пункт этот отличается определенной логичностью – не потрудившись занять на полосе именно крайнее положение при поворотах, вы даете повод другим участникам движения попытаться втиснуться в узкий промежуток на пригодном для движения ТС пространстве.

То, что имеет место нарушение правил, лично вам в таком случае не поможет, если вы столкнетесь с нарушителем боком.

При развороте необходимо занимать на проезжей части соответствующее положение и выполнять маневр только в тех местах, где это не запрещено. Однако на практике водители нередко забывают о том, что на разметке для пешеходов развернуться нельзя. В этом случае достаточно сложно убедить инспектора ДПС в своей непогрешимости, особенно если нарушение зафиксировано при помощи видео или фотосъемки.

ВАЖНО! О развороте на пешеходных переходах в ПДД сказано очень немного. Единственное, что понятно четко – он является запрещенным.

Но, если при движении по переходу с разметкой хорошо заметно, имело ли место нарушение при развороте, то при проезде нерегулируемого перехода без разметки и попытке развернуться за ним маневр может показаться невнятным.

Где еще нельзя разворачиваться согласно ПДД

В пункте 8.11 Правил четко прописано, где пилот не должен делать разворот. Таких мест немного:

  1. Пешеходный переход. его определяют знаки и указатели, установленные до и после пешеходного перехода.
  2. Туннель. Есть дорожный знак 1.31.
  3. Мост, эстакада, эстакада (разделы ниже). Поскольку они не отмечены отдельными знаками, водителям необходимо быть предельно осторожными. Например, водитель может не заметить плавного перехода от набережной к эстакаде.
  4. Железнодорожные ступени. Перед ними устанавливается шлагбаум или соответствующие индикаторы (1.3.1 и 1.3.2).
  5. Если хотя бы в одну сторону дороги не видно на расстоянии до 100 метров. Определяется на усмотрение водителя. Даже если видимость ограничена деревьями или другими препятствиями, разворачиваться тоже недопустимо.
  6. Остановки для автомобилей на маршруте. Они обозначаются специальными знаками или разметкой.


Похожие записи: