Председатель районного суда, его права и обязанности.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Председатель районного суда, его права и обязанности.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная ответственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председателя суда. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.
Основные должностные единицы районного суда представлены председателем суда, его заместителем или заместителями и судьями. Очевидно, что конечная структура районного суда будет зависеть от численности работников.
Предположим, что количество работников районного суда составляет 15-25 единиц. Тогда структура суда будет выглядеть следующим образом:
- председатель суда;
- помощник председателя суда;
- заместитель председателя суда (если количество судей больше 7);
- судьи;
- помощники судей.
Такой районный суд будет представлен следующими отделами:
- общий (вопросы по кадрам, делопроизводство, материально-техническое обеспечение);
- обеспечения судопроизводства.
Помимо указанного свою деятельность осуществляет администратор суда, не включаемый в штат, находящийся в подчинении у председателя суда и исполняющий его указания.
Аппарат районного суда
Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.
Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):
- Федеральные государственные гражданские служащие. Представителям этой группы работников, как государственным служащим, присваиваются классные чины и иные специальные звания. К ним причисляют:
- начальников отделов и их заместителей,
- помощников председателя, его заместителя (заместителей) и судей;
- консультанта;
- специалистов (главный, старший (I, II категории), специалист I категории);
- секретарей суда и судебных заседаний.
- Сотрудники, которые замещают должности, не относящиеся к категории федеральной государственной гражданской службы. Сюда относятся:
- технический персонал по обслуживанию зданий суда;
- персонал по охране;
- персонал транспортного хозяйства;
- курьеры;
- прочие сотрудники, принимаемые согласно трудовому договору в районный суд.
Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.
Полномочия районных судов
В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
В соответствии со ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд рассматривает:
-
все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).
-
дела об административных правонарушениях.
-
апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
-
дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.
То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:
-
первой инстанции;
-
второй (апелляционной) инстанции;
-
инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в случаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Отвод председательствующего судьи с сентября 2018 года возможен в нескольких ситуациях. К примеру, если он ранее по данному делу выступал в качестве эксперта, свидетеля, секретаря, прокурора, переводчика. Также подобная процедура проводится в случаях, если судья является родственником одного из участников данного процесса.
Не могут в состав суда входить лица, которые прямо либо косвенно заинтересованы в исходе дела, если есть обстоятельства, которые вызывают сомнение в беспристрастности и объективности.
Значительная часть работы, которая выполняется в районных судах, приходится на долю аппарата, обеспечивающего организационно и само правосудие, и обобщение судебной практики, и анализ статистики, и систематизацию законодательства. В качестве основных помощников районных судей выступают консультанты. Такая должность была введена Законом о Судебном департаменте (1988 г.), она направлена на выполнение вспомогательной работы, предполагающей обладание определенными знаниями.
Правила поведения работников аппарата суда
У суда имеются полномочия, которые могут быть реализованы на любом из этапов рассмотрения дела по первой инстанции. Таких этапов пять:
- подготовительная часть судебного заседания;
- судебное следствие;
- прения сторон;
- последнее слово подсудимого;
- постановление приговора.
Основная же часть правового статуса суда специфична для каждой из частей судебного заседания.
Председатель районного суда:
- председательствует в судебных заседаниях и, соответственно, осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК;
- организует работу суда;
- устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
- распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
- назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
- ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
- руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
- вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений;
- осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
- утверждает должностные регламенты работников аппарата суда;
- регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
- организует работу по повышению квалификации судей;
- организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства;
- высказывает свои соображения начальнику управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ о возможности перераспределении образовавшихся в районном суде вакансий на должности судей (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»);
- готовит для начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ представление о назначении на должность администратора возглавляемого им суда (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»);
- определяет состав комиссии, которой производится уничтожение вещественных доказательств согласно приговору (определению, постановлению) суда;
- возлагает на лицо обязанность по учету и хранению вещественных доказательств, которые хранятся в суде отдельно от дела;
- дает указание не реже одного раза в квартал проверять правильность ведения журнала учета вещественных доказательств, соответствие записей фактическому наличию вещей, своевременность и правильность исполнения решения суда в отношении вещественных доказательств;
- дает распоряжение направить судебное дело органу, которому законом предоставлено право истребования дела, по письменному его требованию;
- осуществляет контроль над обращением к исполнению приговоров, решений, определений, судебных приказов и постановлений суда;
- до обращения приговора к исполнению предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним (ст. 395 УПК);
- в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, своим мотивированным распоряжением передает часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района (п. 1.1 ст. 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);
- осуществляет иные полномочия.
В уголовном и гражданском процессе судьи районного суда, в том числе и председатель данного суда, рассматривают и разрешают уголовные дела единолично.
Аппарат районного суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.
В структуру аппарата районного суда в соответствии с утвержденным штатным расписанием соответствующего суда с учетом примерной структуры, определенной Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, в зависимости от численности работников могут входить:
- общий отдел (отдел материально-технического обеспечения, отдел государственной службы и кадров, отдел информатизации);
- отдел обеспечения судопроизводства (отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдел по обеспечению судопроизводства по гражданским делам).
Общий отдел предназначен для обеспечения организации сопровождения и ведения документооборота и делопроизводства, а также для осуществления мероприятий по материально-техническому, кадровому, информационному обеспечению деятельности районного суда.
Иными направлениями деятельности общего отдела районного суда являются:
- организация кодификационно-справочной работы в суде, в том числе по подбору, хранению, систематизации и учету нормативных правовых актов, судебной практики;
- информирование судей и работников аппарата суда об изменениях в законодательстве РФ и судебной практике вышестоящих федеральных судов общей юрисдикции, оказание практической помощи в поиске и подборе необходимых нормативных правовых актов, справочной, научной и учебной литературы;
- организация и контроль выдачи судьям и работникам аппарата суда необходимых нормативных правовых актов, справочной, научной и учебной литературы;
- ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов, внесение соответствующих отметок в соответствии с изменениями законодательства РФ;
- контроль за формированием статистической отчетности суда;
- взаимодействие с иными государственными органами и организациями, а также иными структурными подразделениями суда по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;
- сопровождение и оформление кадровой деятельности в отношении работников аппарата суда, в частности, подготовка проектов приказов, распоряжений, положений и других локальных актов, выдача служебных удостоверений, учет движения трудовых книжек и т.д.;
- участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации;
- участие в осуществлении работы по хозяйственному и материально-техническому обеспечению деятельности суда;
- организация доступа заинтересованных лиц к информации о деятельности суда, в том числе ее размещение в установленном порядке на информационных стендах в зданиях (помещениях) суда, информационных киосках, на официальном сайте суда в сети Интернет, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации;
- выполнение иных функций, возложенных на отдел.
Отдел обеспечения судопроизводства предназначен для осуществления организационного и технического обеспечения судопроизводства по гражданским делам, делам об административных правонарушениях, уголовным делам и иным материалам, в том числе по подготовке и проведению судебных заседаний.
Основными направлениями деятельности отдела обеспечения судопроизводства являются:
- организация работы (прием, учет, хранение, обеспечение сохранности, контроль движения и иное) с поступившими в отдел делами и иными материалами, заявлениями, жалобами, представлениями и другими документами, прием телефонограмм;
- организация и ведение делопроизводства по гражданским и уголовным делам;
- информирование обратившихся лиц по вопросам, связанным с рассмотрением заявлений, жалоб, гражданских (уголовных) дел и иных материалов;
- осуществление мероприятий по подготовке заявлений, жалоб, представлений, гражданских (уголовных) дел и иных материалов к рассмотрению;
- проверка и доклад о явке участвующих в гражданском (уголовном) деле лиц;
- обеспечение ведения и оформления протокола судебного заседания;
- контроль за уплатой государственной пошлины и иных сборов;
- ознакомление с протоколом судебного заседания, материалами дела;
- оформление копий судебных документов и их выдача;
- обеспечение обращения к исполнению судебных решений;
- ведение приема граждан, их представителей, представителей организаций и учреждений, а также работа с их обращениями в соответствии с утвержденным председателем соответствующего суда положением о приемной суда;
- выполнение иных функций (п. п. 2.1.4, 4.2.2, 5.1.1 — 5.2.2 Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции).
Основная ответственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председателя суда. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.
Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:
-
территориальному (зональному), при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории;
-
предметному (функциональному), когда один судья рассматривает уголовные дела, другой — гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;
-
предметно-зональному, складывающемуся там, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;
-
беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские — лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.
Организация работы основывается прежде всего на ее планировании.
В планах всего суда предусматриваются конкретные мероприятия по работе с кадрами, а также по обобщению практики судебного рассмотрения определенных категорий дел и разработке путей ее совершенствования, организации приема посетителей, делопроизводства и т.д.
Текущие планы каждого судьи включают определение очередности, времени и места проведения судебных заседаний по конкретным делам, контроль за своевременным выполнением работниками аппарата суда действий, обеспечивающих подготовку таких заседаний как в помещении суда, так и при проведении их вне суда (т. н. выездные заседания), и т. п.
После относительно недавней судебной реформы, проведенной в Российской Федерации, вся совокупность судебных юрисдикционных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан в нашей стране, в порядке соподчиненности возглавляется Верховным судом РФ. В этой связи, проводя характеристику председателя суда, как элемента его организации, представляется необходимым подробнее остановиться именно на роли председателя Верховного суда в нашей стране.
Так, в силу действующего законодательства, председателю Верховного суда в силу прямого указания закона предоставлены следующие полномочия:
- Организация работы суда по изучению и обобщению судебной практики, судебной статистики, обеспечение работы по контролю за ходом выполнения разъяснений Пленума Верховного суда;
- Обеспечивает решение вопросов организации деятельности самого Верховного суда, а также всех общих и арбитражных судов, преимущественно составляющих судебную систему Российской Федерации;
- Созывает и возглавляет Пленум Верховного суда, в том числе посредством планирования его работы и формирования повестки дня;
- Распределяет служебные обязанности между собственными заместителями, а также между судьями Верховного суда;
- Представляет Президенту РФ кандидатов в судьи Верховного суда, в том числе замещающих должности заместителя председателя, председателей судебных коллегий, и т.д.;
- После формирования назначает судебные составы внутри судебных коллегий Верховного суда в РФ, а также определяет председателей соответствующих составов.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что в отличие от правового статуса председателей иных судов, председатель Верховного суда вправе не только обеспечивать организации соответствующего суда, но и оказывать воздействие на другие суды посредством представления Президенту кандидатов на должности судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных судов.
Также, отметим, что достаточно широкая сфера полномочий председателя Верховного суда связывается со взаимодействием с Высшей квалификационной коллегией судей, в том числе – по внесению представлений о награждении судей государственными наградами, приостановлению и прекращению полномочий, и т.д.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Районные суды состоят прежде всего из судей, назначенных в данный суд. В районах с большим населением и значительным объемом работы в состав суда входят несколько судей (иногда до десяти и более). В малонаселенных районах при сравнительно небольшом объеме работы суд может состоять из одного судьи. Если в районном суде один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда. Таких судов (их нередко называют “односоставными”) насчитывается примерно одна треть от общего количества районных судов.
В общих чертах о полномочиях председателя районного суда можно судить прежде всего по тому, что сказано в ст. 6.2 Закона о статусе судей, ст. 35 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и п. 1.4 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:
- организует работу суда;
- устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
- распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
- организует работу по повышению квалификации судей;
- осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда , в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
- регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
- осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Основная ответственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председателя суда. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.
Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:
- территориальному (зональному) , при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории;
- предметному (функциональному) , когда один судья рассматривает уголовные дела, другой — гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;
- предметно-зональному , складывающемуся там, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;
- беззональному , когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские — лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.
Организация работы основывается прежде всего на ее планировании.
В планах всего суда предусматриваются конкретные мероприятия по работе с кадрами, а также по обобщению практики судебного рассмотрения определенных категорий дел и разработке путей ее совершенствования, организации приема посетителей, делопроизводства и т.д.
Текущие планы каждого судьи включают определение очередности, времени и места проведения судебных заседаний по конкретным делам, контроль за своевременным выполнением работниками аппарата суда действий, обеспечивающих подготовку таких заседаний как в помещении суда, так и при проведении их вне суда (т. н. выездные заседания), и т. п.
Прием посетителей проводится в каждом районном суде председателем, всеми судьями и работниками аппарата суда в строго установленное время, наиболее удобное для населения. Каждый судья ведет учет приема посетителей. В приемной суда (канцелярии) устанавливаются стенды с образцами различных судебных документов.
Обобщения судебной практики проводятся регулярно с целью улучшения деятельности соответствующих судов. Эта работа включает определение предмета изучения, составление его программы, само изучение судебных дел, формулирование выводов, их обсуждение, мероприятия по реализации полученных результатов и устранению недостатков.
В районном суде ведется статистическая отчетность. В нее включается составление отчетов о работе суда по разрешению гражданских и уголовных дел. Ответственность за общее руководство этим участком работы несет председатель суда. Основой отчетности является первичный учет, заключающийся в ведении учетно-статистических карточек.
Судья (помощник судьи, помощник председателя суда либо консультант суда), отвечающий за состояние справочной работы, следит за официальными изменениями действующих законов, вносит в контрольные экземпляры соответствующие поправки, знакомит с ними остальных судей, ведет библиотеку имеющейся в суде юридической литературы, организует приобретение законодательства и юридических справочников и т. п.
Важный участок работы в каждом районном суде — делопроизводство. Оно заключается в ведении журналов, книг, карточек и нарядов установленной формы, в которых регистрируется движение дел и другой судебной документации. Оно детально регламентируется упомянутой выше Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде.
Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, приходится на долю его аппарата, который непосредственно обеспечивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статистики, учет и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач, о которых сказано выше.
Ближайшими помощниками председателей (районных судей), наряду с помощниками, о которых сказано выше, являются также администраторы судов. Введение таких должностей в судах общей юрисдикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено Законом о Судебном департаменте, принятом 8 января 1998 г.
Должностные лица, именуемые консультантами, призваны выполнять вспомогательную работу, которая требует юридических знаний. Назначаются они председателями судов, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование. На них возлагается вспомогательная работа, требующая юридических познаний и соответствующего опыта работы, и т. п.
Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распределение работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее исполнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной переписки, книг приказов и распоряжений по суду и иной документации, оформляет служебную переписку с вышестоящими судебными органами, правоохранительными и иными государственными учреждениями, общественными объединениями, предприятиями.
Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, подлежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят материалы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хранение вещественных доказательств по уголовным делам, оформляют законченные производством дела и сдают их в архив.
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Председатель Верховного суда РФ
Верховный суд РФ (далее — ВС) — это высшее звено органов судебной власти, руководящее работой всех остальных судов, которое также возглавляется председателем. Исходя из особого статуса ВС, необходимо отметить соответствующий статус его председателя, на которого возлагается много специфических функций, не тождественных полномочиям руководителям других звеньев судебной системы.
Должностной функционал председателя ВС прописан на законодательном уровне и включает:
- Организацию работы ВС по анализу и обобщению судебной практики, контролю за выполнением разъяснений Пленума ВС;
- Организацию уставной деятельности ВС и координацию работы органов правосудия всех звеньев;
- Созыв Пленума ВС, планировка его работы, формирование повестки ,выполнение функций председателя Пленума;
- Распределение функционала между своими заместителями и судьями ВС;
- Представление кандидатур судей ВС, в т.ч. своих заместителей и руководителей судебных коллегий;
- Определение составов судебных коллегий ВС и назначение их председателей.
Основные права и обязанности федеральных государственных служащих районного суда
1. Помощник председателя суда
Основные обязанности помощника председателя суда:
- — осуществляет подбор нормативно-правовых актов, необходимых для рассмотрения дел;
- — осуществляет контроль за сбором и анализом данных для составления статистического отчета, оказывает помощь в составлении статистических отчетов;
- — осуществляет контроль по делам, рассмотрение которых отложено или приостановлено;
- — готовит материалы для докладов и выступлений;
- — выполняет поручения председателя суда при проведении служебных проверок;
- — проводит запись граждан на личный прием к председателю суда, осуществляет организационное сопровождение приема;
- — готовит проекты ответов на обращения, поступившие в адрес председателя суда (за исключением жалоб и заявлений, поступивших в соответствии с процессуальными нормами), с последующим докладом председателю суда;
- — проводит обобщения судебной практики в районном суде;
- — ведет работу по кодификации законодательства РФ в районном суде;
- — готовит еженедельную информацию по результатам рассмотрения дел судьями на обсуждение на аппаратном совещании;
- — координирует работу с общественностью и СМИ по вопросам деятельности районного суда;
- — выполняет иные поручения председателя суда.
- 2. Помощник судьи
История;формирования и спецификаправового статуса председателя районного — суда как руководителя территориального государственного — органа; судебной власти
Анализируя правовое регулирование статуса председателя суда, можно констатировать, что несмотря на некоторые успехи последних лет в І плане нормативной регламентации статуса председателя районного суда, будет правильнее утверждать, что статус председателя районного суда во?многом складывался именно как социальный, ибо не получил желаемого правового закрепления.1 Однако, представляется, что в, условиях построения-правового государства, совершенствования судебной системы- и повышения качества правосудия, требуется именно законотворческим путем определить статус председателя районного суда, для чего предварительно необходимо исследовать на теоретическом уровне все его компоненты.
Учитывая степень разработанности избранной темы, сначала целесообразно проанализировать исторический путь становления и развития правового статуса председателя суда, в том числе районного суда.
Период формирования и развития судебной власти в России имеет продолжительную историю, насчитывающую около одного тысячелетия. За эти века развитие судов успело пройти путь от времен, когда славянские племена обращались к варягам, приглашая тех «владеть ими и судить их по правде»69, до настоящего времени, когда судебная система достигла достаточного уровня структурированности и сбалансированности. Несмотря на то, что ученые отмечают в качестве характерной черты русской правовой мысли- постоянное обращение к проблемам организации судебной, власти, правовое регулирование статуса руководителя! органа судебной- власти. — явление относительно новое, появившееся в последнее -столетие. Обусловлено это; как видится; тем; что, во-первых, долгое времяг административные и судебные функции находились в,ведении одного-органа власти, и, во-вторых, отсутствовала необходимостытакого нормотворчества. При- этом немалое внимание в. источниках права уделялось судебным работникам, составляющим, используя современную терминологию, аппарат суда.70 В Русской Правде указывается достаточно значительный- штат судебных работников: мечник, вирник, доводчик, емец («хто изымал»), помощник (метельник).71 Судебник 1497 года упоминает о неделыциках, ездоках, доводчиках. В Судебниках 1550, 1589 годов, Соборном. Уложении 1649 года, несмотря, на поступательное повышение- уровня юридической техники, также не приводилось норм, которые бы определяли правовое положение руководителей судов.
Конец XVI — начало XVII веков (период расцвета, приказной-системы), когда, некоторые из приказов, осуществляли преимущественно судебные функции, рассматривают как время зарождения централизованной системы судебных органов. Глава каждого приказа носил иногда специальное наименование: казначей, печатник, дворецкий, оружничий и т.п.73 В тоже время в юридической литературе также можно встретить указание на то, что приказы возглавляли председатели: «все дела выходили из Приказов за подписью председателя…». Можно считать, что руководители приказов, как коллегиальных органов, наделенных судебными полномочиями, представляют собой прообраз современного председателя суда.
В. результате проводимой Петром I судебной реформы впервые в российской истории была сделана попытка построения централизованной судебной системы, включавшей следующие звенья: нижние суды -надворныесуды — Юстиц-коллегия — Сенат. Если проецировать построенную Петром Г судебную систему на современную российскую систему судов, то на одном-уровне с ныне существующими районными судами находились нижние суды, возглавляемые председателями, что подчеркивает историческую обусловленность современного наименования руководителя районного суда. Сказанное позволяет заключить, что истоки возникновения должности председателя современного районного-суда находят свое начало в петровскую эпоху.
Полномочия — залог успешной работы
Чтобы в РФ судьями обязанности исполнялись в полной мере, необходимо пользоваться полномочиями, декларированными законодательством. Они даны не только занимающему указанную должность лицу, но также народным заседателям. Принадлежащие к основному звену судебной инстанции лица могут требовать от каждого выполнить официальное распоряжение, связанное с обязательствами судьи. Можно сформулировать представление и направить в госорганы, организации, объединения. Это необходимо, если выявленное нарушение становится основанием для устранения такой ситуации либо условий и причин, ее вызвавших. Так как судья обязан разбирать попавшее к нему дело, у него автоматически появляется право обращения к информцентрам, научным организациям, если таковые могут предоставить полезную для конкретного случая информацию.
Госорганы, организации, учреждения, отдельные лица, ставшие адресатом такого обращения, должны своевременно исполнить требование или обоснованно ответить, по какой причине это не представляется возможным. В права и обязанности судей входит организация специальных конференций, съездов с целью обсуждения вопросов, любопытных для многочисленных представителей этой профессии. Заинтересованные лица могут направлять в ВС предложения относительно формулировки разъяснений различных пунктов принятых в настоящее время законов.
Председатель районного (городского) суда. Его права и обязанности
Конституционный суд рассматривает дела, которые связаны с Конституцией РФ, например, деяния, нарушающие права и свободы граждан, прописанных в Конституции. В эту инстанцию входит 19 судей, каждый из которых назначается на должность указом президента сроком на 12 лет. Кандидат должен обладать следующими данными:
- высшее юридическое образование, специалитет или магистр;
- стаж занятия юридической деятельностью не менее 15 лет;
- возраст не менее 40 лет.
Так как такой суд является самым высоким в иерархии судов, претендент должен обладать высокими профессиональными качествами, чтобы попасть на одно из этих 19 мест. В обязанности судьи Конституционного Суда входит рассмотрение случаев нарушения конституционного законодательства, выявление законов, противоречащих Конституции РФ. Для этого он должен уметь разбираться в разных областях права и иметь большой опыт работы.
Он рассматривает преступления, совершенные высокопоставленными должностными лицами. Также в Верховном Суде разбирают дела, правосудность которых оказалась под сомнением. Это дела, начатые по вновь открывшимся обстоятельствам (повторное разбирательство) и апелляциям. Также в нем разбираются дела мирового (районного) суда, которые требуют более высокого уровня компетенции, чем это предусмотрено законом.
Пост Верховного судьи в России может занимать специалист, обладающий следующими квалификационными данными:
- высшее юридическое образование;
- опыт работы в юридической области — 10 лет;
- возраст не менее 35 лет.
На пост Верховного судьи кандидат назначается советом судей путем голосования. К кандидату могут быть предъявлены дополнительные требования или испытание для проверки квалификации кандидата. Назначение подтверждается указом президента РФ.
В обязанности судьи Верховного Суда входит рассмотрение сложных гражданских, уголовных, административных и иных дел, попадающих под общую юрисдикцию. Также он осуществляет контроль над судами нижестоящих инстанций.
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
• судьи и народные заседатели обязаны в своей деятельности строго соблюдать закон исходя из обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны общественных и государственных прав и законных интересов;
• судьи обязаны участвовать в изучении и обобщении судебной практики, работе по повышению уровня правовых знаний народных заседателей и работников аппарата суда;
• судьи и народные заседатели в своей служебной и внеслужебной деятельности обязаны не допускать поступков, могущих нанести ущерб авторитету судебной власти, достоинству судьи либо вызвать сомнения в компетентности и беспристрастности судьи;
• судьи обязаны проходить квалификационную аттестацию и повышать свой профессиональный уровень;
• судьи обязаны оказывать народным заседателям помощь при рассмотрении дел: своевременно знакомить с подлежащими рассмотрению делами, действующим в соответствующей области законодательством и практикой его применения;
• судьи и народные заседатели не вправе нарушать тайну совещания в совещательной комнате и разглашать сведения, которые стали им известны в ходе закрытого судебного заседания.
Народные заседатели своевременно вызываются в суд для рассмотрения дел. При этом предприятия и организации, где они работают, обязаны свободно отпускать их для выполнения функций по рассмотрению дел. Народные заседатели избираются коллективами по месту работы или службы, месту жительства сроком до 5 лет. В случае истечения полномочий народного заседателя во время рассмотрения конкретного дела с его участием эти полномочия продляются до окончания рассмотрения дела. За выполнение своих функций народные заседатели получают вознаграждение из федерального бюджета. Народные заседатели привлекаются к выполнению своих обязанностей не более чем на 2 недели в течение года. Продление этого срока допускается в случае необходимости закончить дело, начатое с участием этого народного заседателя.
Статья 35. Председатель, заместитель председателя районного суда
Основная ответственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председателя суда. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.
Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:
-
территориальному (зональному), при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории;
-
предметному (функциональному), когда один судья рассматривает уголовные дела, другой — гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;
-
предметно-зональному, складывающемуся там, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;
-
беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские — лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.
Организация работы основывается прежде всего на ее планировании.
В планах всего суда предусматриваются конкретные мероприятия по работе с кадрами, а также по обобщению практики судебного рассмотрения определенных категорий дел и разработке путей ее совершенствования, организации приема посетителей, делопроизводства и т.д.
Текущие планы каждого судьи включают определение очередности, времени и места проведения судебных заседаний по конкретным делам, контроль за своевременным выполнением работниками аппарата суда действий, обеспечивающих подготовку таких заседаний как в помещении суда, так и при проведении их вне суда (т. н. выездные заседания), и т. п.
- Председатель суда осуществляет действия, как стандартный судья, осуществляя правосудие;
- Осуществляет контролирующие действия, которые направлены на организацию нормированной работы судебной инстанции;
- Также председатель суда осуществляет действия, которые направлены на составление судебной статистики, обобщения судебной практики, организации коллегий, организации работы аппарата суда.
То есть, становится понятно, что в настоящий момент председатель суда имеет весьма широкие полномочия, и предполагается, что деятельность председателя также направлена на исключение судебного произвола. То есть, председатель отслеживает все жалобы, которые предоставляются участниками процесса.
Нужно обратить ваше внимание на то, что председатель также занимается всеми вопросами организации работы аппарата суда – судебных секретарей, приемной и канцелярии суда, занимается вопросом выбора кандидатов, а также осуществляет деятельность, которая позволяет оптимизировать работу данного аппарата. Обязанности председателя также как и полномочия, весьма обширны. Но, именно такая структура строения работы судебной инстанции, обеспечивает необходимый и важный контроль.
Районные суды — это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из таковых является вышестоящим судебным органом для мировых судей. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.
В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда и аппарата суда. В составе крупного районного суда могут быть должности заместителей (заместителя) председателя суда. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.
Под понятием «суд» в уголовном и гражданском процессах понимается не только районный суд, но и Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые, областные, городские суды, суд автономной области, суды автономных округов, военные суды, судьи (мировые судьи), действующие в пределах своей уголовно-процессуальной и гражданской процессуальной компетенции (п. 1 ст. 34 УПК).
В уголовном процессе суд появляется с момента:
- принятия им заявления (сообщения) о преступлении частного обвинения;
- обращения к нему с ходатайством о принятии предусмотренного ч. 2 ст. 29 УПК процессуального решения на стадии предварительного расследования;
- принесения в его адрес жалобы на незаконное и (или) необоснованное действие (бездействие, решение) следователя (дознавателя и др.), прокурора;
- передачи в суд уголовного дела (материала).
Суд — основной субъект гражданских и уголовно-процессуальных правоотношений. В каждом виде вышеперечисленных отношений правовой статус суда своеобразен. Правовое положение последнего изменяется также в зависимости от стадии процесса, в которой выступает суд (судебное разбирательство, кассационное производство и др.), а также от того, какого рода дела судом разрешаются (дела частного обвинения; дела публичного обвинения; рассмотрение жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя; принятие решение на досудебной стадии уголовного процесса и т.п.).
Обычно, говоря о правовом статусе суда, даже в учебной литературе по уголовному, гражданскому и арбитражному процессам речь идет лишь об общих положениях, касающихся рассмотрения судом дел по первой инстанции, а также принципов правосудия. И действительно, во многом правовой статус и место суда в гражданском, арбитражном и уголовном процессах предопределены действием таких принципов правосудия, как принцип осуществление правосудия только судом, принцип самостоятельности судов, независимости судей (присяжных и арбитражных заседателей) и подчинения их только закону и др. Тем не менее правовой статус суда — это не только его проявление в том или ином процессуальном институте, это самостоятельный правовой институт, состоящий из норм, закрепляющих конкретный перечень прав и обязанностей суда.
В настоящем учебнике нет возможности перечислить все права и обязанности суда. Здесь подробно будет изложено правовое положение этого субъекта всего-навсего на стадии судебного разбирательства в уголовном процессе.
Полномочия председателя районного суда
Проводится прием председателем, другими сотрудниками аппарата в определенное время, которое подходит для населения. Каждым судьей ведется строгий учет принимаемых посетителей. В канцелярии (приемной) размещаются специальные стенды, на которых находятся разнообразные судебные документы.
Систематически проводятся обобщения судебной практики, целью которой является повышение качества работы подобных органов.
Такая работа предполагает выделение предмета изучения, анализ судебных дел, составление программы, продумывание выводов, обсуждение, а также мероприятия по внедрению полученных результатов, избавлению от обнаруженных недостатков. В любом районном суде осуществляется статистическая ответственность.
Она подразумевает составление документации о деятельности в рамках разрешения уголовных и гражданских дел. Общее руководство за таким участком работы осуществляет председатель суда. Выделяют первичный учет, который состоит в оформлении статистических карточек.
Судья (или его помощник), который несет ответственность за состояние справочной работы, контролирует официальные изменения действующего законодательства, вносит необходимые поправки в контрольные экземпляры, доносит информацию до сведения иных судей, пополняет библиотеку необходимой юридической литературой.
Делопроизводство является важнейшим элементом в каждом районном суде.
Прежде чем рассматривать основные особенности работы председателя арбитражного суда РФ, следует обозначить понятие, определяющее данную структуру.
Арбитражный суд — это орган, имеющий статус специальной юрисдикции. Основная его задача заключается в урегулировании споров экономического характера между юридическими лицами (предприятиями и организациями). Кроме этого, судьи данной государственной структуры занимаются рассмотрением некоторых других дел, которые входят в его компетенцию.
По отношению к судам юрисдикции общего типа, арбитражный является специализированным. В Российской Федерации они позиционируются на федеральном уровне и являются составляющими общей судебной системы.
Вся деятельность, которой занимается рассматриваемая организация, регулируется законодательством, действующим в РФ.
В частности, особенности деятельности председателя арбитражного суда РФ, а также аналогичных структур в отдельных городах государства регулируются Законом «Об арбитражных судах в РФ» и специальным регламентом.
Более того, указанные нормативные акты предписывают полномочия и регулируют деятельность заместителей председателей судов, а также лиц, входящих в структуру каждого аппарата.
В упомянутых выше нормативных актах указаны пределы компетенции рассматриваемого органа.
Так, арбитражные суды в России уполномочены рассматривать дела, связанные с урегулированием вопросов экономического характера, которые могут возникать между юридическими лицами, представленными в виде отдельных организаций, учреждений или предприятий, а также отдельными людьми, которые не имеют такого статуса, но зарегистрированы в государственном реестре в качестве предпринимателей. Следует отметить, что данный статус частного предпринимателя обязательно должен быть присвоен в порядке, регламентированном законодательством.
Как было отмечено выше, роль и значение председателя суда проявляется в совокупности предоставленных ему организационных прав и обязанностей, в числе которых, в настоящее время в Российской Федерации принято выделять:
После относительно недавней судебной реформы, проведенной в Российской Федерации, вся совокупность судебных юрисдикционных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан в нашей стране, в порядке соподчиненности возглавляется Верховным судом РФ. В этой связи, проводя характеристику председателя суда, как элемента его организации, представляется необходимым подробнее остановиться именно на роли председателя Верховного суда в нашей стране.
Кто такой судья и в чем суть его работы?
Судья — это должностное лицо государства, которое является исполнителем правосудия и судебной власти. Основные права и обязанности судей прописаны в Законе «О статусе судей в РФ», также в других различных законных и подзаконных актах, указах.
Как представитель власти, занимающий высокое положение, он обладает неприкосновенностью. То есть до тех пор, пока он не будет снят со своего поста, он является неподсудным. Все судьи имеют единый статус, однако объем их прав и обязанностей зависит от уровня занимаемой должности в судебной системе, особенностей местного законодательства и уровня квалификации. В российском законодательстве предусмотрены также требования, предъявляемые к судье, которые действуют на всей территории Российской Федерации. Они обязательны для всех судей, независимо от уровня их компетенции и региона.
Занять пост судьи имеет право любой гражданин РФ, достигший 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы по этой профессии не менее 5 лет. В этот стаж не входит время обучения в вузе. В стаж учитывается только то время, в течение которого кандидат работал в должности юриста, помощника адвоката, в следственном комитете, нотариате.
В зависимости от региона, к кандидату могут быть предъявлены дополнительные требования. Главное, чтобы у него или у его близких родственников не было непогашенной судимости.
Он рассматривает преступления, совершенные высокопоставленными должностными лицами. Также в Верховном Суде разбирают дела, правосудность которых оказалась под сомнением. Это дела, начатые по вновь открывшимся обстоятельствам (повторное разбирательство) и апелляциям. Также в нем разбираются дела мирового (районного) суда, которые требуют более высокого уровня компетенции, чем это предусмотрено законом.
Пост Верховного судьи в России может занимать специалист, обладающий следующими квалификационными данными:
- высшее юридическое образование;
- опыт работы в юридической области — 10 лет;
- возраст не менее 35 лет.
На пост Верховного судьи кандидат назначается советом судей путем голосования. К кандидату могут быть предъявлены дополнительные требования или испытание для проверки квалификации кандидата. Назначение подтверждается указом президента РФ.
В обязанности судьи Верховного Суда входит рассмотрение сложных гражданских, уголовных, административных и иных дел, попадающих под общую юрисдикцию. Также он осуществляет контроль над судами нижестоящих инстанций.