О реформе жилищно-коммунального хозяйства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О реформе жилищно-коммунального хозяйства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В самом деле, признает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман, посыл о том, что сфера ЖКХ требует реформирования — не просто актуальный, а давно «перезревший». Очень острых, кричащих проблем здесь немало. И те, которые назвал Марат Хуснуллин, — одни из самых насущных. Износ инфраструктуры, неполная собираемость коммунальных платежей, ветхое жильё. Характерно, что эти вопросы сильно взаимосвязаны, выступают в едином комплексе, клубке проблем. Износ коммунальной инфраструктуры составляет 60%, по оценке Счётной палаты. Риски негативных последствий от этого далеко не преуменьшены — начиная от сбоев в работе систем до техногенных катастроф.
Основные направления и перспективы реформы ЖКХ
Проект «Реформа ЖКХ в России» направлен на реализацию следующих направлений:
-
переход коммунального сектора на рыночные отношения;
-
увеличение доли участия частного бизнеса;
-
стимулирование конкуренции;
-
улучшение качества коммунальных услуг;
-
ликвидация образовавшихся монополий в отрасли;
-
обновление жилищно-коммунального комплекса;
-
развитие института эффективного собственника;
-
капитальный ремонт жилого фонда;
-
ввод и эксплуатация энергоэффективных технологий;
-
сохранение системы соцзащиты и поддержка льготных слоев населения.
Реформа ЖКХ официальный сайт
Реформы в области и сфере ЖКХ проводятся такими государственными структурами, как правительство РФ, а в рамках модернизации подразумевается улучшение и работы над всем ЖКХ в масштабах государства;
За весь период использования, внедрения и анализа экономических решений и реформ в области ЖКХ процентные показатели физического износа ЖКХ имущества достиг очень больших размеров. На данный момент приблизительные показания следующие:
- Коммунальные водопроводные сети – 65 процентов;
- Котельные – 55 процентов;
- Тепловые сети – 63 процента;
- Наносные станции водопровода – 65 процентов;
- Электросети – 58 процентов;
- Канализация – 56 процентов;
- Очистные сооружения водопровода – 54 процента.
Кому помогает реформа ЖКХ
Государственная организация, именуемая как «Фонд содействия реформирования ЖКХ» — это некоммерческое объединение, деятельность которого направлена на создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан. Также организация занимается стимулированием любых реформ ЖКХ, формированием эффективных механизмов по управлению жилфондом и внедрению технологий сбережения ресурсов. Все это обеспечивается за счет предоставления соответствующей поддержки финансированием за счет денежных средств самого Фонда.
Также Фонд работает с региональными программами по обеспечению капитального ремонта, а также переселением граждан из жилищного аварийного фонда. Для этого Фонд использует финансовые средства и доходы, полученные от размещения частично или временно свободных финансовых средств.
Следует отметить, что функции и работы Фонда должны были быть аннулированы и ликвидированы в начале 2013-го года, однако было принято соответствующее решение о продлении работы этого Фонда до 2015-го года, а потом работу продлили до начала 2018-го года.
Фонд, содействие которого направлено на реформирование ЖКХ, также занимается предоставлением финансовой поддержки, направленной на реализацию различных адресных региональных программ. Если быть более подробным, что Фонд занимается выделением денежных средств на такие рабочие процессы, как:
- Капитальный ремонт жилых многоквартирных зданий;
- Переселение гражданского населения из тех жилых зданий, которые являются аварийными. Такие действия производятся на основании необходимости стимулирования рыночного развития в сфере жилья;
- Предоставление гарантированной денежной поддержки, выделяемой со счетов Фонда для последующей реализации необходимых мероприятий и процессов, направленных на поддерживание работы, статуса и показателей муниципальных образований, рассматриваемых правлением Фонда.
Предлагаемая квартира может не устроить жильца. Он вправе составить заявление об отказе от переселения в новый фонд и предать его на рассмотрение в контролирующую службу. Норма справедлива для собственников и тех категорий лиц, которые оформляли договора социального найма. Если гражданин многократно отказывается от переезда в помещение в другом населенном пункте, то чиновники не имеют права оставить его совсем без места проживания.
Допускается получение компенсации вместо новой квартиры. Для того требуется обратиться с просьбой в жилищный департамент местного муниципалитета. Способ не выгодный по причине низкой стоимостной оценки имущества, подлежащего сносу.
Если новая квартира соответствует всем заявленным критериям и подходит для комфортного постоянного проживания, то оформить отказ все равно можно.
Возможны два варианта развития событий:
Первый – более приемлемый для жильца | Администрация предоставляет жилье с другими условиями в целях мирного урегулирования вопроса. |
Второй | Департамент градостроительства подает исковое заявление в суд с требованием о принудительном выселении жильцов. Если суд убедится в законности просьб чиновников, то будет вынесено постановление об обязательном переезде собственников в предлагаемые квартиры. |
Создание сайта УО, ТСЖ на платформе ЖКХ-Реформа
С мая 2017 года на сайте «Реформа ЖКХ» действует бесплатный сервис — создание сайта управляющей организации.
Данный сервис позволяет создать сайт управляющей компании, ТСЖ, ЖСК за несколько минут на основе уже введенных в систему данных. Кроме того, доступны дополнительные функции — размещение новостей организации, любой дополнительной информации в виде текста, ссылок, файлов и изображений, а также «обратная связь», позволяющая жителям отправить сообщение представителям управляющей организации.
Плюс созданного сайта в простоте управления. При этом, по своему личному опыту создания сайтов на различным платформах, отмечу — создание сайта на Реформе-ЖКХ проще всего, а также абсолютно бесплатно. Что немаловажно, со 2 марта 2018 года на сайтах управляющих организаций на платформе «Реформа ЖКХ» создана версия для слабовидящих.
Как было сказано выше, одним из ключевых назначений интернет-портала является предоставление достоверной информации о деятельности управляющих компаний. Ознакомиться с отчетной документацией вы можете в разделе «Отчеты по управлению».
Внимание! Рекомендуем выбрать конкретный отчетный период. Так вы сможете «отсеять» ненужную информацию.
В данной категории представлена следующая информация:
- общие данные (совершенные платежи и т.д.);
- выполненные работы с годовой стоимостью;
- данные относительно качества выполненных работ;
- коммунальная отчетность;
- данные по объемам коммунальных услуг;
- претензионно-исковая работа.
Вы можете подать обращение по вопросам реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
555 |
322 |
28 |
66 |
1 075 |
1 016 |
222 |
38 |
50 |
732 |
1 004 |
39 |
434 |
592 |
1 435 |
166 |
1 102 |
215 |
135 |
525 |
454 |
1 186 |
762 |
1 730 |
1 243 |
176 |
216 |
201 |
731 |
374 |
1 329 |
244 |
683 |
120 |
214 |
210 |
639 |
121 |
841 |
22 |
1 031 |
575 |
В ходе модернизации появился функциональный блок — «Коммунальная инфраструктура», объединяющий информацию о реализуемых с участием Фонда проектах модернизации систем коммунальной инфраструктуры. В список включены 39 проектов в сферах водоотведения, теплоснабжения, водоснабжения, обращения с ТКО. Реализация одобренных проектов модернизации позволит улучшить качество и надежность предоставления коммунальных услуг в более 2900 населенных пунктах, в которых проживает около 2 млн 320 тыс. человек.
Блок «Переселение граждан» дополнен сервисом подачи обращений, указывающих на конкретные недостатки качества жилых помещений, а также обращений по недостоверности информации по переселению. В разделе опубликованы также сведения о многоквартирных домах, признанных аварийными после 01.01.2012 г. (перечень, состояние расселения, документы).
Запущен механизм логических проверок при сохранении карточки соответствующего объекта, что исключает возможные ошибки и ввод искаженных данных.
Приложение «Реформа ЖКХ », разработанное «БАРС Груп », дочерней компанией Национального центра информатизации ГК «Ростех», в марте 2017 года стало доступно на платформах IOS и Android .
Мобильное приложение позволяет получить актуальную информацию о 1,2 млн. домов в любом городе Российской Федерации. Пользователь сможет оперативно уточнить контакты управляющей организации, посмотреть основные сведения о паспорте дома (дата ввода в эксплуатацию, этап строительной готовности, количество жителей, этажей, подъездов и т.д.). Также приложение содержит данные о реализации программы капитального ремонта в доме (информацию о собираемости средств собственников, год последнего капитального ремонта, состав выполненных и запланированных работ) и данные об аварийных и строящихся домах с информацией о ходе расселения.
«Мой дом» на сайте реформы ЖКХ
Во вкладке «Мой дом» на сайте «Реформа ЖКХ» содержится полный набор сведений о каждом многоквартирном доме в России. Пользователю сайта достаточно набрать адрес, и он сможет выяснить:
- текущее техническое состояние здания;
- список работ, которые должна проводить на объекте управляющая организация;
- дату проведения капитального ремонта и перечень выносимых на него мероприятий, и многое другое.
«Мой дом» включает подраздел «Паспорт», куда вносятся все технические сведения. Здесь можно уточнить год возведения здания, его конструктивные особенности, характеристики имеющихся инженерных сетей, наличие общедомовых счетчиков различных ресурсов и многое другое.
В этой же вкладке прописывается кадастровая информация. К дому обязательно относится прилегающий земельный участок. Его описание также имеется на сайте «Реформа ЖКХ». Здесь же указываются присутствующие элементы благоустройства, например, детская и спортивная площадка и прочее.
Вкладка «Мой дом» содержит подраздел «Управление», где должна выкладываться рабочая документация управляющей организации:
- договор управления;
- список работ, которые проводятся в доме;
- протоколы общедомовых собраний в хронологическом порядке.
Кроме общих сведений о количестве проведенных и запланированных работ указывается также их стоимость. Возможность видеть финансовую информацию – это один из главных инструментов контроля со стороны простых жильцов. Если управляющая компания допускала какие-то нарушения в работе, и они оказались зафиксированы, то сведения об этом тоже остаются на «Реформе ЖКХ». Они будут храниться вместе с информацией о штрафных санкциях.
На сайте размещается архив важных данных о доме и процессе управления им. Управляющие компании могут меняться, но сведения о прошлых УК будут оставаться доступными для ознакомления.
Во вкладке «Мой дом» на сайте «Реформа ЖКХ» недавно появился подраздел «Домовая книга». К ней по понятным причинам доступ могут получить только зарегистрированные пользователи.
Необходимость и причины дальнейшего реформирования ЖКХ
Жилищная политика не является самостоятельной, а есть составная часть общей внутренней политики, к которой относятся отношения собственности, организация местного самоуправления и многие другие вопросы. В многоукладной экономике страны граждане получили право сами решать свои жилищные проблемы и отвечать за свои решения. Восстанавливается частный жилищный сектор, появились не только частные квартиры, но и начали реализовываться частные жилищные программы. Ответственность за комплекс коммунальных услуг несут частные коммунальные предприятия и местная власть.
Коммунальная инфраструктура – важнейший отраслевой комплекс, входящий в жилищно-коммунальное хозяйство и обслуживающий материально-бытовые нужды предприятий и населения. Он включает в себя несколько десятков видов деятельности – электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, канализация, оказание ритуальных услуг, благоустройство местности и территорий и т.д.
Как представляется, есть несколько важных побудительных мотивов для проведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Во-первых, процессы производства и потребления электроэнергии, тепла, воды неразрывны. Городские электросети являются продолжением магистральных и региональных энергетических систем. Теплосети технологически связаны с ТЭЦ. Присоединение к ним систем жилищно-коммунального хозяйства означает создание мощных вертикально интегрированных компаний по всей технологической цепочке – от производства электроэнергии до конечного потребления. Появляется монополия, деятельность которой не только сделает более прибыльным бизнес, но и поставит под контроль значительную часть муниципальной и региональной экономики.
Во-вторых, основные фонды жилищно-коммунального хозяйства – это примерно четверть всего национального имущества России. Кроме того, сектор представляет собой огромный, стабильный рынок. На счетах крупнейших российских банков и компаний скопилось немало свободных денежных средств, нуждающихся в размещении. Деньги должны работать, приносить доход.
В-третьих, миф о жилищно-коммунальном хозяйстве, как о «черной дыре», оказался сильно преувеличенным. Повышение тарифов на услуги сделало свое дело – обеспечило выход на нулевой уровень рентабельности. Более того, аудиторские проверки на предприятиях ЖКХ показывают, что цены их услуг в среднем на 30% превышают экономически обоснованный уровень. Выход на самоокупаемость за счет роста тарифов – это и есть тот реальный резерв получения прибыли частными операторами.
Россия – страна со сложным федеральным устройством. Это в значительной степени усложняет все процессы финансовой и институциональной децентрализации коммунального сектора. Командно-административная вертикаль управления жилищно-коммунального хозяйства из центра демонтирована. Но на ее месте до сих пор не создана адекватная по целям и задачам муниципальная система. При этом смена принципа финансирования данной отрасли и передача значительной части полномочий населению уже произведена. Однако до сих пор сказывается недостаточная проработка регулирующих механизмов, средств контроля исполнения нормативных правовых актов в данной сфере. При этом потребителю по большому счету все равно, кто поставляет ему услуги. Важно, что бы они были качественными и по приемлемым ценам.
Реализация инновационных моделей управления в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает четкое разделение компетенции и ответственности управляющей компании и дочерних и зависимых обществ, полный переход на контрактные отношения между ними. Кроме того, они ориентированы на разделение бизнес-процессов вплоть до исполнителей. Третья составляющая – установка на комплексное сокращение издержек:
- на топливо (снижение удельного расхода и цен закупки, изменение структуры топливного баланса),
- на воду (уменьшение потребления, экономия и технические меры по снижению потерь),
- на энергию (снижение затрат на покупную энергию, потерь электро- и тепловой энергии),
- на материалы (экономия и повторное использование материалов, снижение цен за счет проведения конкурсов, переговоров),
- на ремонты (оптимизация ремонтным программ, проведение конкурсов на подряд, снижение расходов),
- на оплату труда (оптимизация численности персонала, изменение мотивационных схем, премиальных и т.д.).
На управляющей компании лежит ответственность за формирование технической политики, стратегических направлений развития бизнеса, экономики и финансов, привлечение инвесторов, создание и развитие единой системы управления на всех фазах жизненного цикла, организационно-координационная деятельность, обеспечение баланса между экономической целесообразностью, технологией, рисками и стратегией.
Всероссийский мониторинг исполнения региональных программ капитального ремонта
Так же, в основные задачи государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение мониторинга реализации субъектами Российской Федерации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также софинансирование подобных программ. Информация по мониторингу реализации субъектами Российской Федерации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах предоставляется субъектам Российской Федерации на основании Приказа от 2 сентября 2014 г. N 520/пр Министерства строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «О формах мониторинга и отчетности реализации субъектами Российской Федерации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»
В целях обеспечения мониторинга на сайте размещается рейтинг субъектов Российской Федерации по исполнению региональных программ капитального ремонта, а также детализированная информация по исполнению программ в разрезе многоквартирных домов включенных в региональную программу, а также по видам выполняемых и запланированных работ по капитальному ремонту
Для индикации проблем реализации программ капитального ремонта используются индикаторы-«светофоры»: зеленый, желтый и красный цвета.