Минтранс уточнил понятие «срок эксплуатации» для транспорта
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минтранс уточнил понятие «срок эксплуатации» для транспорта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопрос: Согласно пункту 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами (утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177) для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет.
Особенности закупки автобусов для перевозки детей.
В случае закупки новых автобусов казенные и бюджетные учреждения (при закупке за счет субсидий, предоставляемых из бюджета) обязаны руководствоваться Законом № 4-ФЗ, автономные учреждения – Законом № 23-ФЗ.
Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.
По Закону № 23-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.
При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.
Таким образом, при закупке названных транспортных средств учреждениям следует ориентироваться на российских товаропроизводителей.
Что делать, если изменился номер автобуса?
В 2023 году существует возможность заменить номера автобуса (в том числе и по желанию собственника). В этом случае следует внести изменения и в реестр лицензий.
До 31 декабря 2020 года для этого нужно было подать в Ространснадзор:
- уведомление;
- документы, подтверждающие изменения (копия свидетельства о регистрации);
Информация о новых номерах вносилась реестр в течение 3-х рабочих дней.
С 1 января 2021 года для изменения данных в реестре автобуса требуется заявление, содержащее следующую информацию:
- наименование лицензиата;
- номер ИНН;
- номер и дата выдачи лицензии;
- сведения об автобусе, которые нужно изменить;
- способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
- необходимость получения выписки из реестра.
Информация в реестре обновляется в течение 1-го рабочего дня.
Основные требования к автобусу
Согласно требованиям законодательства, у водителя в салоне автобуса должен находиться пакет документов, содержащий:
- лицензию юридического лица (компании–перевозчика), предоставляющую право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров;
- удостоверение водителя категории D;
- полис неограниченного страхования ОСАГО;
- путевой лист;
- справка, свидетельствующая о прохождении водителем медкомиссии;
- диагностическая карта технического осмотра автобуса;
- свидетельство о регистрации транспортного средства с присвоением ему государственных номеров;
- технический паспорт пассажирского автобуса.
В случае нарушения правил дорожного движения при отсутствии одного или нескольких документов из данного перечня к водителю или компании–перевозчику могут быть применены штрафные санкции.
В салоне в общем доступе должна находиться следующая информация:
- наименование и контакты перевозчика;
- ФИО водителя;
- наименование и контакты контролирующего государственного органа;
- указатели места расположения огнетушителей, аварийных выходов, кнопок экстренной остановки автобуса;
- правила пользования транспортным средством.
Водитель должен обладать способностью быстро концентрировать внимание и мгновенно принимать решения в нестандартных условиях. Кроме профессиональных навыков предъявляются также требования в отношении самочувствия шофера в день поездки.
Обязанности водителя, которые необходимо соблюдать в процессе перевозки пассажиров:
- пройти медицинский осмотр перед выездом;
- провести проверку состояния транспортного средства внутри и снаружи, осмотреть шины и убедиться в наличии топлива в баке;
- вести транспортное средство строго по установленному маршруту;
- при остановке, длительность которой превышает 5 минут, выключать двигатель;
- соблюдать все правила дорожного движения;
- выбирать скорость передвижения на основании анализа состояния дороги и погодных условий;
- контролировать посадку и высадку пассажиров с помощью зеркала бокового обзора, прежде чем закрывать двери;
- производить посадку и высадку пассажиров только при полной остановке автобуса.
В целях обеспечения безопасности водитель должен следить за порядком в салоне. Не допускается, чтобы пассажиры прислонялись к дверям транспортного средства, т. к. это может привести к их поломке.
Амортизационные группы
В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.10.30.119 числится в следующих группах:
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
---|---|---|---|
Третья группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно | автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно |
Четвертая группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно | автобусы средние и большие длиной до 12 м включительно |
Пятая группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно | автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 м включительно |
Требования и правила перевозки пассажиров в автобусах 2022
2.1. РАС и Профсоюз в целях повышения эффективности и устойчивости работы организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта будут осуществлять меры, в том числе направленные на принятие необходимых нормативных правовых актов, для решения следующих вопросов:
— реализации Национальных проектов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации Путиным В.В. от 7 мая 2018 г. N 204;
— повсеместного перехода на договорную (контрактную) форму взаимоотношений между транспортными организациями и заказчиками выполнения городских и пригородных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления или уполномоченных ими организаций) в соответствии с приказом Минтранса России от 29 декабря 2018 г. N 482 «Об утверждении типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, и информационных карт типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам» и приказом Минтранса России от 30 мая 2019 г. N 158 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»;
— реализации федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в субъектах РФ и муниципальных образованиях» и соответствующих подзаконных актов;
— создания условий для повышения конкурентоспособности отечественных автоперевозчиков на международном и внутреннем рынках транспортных услуг;
— оказания государственной поддержки автоколоннам войскового типа в части бюджетного финансирования приобретения подвижного состава, предоставления льгот по налогообложению;
— более полной интеграции субъектов автотранспортной деятельности и городского наземного пассажирского транспорта в объединения (ассоциации) на региональном и федеральном уровнях, в том числе в рамках Российского автотранспортного союза;
— заключения региональных и (или) территориальных отраслевых соглашений в субъектах и (или) муниципальных образованиях Российской Федерации между представителями соответствующих органов государственной власти, местного самоуправления, полномочными представителями работодателей на региональном, территориальном уровнях социального партнерства и структурными организациями Профсоюза. В случае отсутствия на региональном или муниципальном уровне социального партнерства отраслевого объединения работодателей, его полномочия может осуществлять соответственно региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей;
— создания отраслевого совета по профессиональным квалификациям по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту; проведения взаимных консультаций при разработке профессиональных стандартов; установления систем оплаты труда в соответствии с дифференциацией размеров должностных окладов, ставок заработной платы по уровням квалификации в отраслевых предприятиях;
— финансового оздоровления организаций и обеспечения их платежеспособности, в первую очередь, по гарантированным расчетам с работниками по заработной плате;
— создания условий для безопасного функционирования автотранспортного комплекса;
— развития Системы добровольной сертификации на автомобильном транспорте;
— повышения безопасности дорожного движения;
— формирования нормативной правовой базы в области регулирования работы автомобильного транспорта и городского наземного пассажирского транспорта;
— разработки и реализации с привлечением ведущих отраслевых учебных заведений системы по обеспечению отрасли профессиональными кадрами, организации практики и трудоустройству выпускников отраслевых учебных заведений, постоянному повышению квалификации и обучения профессиональных кадров, введению взаимного информирования: Учебное заведение — Работодатель;
— предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе, и соответствующего технологического оборудования, трамваев и троллейбусов;
3.1. Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда (сокращенно — МРОТ), принятого в Российской Федерации.
В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в первом абзаце настоящего пункта, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной в первом абзаце настоящего пункта.
В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 настоящего Соглашения.
В субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, в региональных отраслевых соглашениях может предусматриваться дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учетом прожиточного минимума конкретного района.
Ранее установленные в отраслевых организациях минимальные гарантии по оплате труда не подлежат уменьшению в связи с введением настоящего Соглашения.
3.2. Среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.
Инструкция по обоснованию НМЦК для закупок перевозки по 44-ФЗ
10.1. Обеспечение гарантий работникам приватизируемых предприятий осуществляется в соответствии с федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», другими законодательными и нормативными актами.
10.2. При продаже государственного или муниципального имущества на конкурсе стороны принимают меры по включению в условия конкурса следующих положений:
— сохранение не менее 70% рабочих мест;
— переподготовку и (или) повышение квалификации работников;
— сохранение профиля деятельности унитарного предприятия.
10.3. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий.
10.4. Трудовые отношения работников унитарных предприятий после приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий продолжаются с согласия работников и могут быть изменены или прекращены не иначе как в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Внести в социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 января 2017 г. № НА-19-р, изменения согласно приложению к настоящему распоряжению.
Заместитель Министра | Н.А. Асаул |
Требования к водителю автобуса
Допуск к управлению ТС может иметь только ИП или физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с перевозчиком (сведения об этом фиксируются в специальном реестре). Управляя автобусом, водитель должен уметь оперативно принимать решения в различных ситуациях на дороге и обладать хорошей концентрацией внимания. Также перед каждым выходом в рейс должно проверяться самочувствие лица, управляющего ТС.
Законодательство предусматривает ряд требований к водителю автобуса при перевозке пассажиров:
- не отклоняться от установленного маршрута, если того не требуют особые обстоятельства;
- осуществлять высадку и посадку пассажиров строго после полной остановки автотранспорта;
- проходить медицинский осмотр перед каждым выездом;
- учитывать состояние дорожного покрытия и погодных условий при движении;
- глушить двигатель, если остановка превышает 5 минут;
- соблюдать правила в отношении провоза и сбора оплаты льготных категорий граждан;
- следить за порядком в салоне и вежливо общаться с пассажирами;
- проверять техническое состояние ТС перед каждым рейсом;
- соблюдать ПДД;
- осуществлять контроль над посадкой и высадкой пассажиров при помощи бокового зеркала.
Какие потребуются документы?
Перед перевозкой несовершеннолетних детей, необходимо предварительно подготовить следующие документы:
- договор фрахтования, если перевозка осуществляется в его рамках;
Образец договора фрахтования автобуса для перевозки детей
- если автобус или группа автобусов следует по маршруту с продолжительностью в пути более 12 часов, то необходимо присутствие медицинского работника. В этом случае нужно представить документ о его квалификации, подтвердить, что деятельность осуществляется на основании лицензии или копии договора с лечебным учреждением;
- копия уведомления о поездке детей или решения о сопровождении автомобилем ГИБДД. Уведомление подается при осуществлении перевозки детей одним или двумя автобусами в ГИБДД предварительно за два дня до выезда. Если транспортных средств три и более, не позднее, чем за 10 дней;
Бланк уведомления о перевозке детей в ГИБДД
- сведения о водителе и данные его водительского удостоверения;
- списки детей и сопровождающих, с указанием контактных телефонов родителей или законных представителей несовершеннолетних пассажиров, а также сопровождающих их лиц;
- программа маршрута с запланированным временем в пути, местами и временем предполагаемых остановок для отдыха. При организации экскурсионной поездки указываются сведения оператора, предоставляющего туристическую услугу, указываются остановки на посещение запланированных мест;
- при нахождении в пути более трех часов в автобусе должны находиться вода и пищевые продукты, список которых потребуется составить;
- документ о порядке размещения по местам в автобусе детей (исключение составляет поездка по договору фрахтования).
Охрана труда и техника безопасности в школе Пакеты инструкций для школы и ДОУ
Вопрос: Какие требования предъявляются к выбору маршрута школьного автобуса? Какие приказы должны быть в школе на перевозку детей школьным автобусом? Какие нужно разработать приказы для организации перевозки детей в школе и необходим ли акт обследования маршрута школьного автобуса?
Ответ: Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
При разработке маршрута для подвоза обучающихся к школе необходимо учитывать, что транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 км от школы. При этом предельный пешеходный подход к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»)
Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте следования школьного автобуса должно проводиться не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследование).
По результатам обследования дорожных условий производится составление акта маршрута школьного автобуса, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.
При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега. (Методические рекомендации «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» письмо Минобрнауки РФ от 29.07.20014 г. №08-988)
Остановочные пункты по маршруту следования школьного автобуса оборудуются указателями, определяющими место остановки автобуса для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей.
Запрещается открытие маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через:
- нерегулируемые железнодорожные переезды;
- ледовые переправы (приказ Минтранса России от 15 января 2014 года N 7).
При организации перевозки детей школьным автобусом в школе необходимо издать следующие приказы:
- О назначении ответственного за безопасность дорожного движения при перевозке обучающихся школьным автобусом;
- О назначении сопровождающих при перевозке детей школьным автобусом;
- О режиме работы и отдыха водителя школьного автобуса;
- Об утверждении списка детей, подлежащих подвозу;
- О мерах по предупреждению дорожно- транспортных происшествий;
- О назначении лиц, ответственных за техническое состояние, эксплуатацию и выпуск на линию автотранспортных средств.
При посадке и высадке пассажиров из автобуса используются только служебные двери. Кроме них транспортное средство должно быть оборудовано запасным выходом и аварийными люками. Они предназначены для использования, только если во время движения или стоянки возникла опасность для жизни и здоровья пассажиров, например пожар.
Каждая дверь, которая имеется в транспортном средстве, должна с легкостью открываться изнутри. Местонахождение запасного выхода должна быть обозначено надписью — «Запасной выход», а аварийного – «Аварийный выход».
Маломестные автобусы должны иметь минимум двое дверей. В автобусах с большой вместимостью количество выходных дверей должно быть больше. Конкретное их количество зависит от наличия пассажирских мест, которыми оборудовано транспортное средство.
Классификация автобусов по длине
В зависимости от длины корпуса все представленные на современном рынке автобусы делятся на 3 категории:
• малые длиной от 4,5 до 7,5 метра; • средние (их длина варьируется в пределах 8-ми – 9,5 метров); • большие – весьма габаритные транспортные средства длиной от 10-ти до 17-ти метров. Что касается ширины, то она стандартна и составляет не более 2,5 метра.
Класс ТС | Длина кузова, м | 2 первые цифры индекса |
Особо малый | До 5,0 | 22 |
Малый | 6,0 — 7,5 | 32 |
Средний | 8,0 — 9,5 | 42 |
Большой | 10,5 — 12,0 | 52 |
Особо большой | Более 12 | 62 |
Для того чтобы определить, по какому маршруту будет курсировать автобус, важно правильно определить параметры его предназначения.
Городские автобусы должны быть вместительными, чтобы обеспечить не только комфортное расположение пассажиров внутри транспортного средства, но и относительно свободное перемещение внутри салона автобуса. Городские маршруты предполагают частые остановки в черте города, чтобы пассажиры могли выходить и заходить в автобус в определенной точке маршрута. Для этих же целей городские автобусы должны быть оснащены просторными входными группами и небольшими подножками в средней и задней части машины. Кроме этого, в городских моделях низкий пол и просторные накопительные площадки. Также предусмотрены отдельные места для пассажиров с колясками и инвалидов. Городской автобус должен быть оснащен хорошей вентиляцией и отопительным оборудованием, естественным и искусственным освещением.
Лицензия – это официальное разрешение, документ, подтверждающий перевозку физическими и юридическими лицами для внутренних и международных рейсов.
Ее наличие позволяет обеспечить безопасность пассажиров, профессиональную пригодность водителей и соответствие требованиям ТС. Выдается под личный транспорт или арендуемый сроком на 5 лет.
Документ не нужен тем предприятиям, которые:
- выполняют нерегулярные пассажирские перевозки в целях собственных нужд (для доставки работников);
- имеют количество сидячих мест, без учета водительского, меньше восьми по маршрутам внутри страны;
- сдают автобусы в аренду без водителя.
То есть, если договор фрахтования предусматривает участие водителя, то для заказных рейсов должны быть лицензии, подтверждающие правомерность предоставления услуги.
Оформлять лицензию можно лично или же воспользоваться почтовой пересылкой, отправкой онлайн заявки в Ространснадзор. Для этого требуется собрать документы, требуемые согласно ФЗ № 99 от 04.05.2011 г. ст. 13..
Перечень может меняться, что требует уточнения на момент обращения:
- Заявление на открытие лицензии, в котором указывается информация по паспорту.
- Документ, подтверждающий официальную регистрацию ИП или ООО.
- Идентификационный номер.
- Учредительные документы.
- Трудовые книжки водителей со стажем вождения более 3 лет.
- Справка о прохождении медосмотра.
- Данные о наличии помещений для расположения автотранспорта, обслуживания, с сертификатом соответствия установленным нормам.
- Сведения о транспортных средствах, праве их использования (купля-продажа или договор аренды), техпаспорта.
После рассмотрения заявки комиссия может выдать разрешение либо отказать по причинам несоответствия указанных данных, ошибок, что можно оспорить в суде. Если требования не соблюдены, перевозчику придется доказать отсутствие необходимости оформления лицензии.
В противном случае, при остановке инспектором ГИБДД будет оформлен протокол об административной ответственности. Штраф предполагается не только для водителя, но и других ответственных лиц (ст. 14.1.2 КоАП РФ).
Что такое организованная перевозка детей?
Но для начала, четко сформулируем, что же это такое:
Организованная перевозка группы детей — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
Пункт 1.2 ПДД
Это значит, что организованная перевозка — это:
- Поездка в автобусе, который не является маршрутным транспортом.
- В группе 8 и более детей, путешествующих без родителей.
Какие случаи не относятся к организованной перевозке?
- Учитель отправляется с классом на автобусе №12 в цирк — это поездка по маршруту городского транспорта.
- В группе 8 и более детей, в том числе с родителями, а без родителей едут в общем 7 или менее детей.
- В группе 7 и менее детей.