Принятие к учёту своего имущества у ИП, для дальнейшей сдачи в аренду

18.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принятие к учёту своего имущества у ИП, для дальнейшей сдачи в аренду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По новой редакции закона «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, расчетом считается получение и выплата денежных средств наличными деньгами или в безналичном порядке за товары, работы, услуги (абз. 20 ст. 1.1 закона 54-ФЗ), и применение ККТ при осуществлении расчетов обязательно всеми организациями и ИП (п. 1 ст. 1.2 закона 54-ФЗ). Таким образом, при перечислении денежных средств сотруднику в счет внесения арендной платы по договору аренды ТС организация должна пробить кассовый чек.

Аренда авто у ИП без экипажа

При аренде авто у ИП без экипажа налогообложение следующее: налог с дохода и страховые взносы уплачивает сам ИП в рамках своей предпринимательской деятельности.

То же самое относится и к вопросу признания затрат на аренду у арендатора: ситуация аналогична предыдущим рассмотренным случаям. Можно признать экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, а при УСН — входящие в список разрешенных затрат.

Стоит отдельно проговорить момент онлайн-касс. Согласно закону 54-ФЗ чек необходимо пробивать при расчетах между юридическими лицами и ИП в случае расчетов наличными деньгами или банковской картой. Таким образом, при оплате аренды авто предпринимателю наличными или переводом с карты на карту необходимо пробить кассовый чек. Если есть желание избежать использования кассовой техники, необходимо оплачивать аренду безналом — переводом денежных средств с расчетного счета организации-арендатора на расчетный счет предпринимателя-арендодателя.

Сдача в аренду машины индивидуальным предпринимателем

Налогообложение сдачи в аренду автомобиля у ИП происходит следующим образом: предприниматель платит налог с дохода (НДФЛ или налог при УСН) от сдачи автомобиля в аренду согласно своей системе налогообложения (если он применяет ОСНО, то необходимо еще заплатить НДС), а также фиксированные страховые взносы за себя.

Если же заключен договор аренды автомобиля с экипажем — налогообложение меняется лишь при наличии работников. То есть, если водителем выступает сам ИП, выплаты аналогичны выплатам при аренде без экипажа. Если же водителем является работник ИП, то с заработной платы, начисляемой этому работнику, ИП платит все социальные страховые взносы и НДФЛ как работодатель. При этом фиксированные страховые взносы за себя ИП также уплачивает.

В зависимости от обязанностей, прописанных в договоре аренды, ИП-арендодатель может учесть у себя в расходах документально подтвержденные затраты в соответствии со своей системой налогообложения.

Сдача в аренду грузовика

Предпринимательская деятельность, осуществляемая по договорам перевозки, независимо от вида транспортного средства (легкового или грузового) и условий оплаты услуги может быть переведена на уплату ЕНВД (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Но не все владельцы ТС работают на условиях договора перевозки, и порой выгодный заказ найти непросто. Иногда имеет смысл сдать грузовой автомобиль в аренду, причем с экипажем, имеющим права и навыки управления ТС. Предоставление такой услуги регулируется нормами гл. 34 «Аренда» ГК РФ.

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование ТС и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную сумму (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Разница в приведенных формулировках позволяет чиновникам утверждать, что передача в аренду грузового автомобиля с экипажем независимо от вида транспортного средства не относится к предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов, в отношении которой организации и предприниматели могут признаваться плательщиками ЕНВД. Налогообложение данного вида деятельности должно осуществляться в рамках иных режимов налогообложения (Письмо Минфина России от 27.06.2011 N 03-11-06/3/74). Позиция в некоторой степени формальна, но с ней трудно не согласиться, так как переданные в аренду авто могут использоваться арендатором для оказания транспортных услуг в рамках договора перевозки, что дает право арендатору, а не арендодателю перейти на уплату ЕНВД. Применение же данного спецрежима обоими участниками арендных отношений по одним и тем же арендованным (переданным в аренду) ТС, но в части разных видов деятельности нарушает правила гл. 26.3 НК РФ и приводит к двойному налогообложению ТС по договору аренды.

На что указывают судьи?

Арбитражная практика показывает, что в последнее время в судах арендодатели и перевозчики разбираются больше не с тем, в рамках какого режима облагается их деятельность, а с тем, насколько осуществляемая ими деятельность отвечает условиям и предмету заключенных договоров. Налоговикам иногда удается переквалифицировать фактически оказываемые услуги не в пользу перевозчика, обязав его платить налоги по общему режиму или «упрощенке» как лицо, фактически выступающее в роли арендодателя транспортных средств с экипажем.

Как следует из Постановления ФАС ВВО от 12.04.2011 N А79-5610/2010, по условиям договора предприниматель предоставлял услуги по грузовой перевозке заказчика в служебных целях на грузовом автотранспорте и по перевозке персонала (работников), а заказчик обязался принять эти услуги и оплатить их в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Предприниматель не имел возможности лично оказывать услуги по управлению грузовыми транспортными средствами по договорам, поскольку не имел водительского удостоверения категории «Е», позволяющего управлять транспортными средствами, относящимися к грузовым тягачам. Ремонт и техническое обслуживание ТС осуществлял за свой счет заказчик. Перевозку груза на автомобилях, указанных в договорах, осуществляли водители заказчика, которым выписывались путевые листы. При таких обстоятельствах предприниматель не мог принимать груз к перевозке и выдавать его грузополучателю, то есть не оказывал заказчику автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов. Фактически транспортные средства были переданы в аренду заказчику, в связи с чем налогообложение деятельности по передаче в аренду автомобилей должно осуществляться в рамках общего режима, с чем и согласился арбитражный суд.

Читайте также:  Нужно ли платить алименты с продажи квартиры

Приведем пример противоположного решения — Постановление ФАС УО от 14.06.2011 N Ф09-3256/11-С2. Проанализировав ряд договоров, заключенных предпринимателем с несколькими заказчиками, налоговики решили, что фактически были заключены договоры не перевозки, а аренды транспортных средств с экипажем. Полагая, что предпринимательская деятельность по передаче в аренду грузового автомобиля с экипажем не относится к «вмененной» перевозке пассажиров и грузов, ревизоры начислили налоги по общей системе налогообложения, основываясь на том, что предметом договоров, поименованных как договоры об оказании транспортных услуг, обозначено «предоставление транспортных средств во временное пользование», а в ряде платежных поручений контрагенты предпринимателя указали назначение платежа как «оплата аренды транспортных средств».

Суд не согласился с выводами ревизоров, указав на отсутствие в спорных договорах существенных условий договора аренды транспортных средств с экипажем. ТС не передавались во владение арендаторов, акты передачи не составлялись, выбытия транспортного средства из обладания собственника не происходило. В тексте договоров не было указано конкретное транспортное средство, которое может быть использовано для оказания услуг. Транспорт предоставлялся по заявкам контрагентов в зависимости от характеристик груза. Объем оказанных услуг определялся актами выполненных работ. При этом согласно условиям спорных договоров о цене она определялась как определенная денежная сумма за час работы, а не за пользование имуществом. В итоге арбитры признали деятельность предпринимателя отвечающей условиям договора перевозки груза, что позволяло ему уплачивать ЕНВД с данного вида транспортных услуг.

Подобное же решение вынесено в Постановлении ФАС ВВО от 14.06.2011 N А29-7496/2010. Обнаружив, что организация фактически оказывает услуги перевозки, налоговики не только насчитали штраф за неуплату ЕНВД, но и сделали корректировку налоговых обязательств по общему режиму, который применяла организация при оказании партнеру спорных услуг. Ревизоры использовали п. 5 ст. 173 НК РФ, который обязывает уплатить в бюджет НДС лиц, не являющихся плательщиками данного налога, если они по ошибке или по каким-нибудь иным причинам выставили покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. Эти-то суммы НДС налоговики приняли, чего нельзя сказать о налоговом вычете по товарам (работам, услугам), используемым для оказания облагаемых НДС с точки зрения бухгалтера организации услуг. Поскольку деятельность организации в оспариваемом периоде подлежала обложению единым налогом на вмененный доход, суды обоснованно согласились с мнением налогового органа о том, что данные суммы НДС подлежат исключению из состава налоговых вычетов и уплате в бюджет. Таким образом, разрешив начислить налог, ревизоры отказали в праве на вычет, тем самым подставив налогоплательщика под ощутимые штрафные санкции. И это помимо того, что организации пришлось еще начислить и уплатить в бюджет ЕНВД, который она не уплачивала.

Причина доначисления вышеперечисленных налогов все та же — был неправильно определен режим налогообложения. Организация арендовала транспортные средства с экипажем, чтобы оказать услуги по погрузке и перевозке груза. Для этого было арендовано несколько десятков транспортных средств (около 30 ед.), практически весь парк арендодателя, что по идее должно было избавить арендатора от ЕНВД — превышено установленное ограничение по численности ТС. Но, как оказалось, это лишь формальность: в силу договорных обязательств с иными контрагентами арендодатель фактически не имел права на передачу арендатору транспортных средств в указанном выше объеме. При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу, что для оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов налогоплательщик использовал менее 20 транспортных средств. Следовательно, налоговый орган правомерно доначислил единый налог на «вмененке» по данному эпизоду.

Согласитесь, у ревизоров было не так много шансов оспорить применение общего налогового режима. По бумагам организация правомерно уплачивала налоги в рамках данной системы налогообложения. И тем не менее это удалось. Проверяемую организацию от штрафов не спасли ни соглашение об аренде большего числа ТС, чем позволено для «вмененки», ни формулировки заключенного с заказчиком договора, согласно которым компания оказывала посреднические услуги по обеспечению перевозки грузов, а не занималась перевозкой грузов. Факты говорили об обратном. Кто виноват в доначислении налогов? Бухгалтер, а больше всего сотрудники, заключившие договоры, условия которых не соответствовали действительности.

Правила составления контракта

Договор аренды автомобиля регулирует отношения, возникающие между двумя участниками сделки. Поэтому к процессу его составления надо подходить ответственно. В него обязательно вносятся следующие данные:

  • личная и контактная информация об арендодателе и арендаторе;
  • если передается машина компании, то приводятся ее реквизиты, юридический адрес и сведения из регистрационных документов;
  • особенно много внимания уделяется арендным платежам, размер которых зависит от марки и стоимости непосредственного автомобиля;
  • приводятся порядок передачи средств владельцу имущества;
  • средства могут выдаваться ежемесячно, каждую неделю или ежедневно;
  • указывается ответственность арендатора за любые неполадки, возникающие в машине;
  • приводится права и обязанности, появляющиеся у участников соглашения;
  • определяется, кто именно будет заниматься ремонтными работами;
  • указывается, может ли арендатор передавать машину для использования третьим лицам;
  • прописывается, для каких целей будет использоваться авто, так как если оно будет применяться для получения прибыли, то это обязательно отражается в арендном соглашении;
  • вносятся и другие важные пункты для каждого участника сделки.

Если планируется сдача личного автомобиля в аренду на срок, превышающий 12 месяцев, то правильно составленный договор регистрируется. В текст дополнительно вносятся меры ответственности для участников, если они по разным причинам не будут исполнять требования соглашения.

Читайте также:  Заявление на единовременное пособие при рождении ребенка в 2023 году

К иным правилам предоставления автомобиля в аренду относится:

  • арендодатель может потребовать залог, представленный страховкой на тот случай, если возникнут непредвиденные затраты по вине пользователя машины, а при этом он откажется добровольно возмещать расходы;
  • штрафы ГИБДД должны уплачиваться только водителем, а если квитанция на оплату придется уже после возврата машины, то придется через суд взыскивать средства, поэтому в договоре следует учитывать этот момент;
  • если арендатор по разным причинам в установленные сроки не будет перечислять средства за автомобиль, то происходит досрочное расторжение соглашения в одностороннем порядке, при котором имущество возвращается владельцу, а залог применяется в форме оплаты за просроченный платеж;
  • мелкий ремонт выполняется арендатором, а если при возвращении машины выявит владелец разные царапины или иные проблемы, то пользователь должен будет возместить урон;
  • страховка ОСАГО может оформляться как арендодателем, так и арендатором;
  • нередко по договору требуется от арендатора покупка полиса КАСКО.

Все вышеуказанные условия обязательно вносятся в договор, что позволяет автовладельцу обезопасить себя от многочисленных непредвиденных расходов.

Как арендовать автомобиль у физического лица с учетом бухгалтерского и налогового учетов

Имущество, арендуемое у физических лиц, не может быть признано амортизируемым. Физические лица, сдающие в аренду принадлежащие им на праве собственности автомобили, производить начисление амортизации на принадлежащие им автотранспортные средства не вправе, поскольку автомобиль не является у них средством труда, непосредственно используемым ими в период осуществления предпринимательской деятельности.

Однако затраты на текущий ремонт автомобиля, взятого в аренду у физлица, признаются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Заметим, что затраты на ГСМ по арендуемому автомобилю также уменьшают доходы для целей налогообложения. Напомним, что расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Регистрация автомобиля на ИП — для водителя грузового транспорта

Автомобиль давно стал частью быта современного человека. Это уже не предмет роскоши, а средство передвижения, без которого сложно обойтись. Сегодня машина есть почти у каждого жители большого города. Транспортное средство позволяет существенно экономить время. Она наделяет мобильностью и дает возможность успеть везде, куда планировал попасть человек.

Автомобиль нужен не только в свободное время. Деятельность большинства фирм предполагает перемещение между различными объектами и визиты к клиентам. По этой причине, решив создать собственный бизнес, предприниматель должен заранее задуматься о необходимости приобретения автомобиля.

Как и остальные транспортные средства, машина, которая принадлежит компании, должна быть оформлена официально. Без выполнения действия не получится использовать транспортное средство.

Регистрация автомобиля на ИП отличается от привычной процедуры, которую обязан выполнить человек, имеющий статус физического лица. Чтобы соблюсти все особенности, необходимо заранее изучить ряд правил, которые требуется учесть в процессе осуществления операции.

Первый шаг, которые необходимо выполнить перед покупкой автомобиля, — определиться с целью его использования. Действие необходимо осуществить перед приобретением транспортного средства. Не все компании нуждаются в машине. Выбор правильный цели позволит существенно сэкономить на налогах.

Компенсация за использование личного имущества

Еще одним видом оплаты пользования автомобилем сотрудника является компенсация за аренду автомобиля у сотрудника — налогообложение опишем далее. Выплата компенсации регулируется ст. 188 ТК РФ. Для ее правомочности надо заключить письменное соглашение между работником и работодателем в виде дополнительного соглашения к трудовому договору. Компенсация может выплачиваться лишь работнику — собственнику авто, в чьи должностные обязанности входит перемещение транспортом.

Директор издает приказ о выплате компенсации, где указан ее размер. Под компенсацией подразумевается материальное возмещение износа машины и расходов, связанных с эксплуатацией авто. Размер компенсации законодательством не ограничен, но, назначая сумму, стоит исходить из соображений здравого смысла: учитывать степень износа транспорта и частоту его использования. Компенсацию можно выплачивать только при документальном подтверждении того факта, что авто использовалось в служебных целях, а не в личных. Таким подтверждением может служить путевой лист.

Компенсация за использование личного транспорта не облагается НДФЛ и страховыми взносами (письмо Минфина РФ от 23.01.2018 № 03-04-05/3235).

Компенсацию можно включить в расходы по ОСНО и УСН (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) в пределах, установленных законодательно: в зависимости от объема двигателя норма будет 1200 рублей в месяц (меньше 2000 куб. см) и 1500 рублей в месяц (свыше 2000 куб. см). Компенсация сверх указанных лимитов в расходах по налогу на прибыль и УСН не учитывается.

Как происходит налогообложение таких сделок

Налогообложение при аренде автомобиля у ИП с экипажем или без такового, так же как и у ООО, производится на общих основания. Арендодатель, обязан включить полученные средства в базу для начисления налогов. Арендатор уплаченные суммы вносит в расходы и, естественно, налогов с них не платит.

Читайте подробнее о том, как начисляются налоги при аренде автомобиля организацией у своего сотрудника.

Особых правил для оформления договоренностей о сдаче в наем автомобильного транспорта между двумя ИП, двумя ООО, между ИП и ООО, а также между ИП или ООО и физическими лицами законодательство России не устанавливает. Единственным требованием является обязательное оформление соглашения в письменной форме, в соответствии с правилами оформления таких документов.

Сдача авто в аренду под такси как бизнес

Суть бизнеса проста: у вас есть лишний автомобиль, сами «таксовать» вы не планируете, а вот найти на эту машину водителя и отдать ему транспорт в аренду — разумная идея.

Такой подход — это, по большому счету, даже не бизнес, а способ пассивного дохода. В бизнес это превращается, когда предприниматель специально для этого приобретает одну или несколько машин и затем сдает их в аренду. В ситуации, когда вы сдаете в аренду уже имеющийся автомобиль, риски невелики — машина уже есть и в случае, если дело не пойдет, автомобиль просто продолжит простаивать до продаж. В случае приобретения авто специально под такой бизнес потери сразу становятся ощутимыми. Сразу после выезда из салона машина теряет 10% стоимости и ещё столько же — за первый год, даже если все это время она просто стоит на парковке.

Читайте также:  Порядок выхода из СНТ и юридические последствия этого

Чтобы понимать, как это выглядит в деньгах, возьмем нижний порог цены на три самых популярных модели для такси. Renault Logan — для эконом-варианта, Skoda Rapid — для среднего класса и условный премиум — Toyota Camry. Первый автомобиль в минимальной комплектации стоит 570 тыс. руб., второй — 790 тыс. руб, третий — 1 580 тыс. руб.. Таким образом, купив и сразу не запустив машины в оборот, предприниматель теряет 60‒150 тыс. рублей — те самые 10% цены нового авто. И это не считая проблем с покупкой, оформлением и возможной последующей продажей.

Первое правило для тех, кто планирует не просто приработок от простаивающей семейной машины, а настоящий бизнес на аренде автомобилей под такси — всю подготовительную работу нужно провести ещё до приобретения машин. Чтобы расходы на приобретение быстро окупились, сразу после выезда из автосалона и регистрации в ГИБДД на авто уже должен сесть водитель и отправиться зарабатывать вам деньги.

Разрешение на перевозки

Для того, чтобы сдавать машину в такси, необходимо оформить разрешение на пассажирские перевозки. Для этого автомобилю понадобится пройти по классификатору для работы по заказам онлайн-сервисов.

Москва и МО имеют определённые требования по цвету машины. В Москве цвет такси должен быть жёлтым, а в Московской области – белым. Это условие также обязательно для получения разрешения на пассажирские перевозки.

Срок оформления лицензии составит 10-12 дней, средняя стоимость 3.000-5.000 рублей. Срок действия разрешения составляет 5 лет. Действительность документа можно с лёгкостью узнать в реестре.

Не верьте сомнительным предложениям о выдаче разрешения за 1-2 дня, это мошенники, которые хотят обогатиться за счёт незнания водителей.

Разумеется, настоящий бизнес-план выглядит намного более красочно, в нем, как правило, представлены графики, демонстрирующие динамику развития бизнеса не за один год и пр. Однако для того, чтобы базово ответить на вопрос, можно ли сдавать машину в аренду и получать при этом прибыль (и какую), достаточно более простых и непространных вычислений:

  • Средняя по стране ставка аренды на иномарки среднего класса – 500 рублей за смену (12 часов). В Москве такие цены доходят до 2000 рублей за смену.
  • При двухсменном графике владелец ТС вправе рассчитывать на 1000 рублей (в Москве – на 4–5 тысяч рублей).

Подразумевается, что водитель самостоятельно будет оплачивать бензин. Однако расходы на замену масла, а также покрышек уже ложатся на собственника, то есть, вас.

  • Услуги онлайн отслеживания автотранспортного средства сейчас доходят до 150 рублей в сутки (с учетом того, сколько нужно заплатить за годовой абонемент).
  • Взаимодействие с агрегаторами – бесплатно. (Это они, подчас, больше заинтересованы в вас, чем вы в них).
  • Договариваться нужно так, чтобы водитель также нес ответственность за наносимые машине повреждения (по его вине или нет). Например, стоит договориться об оплате расходов на ремонт в пределах страховой франшизы – 50/50. В бизнес-план, при этом, стоит заложить нормативную величину – 250–260 рублей в сутки.

Итого, в среднем «по больнице» имеем (в пересчете на сутки):

  • Выручка – 1000 рублей (минимум).
  • Контроль (отслеживание) ТС – 150 рублей.
  • Нормативный расход на ремонтные мероприятия в пределах франшизы – 260 рублей.

Валовая прибыль = 1000 – (150 + 260) = 590 рублей (в сутки с легкового автомобиля). Если машина в собственности – это ваша прибыль, с которой вы платите налоги. Если в кредите, то из получившихся 590–600 рублей следует вычесть еще и разнесенный на сутки платеж банку.

Документы для постановки на учет автомобиля юридическим лицом

Для налоговой всё просто: если нужна машина, чтобы на ней развозить товар — вопросов нет, можно оформлять автомобиль на ИП. Если для бизнеса машина не нужна — например, у ИП ногтевая студия, то нужно покупать на физлицо.

На практике автомобиль часто оформляют на ИП, чтобы вписать его в расходы и уменьшить налог: платишь за обслуживание машины, но платишь меньше налогов.

Статья 346.16 — что ИП на упрощенке 15% могут включить в расходы

Это подходит для предпринимателей на основной системе налогообложения или на упрощенке 15%. По закону налог платится с доходов, из которых вычли расходы. Автомобиль, который используется, чтобы получать прибыль, относится к расходам.

Статья 247 НК — о налоге, который платится с прибыли

ИП на патенте или УСН 6% не могут уменьшить налог на расходы, поэтому им лучше оформлять автомобиль на физлицо — для этого подойдет обычный договор купли-продажи. Такой способ проще: не нужно оформлять путевые листы и доказывать налоговой, что ИП использует автомобиль для предпринимательской деятельности.

Постановка машины на учет в ГИБДД

Постановка автомобиля на учет в ГИБДД производится по стандартным правилам, действующим для физических лиц. Место подачи документов и проведения процедуры постановки на учет – отделение МРЭО ГИБДД. Записаться на прием можно дистанционно, с помощью сайта Госуслуги, либо в порядке живой очереди.

Этапы оформления:

  • написание заявления на регистрацию ТС по образцу, выданному в МРЭО. Предоставление инспектору полного пакета документов;
  • оплата госпошлины;
  • предоставление транспортного средства на осмотр;
  • завершение оформления, получение ПТС и СТС с внесенными новыми регистрационными данными.

Необходимые документы:

  1. Паспорт технического средства (ПТС).
  2. Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС).
  3. Заявление от владельца.
  4. Оплаченные квитанции госпошлины.
  5. При наличии изменений в конструкции авто – документы, подтверждающие правомерность и безопасность проведенных действий.


Похожие записи: