Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.
Административная ответственность за санитарное правонарушение
Это наиболее распространенный вид ответственности, применяемый на практике.
Закрепляется главой 6 КоАП РФ — в области здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включает следующие статьи: 6.3, 6.4-6.7, 6.35 за такие виды нарушений, как:
- 3 – правила в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- 4 – эксплуатация жилых и иных помещений и транспорта;
- 5 – требования к питьевой воде;
- 6 – организация питания в специальных местах (столовые, кафе и т.д.);
- 7 – условия отдыха и оздоровления детей, их обучение и воспитание;
- 35 – обращение с отходами производства и потребления.
Возможно получить и уголовное наказание
За каждое нарушение гигиенических требований определяется мера ответственности и сумма штрафа, предусмотренная КоАП. Согласно нормам и правилам Роспотребнадзора на предпринимателя возлагается полная ответственность за нарушение СанПиН. При определении наказания за такие нарушения учитывается тяжесть последствий.
За несоблюдение СанПиН индивидуальные предприниматели могут привлекаться не только к административной, но и уголовной ответственности. В таком случае срок лишения свободы может составлять от 2 до 5 лет.
Несоблюдение СанПиН может привести к негативным последствиям в деятельности ИП, в том числе к невозможному ведению бизнеса в дальнейшем. Поэтому при открытии своего дела необходимо уделять должное внимание действующим санитарным нормам и правилам во избежание их нарушения. Соблюдение СанПиН и федерального законодательства— одно из основных условий успешного ведения деятельности и избегания значительных затрат, которые приходится нести в случае наложения взыскания.
Бухгалтерский и налоговый учет штрафных санкций за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
Административные штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологических правил не являются налоговыми платежами, а потому, по нашему мнению, должны отражаться в бухгалтерском учете организаций следующим образом:
дебет счета 99 «Прибыли и убытки» кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму начисленных штрафов;
дебет счета 76 кредит счета 51 «Расчетные счета» — на сумму перечисленных штрафов.
Для целей налогообложения прибыли административные штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологических правил на учитываются: в соответствии с п.2 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.
Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований
Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также должностные лица, обязанные соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, при их нарушении, могут быть подвергнуты административному наказанию. Общая норма об ответственности за несоблюдение санитарных требований или невыполнение обязательных норм содержится в ст. 6.3. КоАП РФ. Статья предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или приостановления деятельности до 90 суток. Срок приостановления деятельности может быть уменьшен после устранения нарушений, из-за которых, собственно, лицо и было привлечено к ответственности.
Для отдельных видов правонарушений, связанных с повышенной угрозой здоровью человека, законодателем разработаны специальные нормы. К ним относятся нарушения обязательных требований:
- эксплуатации жилых помещений, сооружений и транспорта;
- к питьевой воде;
- к условиям воспитания, обучения, оздоровления детей.
При рассмотрении административных дел лицам, нарушившим санитарные нормы, важно помнить, что наличие только вины не является поводом для привлечения к ответственности. Лицо подвергается административному наказанию в том случае, если у него имелась фактическая и юридическая возможность избежать правонарушения.
Взыскание за нарушение санитарного законодательства — виды, правовые нормы
Российское правовое поле предусматривает значительные санкции за нарушение санитарного законодательства. Поэтому следует изначально определить меры ответственности за совершение подобных проступков и преступлений. Так, виды взысканий за нарушение санитарного законодательства могут быть следующими:
- Дисциплинарное взыскание за санитарное правонарушение налагается непосредственно на виновного в его совершении сотрудника предприятия. При этом законодательство строго определяет перечень допустимых дисциплинарных взысканий в нормативах Трудового кодекса.
- Административное взыскание может налагаться как на отдельного сотрудника, так и на предприятие в целом, и чаще всего оно выражается в виде непосредственно денежного административного штрафа.
- Уголовное взыскание предполагает исключительно применение его к определенным виновным в нарушении санитарного законодательства физическим лицам и не применяется к предприятиям.
- Гражданско-правовая ответственность затрагивает вопросы возмещения ущерба, нанесенного пострадавшим лицам из-за санитарного нарушения.
Нюансы для физических и юридических лиц
Говоря об особенностях в случае с физическими и юридическими лицами, то они заключаются в различных мерах ответственности.
К примеру, физические лица, которые не являются частными предпринимателями, должны будут уплатить штраф, который не превышает 2 тысяч рублей. В случае серьезно нарушения, то их можно привлечь к исправительным работам.
При этом, должностные лица могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.
Для компании в целом выявленное нарушение может повлечь за собой остановку деятельности на определенный срок.
Одновременно с этим нужно помнить о возможности подать апелляцию на вынесенное Постановление о нарушении. Ее можно подать:
- руководству контролирующего органа;
- либо же в суд.
Вне зависимости от того, куда именно было подано ходатайство, его должны рассмотреть и принять по ней соответствующее решение — отменить Постановление либо законным.
В последнем случае нужно будет оплатить штраф в полном или частичном объеме (в зависимости от принятого решения).
Напоследок можно сказать — уполномоченный контролирующий орган на территории России жестко контролирует соблюдение санитарных, эпидемиологических и гигиенических норм.
В том случае если в ходе проверки были выявлены нарушения, то в зависимости от конкретной ситуации может быть административная либо уголовная ответственность.
Одновременно с этим допускается возможность обжаловать решение в 10-дневный срок с момента его принятия.
Для этого достаточно подать ходатайство в суд либо руководству контролирующей организации.
: предпринимателей штрафуют за нарушение санитарного законодательства
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Игнорирование требований Роспотребнадзора о предоставлении сведений, которые дают право на проведение верной проверки либо же дача заведомо ложной или искаженной информации Предупреждение или штраф на сумму, не превышающую 300 рублей Административное взыскание до 500 рублей Взыскание на суму до 5 тысяч рублей Игнорирование эпидемиологической или иной нормы, что стало причиной отравления В зависимости от конкретной ситуации предусматривается:
- штраф до 100 тысяч рублей;
- исправительные работы;
- либо остановка предпринимательской деятельности до 3 месяцев и более
Также Также В случае продажи продукции либо предоставления услуг ненадлежащего качества, предусматривается Штраф до 2 тысяч рублей Взыскание до 10 тысяч рублей В случае с частными предпринимателями — до 10 тысяч рублей, с юридическими лицами — до 30 тыс. руб.
Виды ответственности за нарушения санитарного законодательства устанавливает Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Виды ответственности за нарушение санитарного законодательства:
1. Дисциплинарная ответственность (выговор, денежные ограничения, увольнение и т. д.).
2. Административная ответственность (предупреждение, штраф).
3. Уголовная ответственность (статья 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил»).
Отдельным абзацем в законе обозначена гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Применение Федерального закона № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в деятельности Роспотребнадзора.
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения.
Статья 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения
Статья 7.2, часть 2. Уничтожение специальных знаков.
Статья 7.8, часть 2. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации.
Статья 8.6. Порча земель.
Нюансы для физических и юридических лиц
Говоря об особенностях в случае с физическими и юридическими лицами, то они заключаются в различных мерах ответственности.
К примеру, физические лица, которые не являются частными предпринимателями, должны будут уплатить штраф, который не превышает 2 тысяч рублей. В случае серьезно нарушения, то их можно привлечь к исправительным работам.
При этом, должностные лица могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.
Для компании в целом выявленное нарушение может повлечь за собой остановку деятельности на определенный срок.
Одновременно с этим нужно помнить о возможности подать апелляцию на вынесенное Постановление о нарушении. Ее можно подать:
- руководству контролирующего органа;
- либо же в суд.
Вне зависимости от того, куда именно было подано ходатайство, его должны рассмотреть и принять по ней соответствующее решение — отменить Постановление либо законным.
В последнем случае нужно будет оплатить штраф в полном или частичном объеме (в зависимости от принятого решения).
Напоследок можно сказать — уполномоченный контролирующий орган на территории России жестко контролирует соблюдение санитарных, эпидемиологических и гигиенических норм.
В том случае если в ходе проверки были выявлены нарушения, то в зависимости от конкретной ситуации может быть административная либо уголовная ответственность.
Одновременно с этим допускается возможность обжаловать решение в 10-дневный срок с момента его принятия.
Для этого достаточно подать ходатайство в суд либо руководству контролирующей организации.
: предпринимателей штрафуют за нарушение санитарного законодательства
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Игнорирование требований Роспотребнадзора о предоставлении сведений, которые дают право на проведение верной проверки либо же дача заведомо ложной или искаженной информации Предупреждение или штраф на сумму, не превышающую 300 рублей Административное взыскание до 500 рублей Взыскание на суму до 5 тысяч рублей Игнорирование эпидемиологической или иной нормы, что стало причиной отравления В зависимости от конкретной ситуации предусматривается:
- штраф до 100 тысяч рублей;
- исправительные работы;
- либо остановка предпринимательской деятельности до 3 месяцев и более
Также в случае продажи продукции либо предоставления услуг ненадлежащего качества, предусматривается Штраф до 2 тысяч рублей Взыскание до 10 тысяч рублей В случае с частными предпринимателями — до 10 тысяч рублей, с юридическими лицами — до 30 тыс. руб.
Ответственность за нарушение обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей на предприятиях общественного питания
Ответственность за нарушение обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наступает согласно статьи 6.3. Кодекса об Административных правонарушениях «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий,
-влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нормативно-правовая база санитарно-эпидемиологических требований при организации общественного питания базируется в частности на Санитарно-эпидемиологические правилах СП 2.3.6.1079-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья” (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г., согласно которых:
Руководитель организации обеспечивает:
– наличие на каждом предприятии настоящих санитарных правил;
– выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия;
– должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них;
– организацию производственного и лабораторного контроля;
– необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;
– прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;
– наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
– своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;
– организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;
– выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;
– наличие санитарного журнала установленной формы;
– ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания, журнал контроля качества фритюрных жиров и
– условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами;
– организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды;
– исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования предприятия;
– наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;
– проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
– наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;
– организацию санитарно-просветительной работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.
Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор (Роспотребнадзор), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 6.4 – 6.7, 6.24, 6.25, частью 2 статьи 7.2 Кодекса об Административных правонарушенияях (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), статьей 8.2, статьей 8.5 Кодекса об Административных правонарушениях (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.42, частями 8 и 9 статьи 9.22, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 – 14.46, частями 1 – 4 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об Административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса об Административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа:
-должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, – об
административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.27, 6.33, частью 8 статьи 13.15, статьями 14.4, 14.10, 14.15.2, 14.15.3, частью 2.2 статьи 14.16, частями 1 и 5 статьи 14.34, частью 3 статьи 14.43 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции), частью 5 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции), статьей 15.12, частью 1 статьи 18.17 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушения допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации), частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.33 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса;
должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 8 статьи 13.15, статьей 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.2, 14.18, частью 3 статьи 14.43 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частью 5 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частями 3 и 4 статьи 15.12, статьей 15.13, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.33 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса.
Виды ответственности за санитарные правонарушения
За нарушение прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством РФ:
· ст. 43 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»
· ст. 55 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Дисциплинарная ответственностьподразумевает наложение на должностных лиц и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарные правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.
В порядке административной ответственностиза совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя.
Ответственность за нарушение санитарного законодательства
В соответствии с законодательством РФ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения».
Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо подлежит исполнению юридическим лицом, совершившим нарушение санитарного законодательства, не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее чем через 15 дней со дня уведомления в письменной форме об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. По истечении указанных сроков и при отказе от добровольного исполнения постановления о наложении штрафа принудительное исполнение указанного постановления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с федеральным законодательством.
Предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели несут ответственность за несоблюдение других видов законодательства, ведущее место среди которых занимает законодательство о налогах и сборах.
Ответственность за санитарные правонарушения
В законодательстве Российской Федерации установлен перечень лиц, которые могут понести ответственность за нарушение санитарных правил и норм. Таким образом, под наказание могут попасть не все, а исключительно ограниченный перечень граждан. В особенности, в него входят должностные лица, которые относятся к основному кругу людей, подлежащему наказанию.
Администрация в праве потребовать от работника объяснение своего проступка в письменной форме. Если сотрудник отказывается, в акте фиксируется данный отказ.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную среду, окружающую его. В связи с этим, санитарное правонарушение может повлечь за собой дисциплинарную, уголовную или административную ответственность. Остановимся на последней.
Российское правовое поле предусматривает значительные санкции за нарушение санитарного законодательства. Поэтому следует изначально определить меры ответственности за совершение подобных проступков и преступлений. Так, виды взысканий за нарушение санитарного законодательства могут быть следующими:
- Дисциплинарное взыскание за санитарное правонарушение налагается непосредственно на виновного в его совершении сотрудника предприятия. При этом законодательство строго определяет перечень допустимых дисциплинарных взысканий в нормативах Трудового кодекса.
- Административное взыскание может налагаться как на отдельного сотрудника, так и на предприятие в целом, и чаще всего оно выражается в виде непосредственно денежного административного штрафа.
- Уголовное взыскание предполагает исключительно применение его к определенным виновным в нарушении санитарного законодательства физическим лицам и не применяется к предприятиям.
- Гражданско-правовая ответственность затрагивает вопросы возмещения ущерба, нанесенного пострадавшим лицам из-за санитарного нарушения.
Гражданско-правовое наказание имеет под собою наказание за причинённый ущерб лицу, имуществу физического и юридического лицу в сфере санитарных норм. Ущерб в обязательно возмещается согласно законам России.