Примеры расчета налогов, взносов, отчислений с 01.01.2023 года

09.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Примеры расчета налогов, взносов, отчислений с 01.01.2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На общеустановленном порядке налогообложения, по итогу отчетного периода, бухгалтер организации собирает финансовую и бухгалтерскую отчетность, на основании которой необходимо предоставить декларацию в УГД о доходах и расходах. Далее, организация определяет свою прибыль и оплачивает КПН.

Как производятся уплата и исчисление

Расчет социального налога производится следующим образом:

налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект

Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».

Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.

Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.

Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.

История ставок МРП с 2012 по 2022 год

Месячный расчетный показатель (МРП) Основание
МРП с 1 января 2022 года — 3 063 тенге Установлены Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» от 2 декабря 2021 года № 77-VII
МРП с 1 января 2021 года — 2 917 тенге Установлены Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы» от 2 декабря 2020 года № 379-VI
МРП с 1 апреля 2020 года — 2 778 тенге Установлены Указом Президента Республики Казахстан «Об уточненном республиканском бюджете на 2020 год» от 8 апреля 2020 года № 299
МРП с 1 января 2020 года — 2 651 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2020 — 2022 годы» от 4 декабря 2019 года № 276-VI
МРП с 1 января 2019 года — 2 525 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2019 — 2021 годы» от 30 ноября 2018 года № 197-VI
МРП с 1 января 2018 года — 2 405 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2018 — 2020 годы» от 30 ноября 2017 года № 113-VI
МРП с 1 января 2017 года — 2 269 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2017 — 2019 годы» от 29 ноября 2016 года № 25-VI
МРП с 1 января 2016 года — 2 121 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2016 — 2018 годы» от 30 ноября 2015 года № 426-V
МРП с 1 января 2015 года — 1 982 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» от 28 ноября 2014 года № 259-V
МРП с 1 января 2014 года — 1 852 тенге Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2014-2016 годы» от 03.12.13 г. № 148-V
МРП с 1 января 2013 года — 1 731 тенге Установлены Законом РК от 23 ноября 2012 года № 54-V «О республиканском бюджете на 2013 — 2015 годы»
МРП с 1 января 2012 года — 1 618 тенге Установлены Законом РК от 24 ноября 2011 года № 496-IV «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы»

История ставок МРП с 2000 по 2023 год

Минимальная заработная плата (МЗП) Основание
МЗП с 1 января 2023 года — 70 000 тенге Установлен Законом РК «О республиканском бюджете на 2023 — 2025 годы»
МЗП с 1 января 2022 года — 60 000 тенге Установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2022 – 2024 годы»
МЗП с 1 января 2021 года — 42 500 тенге Установлен Законом от 2 декабря 2020 года № 379-VI Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2021 – 2023 годы»
МЗП с 1 января 2020 года — 42 500 тенге Установлен Законом от 4 декабря 2019 года № 276-VI «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы»
МЗП с 1 января 2019 года — 42 500 тенге Установлен Законом от 30 ноября 2018 года № 197-VI «О республиканском бюджете на 2019-2021 год»
МЗП с 1 января 2018 года — 28 284 тенге Установлен Законом от 30 ноября 2016 года № 113-VI «О республиканском бюджете на 2018-2020 годы»
МЗП с 1 января 2017 года — 24 459 тенге Установлен Законом от 29 ноября 2016 года № 25-VI «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы»
МЗП с 1 января 2016 года — 22 859 тенге Установлен Законом Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 426-V «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы»
МЗП с 1 января 2015 года — 21 364 тенге Установлен Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 259-V «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы»
МЗП с 1 января 2014 года — 19 966 тенге Установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2014 — 2016 годы»
МЗП с 1 января 2013 года — 18 660 тенге Установлен Законом РК от23 ноября 2012 года № 54-V «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы»
МЗП с 1 января 2012 года — 17 439 тенге Установлен Законом РК от 24 ноября 2011 года № 496-IV «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы»
МЗП с 1 января 2011 года — 15 999 тенге Установлен Законом РК от 29 ноября 2010 года № 357-IV «О республиканском бюджете на 2011-2013 годы»
МЗП с 1 января 2010 года — 14 952 тенге Установлен Законом РК от 07 декабря 2009 года № 219-IV «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы»
МЗП с 1 января 2009 года — 13 470 тенге Установлен Законом РК от 4 декабря 2008 года № 96-IV ЗРК «О республиканском бюджете на 2009-2011 годы»
МЗП с 1 января 2008 года — 10 515 тенге; МЗП с 1 июля 2008 года — 12 025 тенге Установлен Законом РК от 6 декабря 2007 года № 8-IV «О республиканском бюджете на 2008 год»
МЗП с 1 января 2007 года — 9 752 тенге Установлен Законом РК от 8 декабря 2006 года № 194-III «О республиканском бюджете на 2007 год»
МЗП с 1 января 2006 года — 9 200 тенге Установлен Законом РК от 22.11.05 г. № 88-III «О республиканском бюджете на 2006 год»
МЗП с 1 января 2005 года — 7 000 тенге МЗП с 1 июля 2005 года — 9 200 тенге Установлен Законом РК от 02.12.04 г. № 3-III «О республиканском бюджете на 2005 год»
МЗП с 1 января 2004 года — 6 600 тенге Установлен Законом РК от 05.12.03 г. № 505-II «О республиканском бюджете на 2004 год»
МЗП с 1 января 2003 года — 5 000 тенге Установлен Законом РК от 12.12.02 г. № 362-II «О республиканском бюджете на 2003 год»
МЗП с 1 января 2002 года — 4 181 тенге Установлен Законом РК от 15.12.01 г. № 273-II «О республиканском бюджете на 2002 год»
МЗП с 1 января 2001 года — 3 484 тенге Установлен Законом РК от 22.12.00 г. № 131-II «О республиканском бюджете на 2001 год»
МЗП с 1 января 2000 года — 2 680 тенге Установлен Законом РК от 11.11.99 г. № 473-I «О республиканском бюджете на 2000 год»
Читайте также:  Как пережить развод с женой: 16 советов психолога, которые тебе помогут

Пособие по потере кормильца

Размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца зависят от количества иждивенцев умершего, а также от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Сейчас действуют такие размеры пособий:

  • при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 0,86 ПМ (32 155 тенге);
  • при наличии двух – 1,49 ПМ (55 710 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии трёх – 1,85 ПМ (69 170 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии четырёх – 1,96 ПМ (73 283 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии пяти – 2,03 ПМ (75 900 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 2,11 ПМ (78 891 тенге).

В связи с увеличением величины прожиточного минимума размеры государственных социальных пособий по потере кормильца будут повышены на 8,5% и с 1 января 2023 года составят:

  • при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 34 888 тенге;
  • при наличии двух – 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии трёх – 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии четырёх – 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии пяти – 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 85 597 тенге.

«Зарплатные» налоги и социальные платежи в 2021 году

Социальные отчисления перечисляются ежемесячно, как за работника, так и для ИП в свою пользу (за себя).

За 1-й месяц, не позже 15 числа 2-го месяца, за 2-й месяц, не позже 15 числа 3-го месяца и т.д.

Пункт 7 главы 3 постановления «Об утверждении правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

7. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

[свернуть]

Данные о суммах уплаченных социальных отчислений отображаются в

  • форме 200, каждый квартал;
  • исключение — ИП на упрощенке, которые указывают эти данные в форме 910 (как за себя, так и за работника);
  • а также ИП по патенту — в форме 911 (за себя, работников у него быть не может).

Сроки сдачи налоговой отчетности для ИП на упрощенке, ИП по патенту смотрите по соответствующим ссылкам.

Все остальные сдают форму 200 ежеквартально:

  • за 1 квартал 2021 года — до 15 мая 2021 года;
  • за 2 квартал 2021 года — до 15 августа 2021 года;
  • за 3 квартал 2021 года — до 15 ноября 2021 года;
  • за 4 квартал 2021 года — до 15 февраля 2022 года.

Рассмотрим на нескольких примерах как в 2021 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.

Выдержки из всех НПА так или иначе связанных с корректировкой дохода 90%:

Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных
пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов
в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним:

6. Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов:

3) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27), 48) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а также подпунктами 42), 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода).

При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

Правила осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов

9. При осуществлении обязательных профессиональных пенсионных взносов не учитываются следующие виды выплат, указанных в:

….

2) пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса.

Правила и сроки исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним

5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:

….

2) пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 17), подпунктах 19), 20), 21), 27) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса;

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об обязательном социальном медицинском страховании

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2019 г.

Статья 29. Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов

4. Отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются со следующих выплат и доходов:

….

2) доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

Налоговый кодекс Республики Казахстан.Статья 484. Объект налогообложения.

3. Из объекта налогообложения исключаются:

3) доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 настоящего Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса, а также доходов, установленных в подпункте 53) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса в части доходов работников, являющихся гражданами Республики Казахстан;

Вместе с тем, следует учесть, что в ряде этих НПА предстоят изменения.

На Блог-платформе Министра национальной экономики опубликован ответ на эту тему: https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/529742#answers.
В ответе говорится что: «По вопросу исчисления социальных отчислений, пенсионных взносов, а также обязательных профессиональных пенсионных взносов В настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения разработан проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан», который находится на согласовании с заинтересованными государственными органами. Данным проектом вносятся изменения в постановления Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 года № 683 «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним» и 18 октября 2013 года № 1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним», которыми предусмотрены поправки касательно того, что социальные отчисления в Фонд уплачиваются, а обязательные пенсионные взносы и обязательные профессиональные пенсионные взносы удерживаются с доходов, установленных подпунктом 49) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а с 2020 года подпунктом 52) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса. По вопросу исчисления ОСМС Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования имеют лица, за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов в фонд, а также освобожденные от уплаты взносов в фонд в соответствии с пунктом 7 статьи 28 данного Закона. Лицам, за которых не поступали отчисления и (или) взносы в фонд, либо которые не уплачивали взносы в фонд, предоставляется гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Таким образом, размер медицинских выплат не зависит от размера отчислений на медицинское страхование. По вопросу исчисления социального налога Внесение изменений в Налоговый кодекс в статью 484 по расчету социального налога не планируется. Вместе с этим, сообщаю, что Министерством национальной экономики Республики Казахстан планируется рассмотрение вопроса по установлению единой базы для исчисления социальных платежей и социального налога. В настоящее время формируется состав рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства, в рамках которой будет рассмотрен данный вопрос.

Читайте также:  Как не платить за радиоточку: отключить радио можно в любой квартире

! Об этом же написано и в самом проекте ссылка на который ниже. http://www.enbek.gov.kz/ru/node/358112

Из данного ответа следует, что изменения планируется принять только в части ОПВ, ОППВ и СО. Расчет Социального налога, а также ОСМС данные изменения не затронут. Следовательно доходы при определении объекта обложения социальным налогом и ОСМС будут подлежать корректировке согласно пп.49, п.1, ст.341 НК РК.

Сроки уплаты налогов и платежей. См. примечания

Уплата ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ согласно действующему законодательству производится не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом (месяцем начисления дохода), по месту нахождения налогоплательщика.

Т.е. если Вам надо заплатить налоги и платежи за февраль 2019 года, Вы должны это сделать до 25 марта 2019 года по месту нахождения (регистрации) Вашего ТОО, ИП и т.д.

Сроки сдачи отчетности.

Срок сдачи отчетности по ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ (форма 200) согласно действующему законодательству производится не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым кварталом по месту нахождения налогоплательщика.

Формат документов для оформления выплат по линии ЕНПФ

При подготовке комплекта документов для подачи в ЕНПФ, по сути, фигурируют только две типовые формы и те касаются только заявлений. Одна из них предусмотрена непосредственно для получателя ПВЕ, а другая — для его поверенного лица. Оба варианта утверждены Приказом АО»ЕНПФ» № 492 от 18.12.2015.

И первый, и второй бланк фактически идентичны и включают персональные сведения о получателе ПВЕ. Но тот из них, который предназначен специально для поверенного лица, предполагает занесение его личных данных. Для сравнения:

Как обращает внимание ЕНПФ, заполнять представленные бланки следует печатными буквами. Шаблоны, как уже было отмечено выше, размещены на портале. Их можно найти также в Прил. 2 к Приказу № 492.

Еще один документ, который требует отдельного внимания, это доверенность на представление интересов получателя в АО «ЕНПФ». Она составляется по форме, представленной на портале фонда.

Правильно составленная доверенность предполагает включение следующих обязательных данных: место (город) и дату составления, личные данные получателя ПВЕ и его будущего представителя (как минимум ФИО, дом. адрес).

Основная причина ввода единого тарифа по страховым взносам – объединение двух государственных внебюджетных фондов: ПФР и ФСС. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ, изменения вступят в силу с 1 января 2023 г. Обновленное название будет звучать так: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Такие нововведения связаны со стремлением государства оптимизировать расчет страховых взносов, а также упростить их перечисление в бюджет. Таким образом, будет действовать единый тариф взносов и единая предельная величина базы, необходимая для их исчисления. При этом на основании Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ для приведения базы для исчисления взносов к единой форме на все виды обязательного социального страхования определен единый круг застрахованных лиц.

Помимо этого, начиная с 2023 г., в расчетную базу страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования будут входить следующие выплаты:

  • работникам, с которыми заключены договоры ГПХ;

  • проживающим в РФ иностранным высококвалифицированным специалистам;

  • иностранцам, временно проживающим в РФ, за исключением высококвалифицированных;

  • студентам за работу в студенческих отрядах по договорам ГПД, при этом данные отряды должны входить в федеральный или региональный реестр детских объединений и молодежи, пользующихся поддержкой со стороны государства.

Как это будет выглядеть в отчетности

Плательщикам необходимо будет предоставлять следующие отчеты:

Отчетность

Срок предоставления с 2023 г.

РСВ

Не позднее 25го числа месяца, следующего за расчетным/отчетным периодом

Персонифицированные сведения о физических лицах за месяц

Не позднее 25-го числа следующего месяца

В РК в 2022 году повысят зарплаты, пенсии и пособия

24 Ноябрь 2020

na-15-povysilas-stoimost-tovarov-importiruemyh-iz-kitaya

kazahstan-vyvez-eshe-bolee-170-svoih-grazhdan-pozhelavshih-vernutsya-iz-kitaya-iz-za-koronavirusa

rukovodstvo-kolonii-v-atyrauskoj-oblasti-podozrevaetsya-vo-vzyatochnichestve

dohody-gosbyudzheta-sostavili-12-8-trln-tenge-za-god

loyalnost-rossiyan-k-bankam-snizilas-do-pyatiletnego-minimuma

Социальные отчисления (СО) — это обязательные денежные платежи в систему Государственного социального страхования. СО платит работодатель за свой счет, т. е. они не влияют на чистую зарплату (зарплату на руки). Если за вас уплачивали СО или вы сами уплачивали их за себя (если вы ИП), то это дает вам право на получение социальных выплат. Ставка социальных отчислений в 2021 году — 3.5%, подробнее в расчете СО. Актуальность статьи проверена 02.2021.

Также для расчетов можно использовать калькулятор зарплаты.

Кратко — это работники, ИП, частнопрактикующие, в том числе иностранцы и лица без гражданства с ПМЖ в Казахстане, плательщики ЕСП — ст. 8 закона.
Статья 7 закона об обязательном социальном страховании. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию

Обязательному социальному страхованию подлежат:

1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);

2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств;

3) лица, занимающиеся частной практикой;

Подпункт 4 действует до 1 января 2024 года

4) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

5) иностранцы и лица без гражданства, а также оралманы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», не подлежат обязательному социальному страхованию.

[свернуть]

Ставка социальных отчислений — 3.5% с дохода работника (зарплаты).

  • Максимальный размер объекта исчисления — 7 МЗП.
  • Минимальный размер объекта исчисления — 1 МЗП.

Упрощенно, это значит, что если зарплата минус ОПВ больше 7 МЗП, то СО рассчитываются как с 7 МЗП.

Если зарплата минус ОПВ меньше 1 МЗП, то СО рассчитываются как с 1 МЗП.

Статья 14 Закона «об обязательном социальном страховании РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

Статья 14. Ставка социальных отчислений
1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

Пункт 2 действует до 1 января 2024 года

2. Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 20 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

[свернуть] Пункт 5 статьи 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

5. Ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Действие части второй пункта 5 приостановлено до 1 января 2024 года.
В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.

В период приостановления действует в редакции пункта 4 статьи 39:
3) части второй пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

«В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.»;

[свернуть]

Простыми словами —

  • минимальный размер социальных отчислений 3.5% от 1 МЗП (в 2021 году: 42500 * 0.035 = 1488 тг),
  • а максимальный 3.5% от 7 МЗП (в 2021 году: 42500 * 7 * 0.035 = 10413 тг)

ИП, неважно на общеустановленном порядке или упрощенке, обязаны выплачивать социальные отчисления не только за работника но и «за себя» (в свою пользу).

Расчет СО для ИП за себя не представляет сложностей. ИП сами выбирают с какой суммы платить социальные отчисления в пределах от 3.5% * 1МЗП до 3.5% * 7МЗП и не более фактического дохода (того, с которого вы платите подоходный налог).

Предвосхищая вопрос, если ИП — пенсионер, то выплачивать СО ему не нужно, так как пенсионеры не являются участниками системы социального страхования (ст. 7 закона о СО)

Также ИП не нужно платить СО если в соответствующем месяце не было дохода.

Пункт 1 статьи 14 закона «об обязательном соц. страховании в РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

[свернуть] Пункт 2 ст. 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

2. Объектом исчисления социальных отчислений для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских или фермерских хозяйств, являются:

за себя — сумма получаемого дохода, определяемая ими самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

за наемных работников — расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд.

[свернуть]

Как правило, предприниматели, чтобы сэкономить выбирают минимально возможный размер СО — 3.5% от 1 МЗП

  • Минимальный размер СО для ИП в 2021 году = 3.5% от 1МЗП = 1488 тг (42500 * 0.035)
  • Максимальный размер СО для ИП в 2021 году = 3.5% от 7МЗП = 10413 тг (297500 * 0.035)

Социальные отчисления перечисляются ежемесячно, как за работника, так и для ИП в свою пользу (за себя).

За 1-й месяц, не позже 15 числа 2-го месяца, за 2-й месяц, не позже 15 числа 3-го месяца и т.д.

Пункт 7 главы 3 постановления «Об утверждении правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

7. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

[свернуть]

Данные о суммах уплаченных социальных отчислений отображаются в

  • форме 200, каждый квартал;
  • исключение — ИП на упрощенке, которые указывают эти данные в форме 910 (как за себя, так и за работника);
  • а также ИП по патенту — в форме 911 (за себя, работников у него быть не может).

Сроки сдачи налоговой отчетности для ИП на упрощенке, ИП по патенту смотрите по соответствующим ссылкам.

Все остальные сдают форму 200 ежеквартально:

  • за 1 квартал 2021 года — до 15 мая 2021 года;
  • за 2 квартал 2021 года — до 15 августа 2021 года;
  • за 3 квартал 2021 года — до 15 ноября 2021 года;
  • за 4 квартал 2021 года — до 15 февраля 2022 года.

Социальный налог, по сути, представляет собой уникальный вид налогообложения для предпринимателей. Его обязаны платить работодатели за своих сотрудников. Всё это они делают исходя из собственного дохода, и на 2021 год его уплата является обязательной для юридических лиц, адвокатов, частных судей, исполнителей и индивидуальных и индивидуальных предпринимателей.

СН, вопреки мнению о том, что это не так, на самом деле не оказывает влияния на заработную плату. Эта сумма выплачивается работодателем. Она влияет на доход индивидуального предпринимателя, но это опять же идёт речь не о зарплате, потому что в этом случае человек платит за себя.

На текущий момент ставка и расчет соцналога для ИП является постоянной величиной и она равна девяти с половиной процентов. Однако с первого числа 2025 года её размер будет увеличен до 11%.

ОСМС – это процедура, позволяющая за счет регулярных финансовых отчислений формировать активы, которые будут оплачивать полученную медпомощь. Население РК сможет не только получать медицинские услуги за счет сделанных взносов, но и самостоятельно выбирать организации здравоохранения, в которых удобнее наблюдаться и получать помощь.

Нововведение утверждено Законом об обязательном медицинском страховании №405-V, который был введен в действие 16 ноября 2015 года. Основанием для его разработки стал Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Законодательные нормы очерчивают круг правил и обязанностей для плательщиков взносов. Приказ Министерства здравоохранения РК № 478 от 30.06.2017 года разъясняет, как рассчитать размер выплат и перечислить их в бюджет и уточняет размеры штрафных санкций при не своевременных начислениях.

Порядок и сроки перечисления взносов

При исчислении взносов важно такое понятие как максимальный уровень дохода. На 2019 год он установлен в размере 10 минимальных заработных плат. С суммы, превышающий данный доход, проценты не отчисляются.

Перечисление платежей производится:

  • Безналичным способом, путем перевода средств на счета налоговой инспекции, которая впоследствии перенаправляет их в соцфонд;
  • Наличными деньгами в банк.

Безналичный способ используется работодателями и предпринимателями, если у них есть расчетный счет. Иные плательщики вносят платежи наличными.

При уплате взносов за работающих лиц, следует прилагать к платежному поручению особый перечень. В нем указываются следующие данные:

  • ФИО работника;
  • Дату рождения сотрудника;
  • Сумму взноса;
  • Период, за который производится отчисление.

Независимо от статуса плательщика и размера ставок, применяемых к налогоплательщику ОСМС, высчитанные взносы и отчисления должны перечисляться до 25-го числа месяца идущего за расчетным. Есть и еще одна обязательная к применению дата – 15-ое число. До середины месяца наниматели обязаны представить работникам отчет об исчисленных на медстрахование суммах. Делать это рекомендуется письменно. Соответствующую строку можно добавить в расчетный листок.

Не соблюдение установленных сроков, а также не правильно рассчитанные суммы взносов и отчислений, налагают на плательщика материальную ответственность. При перечислении средств на счет получателя позднее 25-го числа с плательщика взыскивается пеня. Ее размер высчитывается как 1,25 от ставки рефинансирования Нацбанка Казахстана на день просрочки. Пеня начисляется за каждый просроченный день, включая и дату оплаты. Если налогоплательщик не уплачивает взносы и пеню самостоятельно, то она взыскивается с его счетов, причем не только в национальной валюте, но и в иностранной.

Работодатель, с которого принудительно взыскиваются отчисления, обязан представить письменные расчеты по каждому работнику. Если это требование не выполнено в отведенные сроки, то счета подлежат временной блокировке.


Похожие записи: