Программа «Доступная среда»: цели, задачи, промежуточные результаты

26.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа «Доступная среда»: цели, задачи, промежуточные результаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Этапы и сроки реализации программы «Доступная страна»

В 2021 году начался пятый этап реализации программы. Он продлится до 2025 года. Запланировано увеличение числа объектов, участвующих в программе, основной акцент будет сделан на реабилитацию инвалидов. До текущего года программа прошла четыре полноценных этапа:

  • Первый этап прошел в 2011-2012 г. Реализация программы началась с формирования нормативно-правовых актов, составления планов, подсчета бюджета.
  • Второй. Этот этап пришелся на 2013-2015 г. Началась активная реконструкция и строительство новых объектов, соответствующих условиям программы.
  • Третий этап – 2016-2018 г. Изначально планировалось, что это будет завершающий этап. В эти два года было сделано много работы по адаптации организаций.
  • Четвертый. Этот этап продлился с 2019 до 2020 г. Его целью было определить эффективность принятых мер, внесение коррективов в имеющийся свод правил. На основе полученной информации в СП59 был внесены изменения, которые начали действовать в 2021 году.

Целевые индикаторы и показатели Программы

  • показатель 1: «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов»;
  • показатель 2: «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов»;
  • показатель 3: «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации»;
  • показатель 4: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)»;
  • показатель 5: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)»;
  • показатель 6: «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации».

Создание доступной среды для инвалидов

На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.

Губернатор каждого региона лично контролирует все действия, происходящие в рамках данной программы. Именно он задает верный вектор развития в данном вопросе. Граждане, нуждающиеся в поддержке — всегда могут рассчитывать на ее получение в минимальный срок.

Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».

Особенности исполнения в регионах

В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего.

Читайте также:  Есть ли льготы по транспортному налогу пенсионерам

В большинстве регионов доступность объектов составляет как минимум 50%. На сайте «Жить вместе» можно найти карту доступности социальных объектов. В регионах делается все для того, чтобы осуществить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». В год устанавливается большое количество пандусов, создаются группы поддержки для родителей детей-инвалидов, усиливаются другие меры помощи для людей с ограниченными возможностями. Это приводит к тому, что ключевые социальные объекты становятся доступными для посещения, а инвалиды получают возможность вести более-менее нормальную жизнь: ходить на работу, ездить в общественном транспорте, посещать объекты культурного значения и т. д.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Государственная программа «Доступная среда» берет свое начало в 2011 году, после присоединения России к конвенции ООН «О правах инвалидов». Для создания собственной программы было переработано немало нормативных документов, регламентов на международном уровне. За время существования программы было сделано достаточно много, включая разработку законов, которые регламентируют порядок реализации программы.

При реализации программы за основу берутся следующие нормативные акты:

  • СП 59.13330.2020. Это свод правил, на основе которых выполняется оснащение помещений и прилегающей к организации территории.
  • Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Главный закон, содержащий нормы и требования к социальным объектам. Он предусматривает вид и порядок действий, которые нужно осуществить в рамках реализации программы.
  • Федеральный закон №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Содержит перечень правил, необходимых для создания безопасной городской среды для инвалидов.
  • Федеральные законы Российской Федерации в области безбарьерной среды предусматривают обеспечение доступности предпочтительных объектов и услуг для активной жизненной позиции людей с ОВЗ.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

ГОСТы – государственные стандарты Российской Федерации, которые учитывают все требования и условия доступности и безопасности среды, адаптированной для людей с ограниченными возможностями здоровья.

  • ГОСТ Р 51090-2017. Cредства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов
  • ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
  • ГОСТ Р 51083-2015 «Кресла-коляски. Общие технические условия»
  • ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»
  • ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»
  • ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения»
  • 33652-2019 (ЕН 81-70:2018). Лифты. Специальные требования безопасности и доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения»
  • ГОСТ Р 52131-2019. Средства отображения информации знаковые для инвалидов
  • ГОСТ Р 58512-2019. Рельефно-графические изображения для слепых. Технические характеристики
  • ГОСТ Р 52872-2019. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности
  • И многие другие.

Особенности исполнения в регионах

В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего.

В большинстве регионов доступность объектов составляет как минимум 50%. На сайте «Жить вместе» можно найти карту доступности социальных объектов. В регионах делается все для того, чтобы осуществить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». В год устанавливается большое количество пандусов, создаются группы поддержки для родителей детей-инвалидов, усиливаются другие меры помощи для людей с ограниченными возможностями. Это приводит к тому, что ключевые социальные объекты становятся доступными для посещения, а инвалиды получают возможность вести более-менее нормальную жизнь: ходить на работу, ездить в общественном транспорте, посещать объекты культурного значения и т. д.

Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является основополагающим документом, где строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к созданию доступной среды, что должно быть сделано на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 15.1

. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (изложение ФЗ-116). Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор.
  • Правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор. В частности, на федеральном уровне: на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте
  • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации
  • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения
  • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты
Читайте также:  О социальной поддержке ветеранов труда

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Промежуточные итоги и изменения программы в 2019 году

Минтруд России ежегодно публикует отчеты по реализации госпрограммы «Доступная среда», которые охватывают ситуацию в стране в целом. Помимо этого, каждый из регионов дополнительно отчитывается на местах.

Так, по итогам 2018 года были достигнуты следующие показатели:

  • Доля приоритетных объектов транспорта, социальной инфраструктуры, которые должны быть доступны инвалидам, увеличилась до 64,1%.
  • Доля инвалидов, которые считают, что население положительно относится к их проблемам, составила 60,8%.
  • В 21,2% субъектов России уже сформирована инфраструктура для комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей с инвалидностью;
  • Доля инвалидов в общем числе таких людей среди взрослых, к которым применяются программы реабилитации, составляет 57,9%.
  • Доля детей-инвалидов, к которым применяются программы по реабилитации, составляет 70,8%.
  • Все бюро МСЭ стране оснащены специальным диагностическим оборудованием (доля 100%).
  • По состоянию на 3-й квартал 2018 года доля занятых инвалидов из их общего числа составляет 28,5% или 3,5 миллиона человек.

Правительству было поручено задание проработать новую программу доступная среда для инвалидов на период 2021-2015 годов.

Какие результаты были достигнуты благодаря реализации программных мероприятий?

Реализация проекта, предполагающего повышение уровня жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья – сложная задача. Поэтому в действующие правовые акты вносится большое количество корректировок. Благодаря оперативным действиям госструктур удалось добиться следующих положительных результатов:

  1. Стабильное функционирование организаций-нанимателей, в которых заняты люди с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Рост числа реабилитационных центров в стране.
  3. Привлечение в штат крупных организации инвалидов, реализующих себя в обществе.
  4. Улучшение городской среды, повышающее комфорт инвалидов со зрением и колясочников.
  5. Развитие телевизионных каналов с сурдопереводом.

Особое внимание уделяется детям. Несовершеннолетние не могут полноценно общаться со сверстниками, что усложняет их вовлечение в общественную деятельность и затрудняет развитие. К сожалению, попытки организации смешанного обучения полностью здоровых детей и детей-инвалидов не показали результатов.

Несмотря на наличие мероприятий в федеральной госпрограмме особое внимание стоит уделить региональной практике, например:

  • в Тамбове местная программа предполагает создание безбарьерного инклюзивного образования. В мероприятиях участвуют более 30 учебных заведений.
  • в ряде субъектов местные власти направили средства на приобретение для школ дорогостоящего специализированного оборудования и подготовку высококвалифицированных специалистов по направлениям логопедии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике и др.

Учитывая проблемы, с которыми сталкиваются дети-инвалиды, указанное направление деятельности признается приоритетным во всей программе «Доступная среда». Успешная реализация мероприятий позволит не только адаптировать несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья к существующим реалиям, но и подготовить высококвалифицированные кадры.

Что делают для детей с инвалидностью?

Для детей в России, которые имеют ограниченные способности, предусмотрены определенные государственные и региональные программы по улучшению качества их жизни.

На сегодняшний день, на территории РФ насчитывается около полутора миллионов детей, имеющих инвалидность.

До девяноста процентов из них получает образование, что требует предоставления им комфортных условий для беспрепятственного их обучения.

Особенно важно предоставить все необходимые условия для граждан с инвалидностью именно в детском возрасте, так как ребенок не должен ощущать значительного различия в общении со здоровыми детьми.

Однако организация совместного обучения никаких положительных показателей не принесла.

Поддержка для детей, по большей мере, осуществляется на региональном уровне:

  • В отдельных регионах готовят специализированных кадров для работы с такими детьми из логопедии, сурдопедагогики, олигофренопедагогики и других направлений;
  • Некоторые области предоставляют городской бюджет для приобретения спец. оборудования для школ, восстанавливают здания для облегчения жизни детей;
  • Тамбовская область реализует программу образования без барьеров, в которую входит почти тридцать школ.

Наименование государственной программы Ростовской области

государственная программа Ростовской области «Доступная среда» (далее также – государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

министерство труда и социального развития Ростовской области

Соисполнители государственной программы

отсутствуют

Участники государственной программы

министерство здравоохранения Ростовской области;

министерство по физической культуре и спорту Ростовской области;

министерство общего и профессионального образования Ростовской области;

министерство транспорта Ростовской области;

министерство культуры Ростовской области;

управление государственной службы занятости населения Ростовской области;

Правительство Ростовской области (управление информационной политики Правительства Ростовской области);

министерство региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области

Подпрограммы государственной программы

1 «Адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения».

2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»

Программно-целевые инструменты государственной программы

отсутствуют

Цель государственной программы

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни

Задачи государственной программы

формирование условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации с целью интеграции инвалидов в общество

Целевые показатели государственной программы

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов Ростовской области;

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры;

доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от общего числа обратившихся инвалидов;

доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые);

доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)

Этапы и сроки реализации государственной программы

реализация государственной программы запланирована на 2019 – 2030 годы в 2 этапа:

2019 – 2021 годы;

2022 – 2030 годы

Ресурсное обеспечение государственной программы

общий объем финансирования государственной программы составляет 1 528 768,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2019 году – 175 333,2 тыс. рублей;

в 2020 году – 192 044,9 тыс. рублей;

в 2021 году – 145 741,2 тыс. рублей;

в 2022 году – 183 790,2 тыс. рублей;

в 2023 году – 156 849,2 тыс. рублей;

в 2024 году – 211 980,6 тыс. рублей;

в 2025 году – 201 527,2 тыс. рублей;

в 2026 году – 52 300,3 тыс. рублей;

в 2027 году – 52 300,3 тыс. рублей;

в 2028 году – 52 300,3 тыс. рублей;

в 2029 году – 52 300,3 тыс. рублей;

в 2030 году – 52 300,3 тыс. рублей;

средства областного бюджета: всего – 1 524 046,3 тыс. рублей, в том числе:

в 2019 году – 174 261,1 тыс. рублей;

в 2020 году – 189 649,2 тыс. рублей;

в 2021 году – 145 741,2 тыс. рублей;

в 2022 году – 182 536,3 тыс. рублей;

в 2023 году – 156 849,2 тыс. рублей;

в 2024 году – 211 980,6 тыс. рублей;

в 2025 году – 201 527,2 тыс. рублей;

в 2026 году – 52 300,3 тыс. рублей;

в 2027 году – 52 300,3 тыс. рублей;

в 2028 году – 52 300,3 тыс. рублей;

в 2029 году – 52 300,3 тыс. рублей;

в 2030 году – 52 300,3 тыс. рублей;

из них безвозмездные поступления в областной бюджет – 139 823,1 тыс. рублей, в том числе:

в 2019 году – 13 753,9 тыс. рублей;

в 2020 году – 13 961,4 тыс. рублей;

в 2021 году – 680,9 тыс. рублей;

в 2024 году – 58 850,5 тыс. рублей;

в 2025 году – 52 576,4 тыс. рублей;

в том числе средства федерального бюджета – 139 823,1 тыс. рублей, в том числе:

в 2019 году – 13 753,9 тыс. рублей;

в 2020 году – 13 961,4 тыс. рублей;

в 2021 году – 680,9 тыс. рублей;

в 2024 году – 58 850,5 тыс. рублей;

в 2025 году – 52 576,4 тыс. рублей;

средства местных бюджетов: всего – 4 721,7 тыс. рублей, в том числе:

в 2019 году – 1 072,1 тыс. рублей;

в 2020 году – 2 395,7 тыс. рублей;

в 2022 году – 1 253,9 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

увеличение количества инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности;

увеличение количества доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры;

увеличение количества инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации;

увеличение количества инвалидов и детей-инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов и детей-инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации

Читайте также:  Минтруд назвал размер маткапитала на 2023 год


Похожие записи: