НДС с аренды земли у муниципалитета

24.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС с аренды земли у муниципалитета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вроде бы все понятно, земля ведь тоже имущество, следовательно, к ее аренде должны применяться общие правила налогообложения. Или нет? Ведь, например, операции по реализации земли, независимо от ее собственника, объектом обложения НДС не признаются на основании пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ, и если орган госвласти решит продать принадлежащий ему земельный участок, у его покупателя обязанностей налогового агента не возникнет, несмотря на положения абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ[5]. А вот прямых норм, выводящих из‑под обложения НДС или освобождающих от обложения им операции по предоставлению земли в аренду, налоговое законодательство не содержит.

Аренда и сервитут: применение стандартов бухучета

ФСБУ 25/2018 для учета аренды у арендатора, арендодателя и субарендатора применяется, когда объект передается во временное пользование за плату, то есть в большинстве стандартных случаев аренды и субаренды. Статус и организационно-правовая форма сторон договора значения не имеет. ФСБУ 25/2018 применяют государственные, коммерческие организации, АО, ООО, МУПы и ГУПы.
Не применяется стандарт для сервитута, аренды участка недр. Действующее законодательство требует учитывать такие объекты по ФСБУ для организаций государственного сектора.
Давайте разберемся, чем сервитут отличается от аренды. Аренда предусматривает для арендатора достаточно широкие права. Сервитут, наоборот, их ограничивает. Аренда (ГК РФ ст. 606) позволяет сдавать землю в субаренду, улучшать ее, вносить арендные права в уставный капитал организации, передавать их в залог, возводить на участке постройки. Все операции осуществляются с согласия арендодателя. Землю можно выкупить, если это предусмотрено договором аренды.
Сервитут исключает субаренду, залог, куплю-продажу. Ограничения на использование объекта установлены ГК РФ (ст. 274, 275).


В договоре аренды может указываться переменная и фиксированная плата. Первая определяется порядком формирования стоимости земли. Обязательство по аренде и ППА для ФСБУ 25/2018 формируют не все переменные платежи. Это касается, например, арендной платы по размеру ставки инфляции или по кадастровой стоимости. Учитывается такая плата в текущих расходах.
Переменные платежи, рассчитанные по кадастру, не формируют ППА, поскольку они не указаны в перечне платежей, которые формируют состав арендных платежей (ФСБУ 25/2018 п. 7). Кадастровая стоимость устанавливается государством. И арендные переменные платежи, исходящие из такой оценки, не считаются рыночными.
Важно: также не формируют ППА переменные платежи, рассчитанные из ставки за единицу площади.
Прямые нормы по учету переменных платежей по кадастру в ФСБУ 25/2018 отсутствуют. Соответственно, возможны другие варианты учета. Если тема актуальна, запросите консультацию профильного специалиста!

Об освобождении от обложения

Согласно разъяснениям Минфина, надо признаться достаточно туманным, не облагается НДС арендная плата за пользование земельным участком на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ. Но финансисты особо подчеркивают, что не подлежит обложению только плата, взимаемая с хозяйствующих субъектов, заключивших с органами государственной власти и управления (органами местного самоуправления) договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности РФ (субъектов РФ, муниципалитетов), которая относится к платежам в бюджет за право пользования указанными земельными участками[13]. Очевидно, это следует понимать так, что в иных случаях (вопрос — в каких?) арендная плата за землю НДС облагается. Попробуем разобраться с применением этой нормы.

В соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, если читать его буквально, освобождаются от обложения НДС пошлины и сборы, взимаемые государственными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами.

Но позвольте, платежи, пошлины, сборы вообще не являются объектами обложения НДС, если, конечно, принимать во внимание п. 1 ст. 146 НК РФ. Согласно указанной норме к объектам обложения можно отнести операции по реализации услуг, но не плату за них! Если же допустить, что в формулировке пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ законодателем допущена неточность и понимать его следует в том смысле, что освобождаются от обложения все‑таки услуги по предоставлению прав пользования природными ресурсами, оплата которых подлежит перечислению в бюджет, то получается, что он в чем‑то дублирует положения вышеприведенного пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ: те же услуги, оказываемые уполномоченными органами, пусть и не обязательно входящими в систему органов госвласти и без исключительности полномочий… Ясности все равно от этого не прибавляется.

Сторонники освобождения от обложения НДС любых операций по аренде госземель на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ приводят в поддержку своей позиции следующие доводы. В российском законодательстве земля определена как природный ресурс (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, п. 3 ст. 129 ГК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским и земельным законодательством (п. 1 ст. 607 ГК РФ, п. 2 ст. 22 ЗК РФ). Договор аренды подразумевает передачу имущества во временное владение и пользование или временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Плата за аренду земельного участка — это платеж за пользование им (п. 1 ст. 614 ГК РФ, п. 1, 3 ст. 65 ЗК РФ). Кроме того, доходы в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества относятся согласно нормам Бюджетного кодекса к неналоговым доходам бюджетов (ст. 42, 51, 57, 62), что, по мнению некоторых чиновников и экспертов, является дополнительным аргументом в пользу того, что оснований для обложения НДС арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не имеется[14], следовательно, у арендатора этих участков не возникает обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога[15].

Все это здорово, особенно если не принимать во внимание тот факт, что и Земельный и Гражданский кодексы определяют землю не только в качестве природного ресурса, но и одновременно в качестве недвижимого имущества и объекта права собственности и иных прав на него (п. 1 ст. 130 ГК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Более того, в п. 1 ст. 6 ЗК РФ сказано о разделении объектов земельных отношений на землю (природный объект и природный ресурс) и земельные участки и их части. Правда, ст. 607 ГК РФ земельные участки приравниваются к отдельным природным объектам, но все‑таки в соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендная плата является платежом за пользование имуществом

Читайте также:  Универсальное пособие на детей с 2023 года: что меняется

Что касается ссылок на положения БК РФ, то ведь к неналоговым доходам бюджетов относятся и поступления от сдачи в аренду иных объектов имущества, кроме земли, и от реализации этих объектов, в том числе земли… Почему же тогда в одних случаях арендатор (покупатель) может признаваться налоговым агентом по НДС, а в других — нет?

Попробуем подойти к решению вопроса об отнесении арендной платы к платежам за пользование природными ресурсами с другой стороны.

Платежи за пользование федеральным и муниципальным имуществом направляются арендатором напрямую в соответствующий бюджет. На основании ст. 18 БК РФдля составления и исполнения бюджетов, а также для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления используется бюджетная классификация и ее составным частям присваиваются коды (КБК). Одной из составных частей классификации доходов бюджета является код вида доходов, включающий в себя, в частности, группу и подгруппу дохода[16]. Так вот, группа 100 «Налоговые и неналоговые доходы» содержит, в частности, подгруппы 111 «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» и 112 «Платежи при пользовании природными ресурсами». И хотя доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, группируются отдельно от доходов, получаемых от аренды иного госимущества, относятся они все же к подгруппе 111. К платежам же за использование природных ресурсов (из арендных платежей) относятся лишь плата за использование лесов, плата за пользование водными объектами да доходы в виде платы за предоставление рыбопромыслового участка[17]. То есть, если пользоваться бюджетной классификацией, арендную плату за пользование земельными участками к платежам за право пользования природными ресурсами отнести нельзя, формулировки же «платеж за право пользования земельным участком» бюджетная классификация вообще не содержит.

Как можно видеть, сомнения в правомерности применения положений пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФк отношениям по аренде государственной земли имеются. Обоснованы ли они? Ведь еще в методичке по применению норм НК РФ[18] налоговикам на местах и налогоплательщикам было рекомендовано учитывать, что не подлежат налогообложению услуги, оказываемые уполномоченными на то органами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами, включая земельные участки). Правда, о том, что указанной преференцией может пользоваться налоговый агент, в приведенном документе не было сказано, но ведь это само собой разумеется. Или нет?

Л.А. Елина, ведущий эксперт

При аренде государственного и муниципального имущества у органов власти организации и предприниматели, как правило, должны выполнять функции налоговых агентов: исчислять НДС, удерживать его из арендной платы и перечислять в бюджет.

Однако аренда земли у органа государственной или муниципальной власти — особый случай. Тонкости есть и при заполнении НДС-декларации арендатором таких земельных участков.

Плата органу власти за аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не облагается НДС. Ведь она относится к платежам в бюджет за право пользования природными ресурсами .

Это значит, что арендатор такой земли не должен удерживать с арендной платы НДС и перечислять его в бюджет.

Однако операцию по аренде земли у госоргана надо показать в разделе 7 НДС-декларации, где отражаются не облагаемые НДС операции.

В графе 1 надо проставить код операции 1010251 .

А в какой графе отразить сумму арендной платы, перечисленной органу власти: в графе 2 «Стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), без налога в рублях» или в графе 3 «Стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом, в рублях»?

На этот вопрос нам отвечает специалист ФНС.

Отражение налоговым агентом не облагаемых НДС операций в разделе 7

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна. Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

— Операции, не подлежащие обложению НДС, отражаются в разделе 7 декларации по НДС. При этом налогоплательщик либо налоговый агент в графе 2 указывает стоимость операций, а в графе 1 — код этой операции.

Налоговые агенты, указанные в ст. 161 НК РФ, отражают в графах 1 и 2 необлагаемые операции за продавца. Поскольку они не приобретают товары (работы, услуги) для операций, не облагаемых НДС у продавца, то графы 3 и 4 такие налоговые агенты не заполняют — в них ставится прочерк .

Следовательно, при перечислении органу государственной или муниципальной власти арендной платы за земельный участок арендатор должен заполнить графы раздела 7 декларации в следующем порядке:

• в графе 1 — проставить код операции (1010251);

• в графе 2 — отразить сумму перечисленной органу власти арендной платы (то есть стоимость услуги по аренде земельного участка);

• в графах 3 и 4 — проставить прочерки.

Отметим, что заполнить раздел 7 арендатору госземли нужно в декларации за квартал, в котором он перечислил арендную плату органу власти. Ведь именно в этом квартале возникла налоговая база по НДС . А представить такую декларацию в ИФНС надо не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (в том числе и авансом) .

Спецрежимники, в частности упрощенцы и вмененщики, арендующие землю у органа власти, также должны подавать НДС-декларацию с заполненным разделом 7. Причем даже если больше никаких иных оснований для подачи такой декларации нет. Правда, в таком случае декларацию можно подать как в электронном виде по ТКС, так и в бумажном . За несвоевременную подачу декларации спецрежимника-арендатора могут оштрафовать на 1 000 руб.

* * *

Если арендованную у органа власти землю ваша организация (ИП) решит сдать в субаренду (разумеется, при согласии органа власти), то у вас такая операция будет облагаться НДС в общем порядке. То есть, если вы применяете ОСН и не получили освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ, вам придется исчислять и уплачивать НДС как с обычной реализации — по основной ставке 20% .

Отражаться такая операция будет в декларации в разделе 3 — здесь вы уже выступаете в роли налогоплательщика.

А в качестве налогового агента вам по-прежнему надо отражать операцию по аренде земли у органа власти в разделе 7.

Вопрос – ответ по теме НДС при аренде

Вопрос: В сентябре 2016 АО «Молот» получил в аренду земельный участок, находящуюся в госсобственности. Договор заключен между «Молотом» и Региональным комитетом по управлению имуществом. В ноябре 2016 «Молот» передал землю в субаренду ООО «Серп». Должен ли «Молот» начислять НДС?

Читайте также:  Алименты если один из родителей проживает в другом городе

Ответ: В данном случае имеют место 2 операции: по получению участка в аренду, а также его субаренда. Так как аренда земли у государства не облагается НДС, «Молот» не выступает налоговым агентом по данной операции. Что касается услуг субаренды, то по ним «Молот» должен начислять НДС в общем порядке.

Вопрос: В апреле 2016 АО «Знамя» принял в аренду помещение, собственником которого выступает ООО «Вымпел». В период май – август 2016 «Знамя» за свой счет осуществил капинвестиции в помещение, которые признаны отделимыми улучшениями. Имеет ли право «Знамя» принять в к вычету сумму НДС от стоимости материалов и строительных работ?

Ответ: «Знамя» может приять к вычету НДС в составе стоимости отделимых инвестиций в общем порядке.

Вопрос: В январе 2016 АО «Пеликан» принял в аренду от ООО «Фламинго» часть нежилого помещения. В марте 2016 «Фламинго» за свой счет осуществил капитальный ремонт помещения, который признаны неотделимым улучшением. Каким образом начисляется НДС в данном случае?

Ответ: Независимо от того, получены ли улучшения на платной или бесплатной основе, обязательства по начислению НДС возлагаются на арендатора АО «Пеликан». Также «Пеликан» должен выставить счет-фактуру.

Основания для получения земли в аренду

Получить надел сельскохозяйственного назначения в пользование можно по следующим основаниям:

  • ведение садоводства и огородничества;
  • выпас скота, сенокошение;
  • организация крестьянских, фермерских и прочих хозяйств;
  • производства сельхозпродукции.

Если земля принадлежит городу или иному населённому пункту, то её можно использовать для:

  • строительства жилья. Это может быть как индивидуальное строительство, так и многоэтажное, многоквартирное;
  • ЛПХ;
  • возведения объектов с целью удовлетворения общественных и производственных нужд;
  • строительства дорог и транспортных узлов;
  • возведения коммуникаций, которые будут обеспечивать ресурсами данный населённый пункт.

На каких условиях и на какой срок можно арендовать землю

Арендовать землю у государства могут физические и юридические лица — на разный срок и под разные цели. «Например, участок, выделяемый для постройки дома и проживания или ИЖС, предоставляется на предельный срок в 20 лет, причем регион также может включать в договор условия пролонгации данного договора. Если речь идет об аренде с целью реконструкции зданий, сооружений, то срок варьируется от трех до десяти лет», — рассказывает юрист Никита Тарновский. Всего, по словам юриста, законом предусмотрено более 20 целей использования арендованной у государства земли.

Максимальный срок аренды участка земли, принадлежащего муниципалитету или государству, — 49 лет. В остальных случаях срок зависит от целевого использования земли:

  • для строительства или реконструкции многоэтажного здания — десять лет;
  • для использования надела под ИЖС — 20 лет;
  • для юридического лица, занимающегося сельхозработами, максимальный период составляет пять лет;
  • земля под фермерское хозяйство — три года.

Когда и как облагается НДС аренда земельного участка

НДС – налог на надбавленную стоимость. Согласно ст. 149 гл. 21 НК РФ налогом не облагается реализация услуг, которые оказываются специальными органами, с предусмотренной госпошлиной. Сюда же относятся все сборы и пошлины, взимаемые государственными структурами, муниципальными властями, организациями и физическими лицами, обладающими уполномоченным правом. Закон в полной мере распространяется на использование земель и природных ресурсов.

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Однако, на основании ст. 65 Земельного кодекса становится ясно, что использование земель осуществляется на платной основе. Для этого предусматривается земельный налог и арендная плата, если недвижимость находится не в собственности.

НДС и государственная земля

Популярен вопрос, облагается ли НДС аренда земельного участка. Оплата за аренду участка, находящегося в собственности муниципалитета, не облагается сбором. Таким образом, лицо НДС при аренде не удерживает, и нет необходимости перечисления платежа в бюджет.

Но при этом операции по использованию недвижимости у государственного органа следует отобразить в 7 графе декларации в налоговой службе, где отражаются процедуры, освобожденные от обложения. В первой графе проставляется код операции.

Оформлять седьмую графу лицу – пользователю государственной земли следует в декларации, которая подается каждые ¼ года. Представлять документ в налоговую службу необходимо не позже 25 числа того месяца, который следует за кварталом, когда оплачивался взнос за услугу.

Когда и как облагается НДС аренда земельного участка

НДС – налог на надбавленную стоимость. Согласно ст. 149 гл. 21 НК РФ налогом не облагается реализация услуг, которые оказываются специальными органами, с предусмотренной госпошлиной. Сюда же относятся все сборы и пошлины, взимаемые государственными структурами, муниципальными властями, организациями и физическими лицами, обладающими уполномоченным правом. Закон в полной мере распространяется на использование земель и природных ресурсов.

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Однако, на основании ст. 65 Земельного кодекса становится ясно, что использование земель осуществляется на платной основе. Для этого предусматривается земельный налог и арендная плата, если недвижимость находится не в собственности.

Статья 65. Платность использования земли

Порядок определения размера арендной платы, сроков и особых условий регламентируется федеральными законами и муниципальными властями. Таким образом, при заключении договора аренды между арендодателем и арендатором последний освобождается от уплаты НДС, но при этом обязан оплачивать право пользования земельным участком на установленный в договоре срок.

Большинство граждан не видят разницы между налогами, поэтому утверждают, что НДС на землю существует или присутствует даже несколько сборов.

Для этого необходимо подробнее разобраться в законодательстве, определить, что такое налог на надбавочную стоимость и что такое налог на землю, узнать — облагается ли НДС право на аренду земельного участка и каковы особенности уплаты.

НДС и государственная земля

Популярен вопрос, облагается ли НДС аренда земельного участка. Оплата за аренду участка, находящегося в собственности муниципалитета, не облагается сбором. Таким образом, лицо НДС при аренде не удерживает, и нет необходимости перечисления платежа в бюджет.

Но при этом операции по использованию недвижимости у государственного органа следует отобразить в 7 графе декларации в налоговой службе, где отражаются процедуры, освобожденные от обложения. В первой графе проставляется код операции.

Оформлять седьмую графу лицу – пользователю государственной земли следует в декларации, которая подается каждые ¼ года. Представлять документ в налоговую службу необходимо не позже 25 числа того месяца, который следует за кварталом, когда оплачивался взнос за услугу.

Права собственника земельного участка при оформлении субаренды

В соответствии со ст. 615 ГК РФ, отсутствие запрета на поднаем земли в первоначальном договоре аренды не означает невозможность включить это условие в дальнейшем. Собственник вправе включить этот пункт в текст документа посредством оформления дополнительного соглашения.

Читайте также:  Когда перечисляют на карту пособия на детей?

При заключении субаренды все риски принимает на себя арендатор. Однако собственник не должен оставаться в стороне при оформлении сделки. Он имеет законное право на то, чтобы:

  • предоставить субарендатору основной документ об аренде для ознакомления;
  • потребовать предоставить ему сведения о субарендаторе и его цели использования земли;
  • увеличить размер арендной платы для арендатора (при этом для субарендатора ничего не изменится);
  • потребовать возврата земельного участка после окончания периода действия договоров об аренде и субаренде;
  • ознакомиться с условиями субаренды и удостовериться, что его пункты не противоречат первоначальному документу;
  • потребовать прохождения процедуры государственной регистрации.

Несмотря на такой внушительный перечень прав, как правило, прямого взаимодействия между собственником и субарендатором нет. Все действия происходят через арендатора.

Если субарендатор нарушит условия договора или правила пользования земельным участком, за его действия понесет ответственность основной арендатор. Именно этот участник таких правоотношений рискует в большей степени.

Подлежат ли обложению НДС операции по сдаче Арендатором земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в субаренду

Расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду, для организаций, у которых предоставление имущества в аренду не является предметом деятельности, признаются операционными расходами (п.11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).

Организация, арендующая муниципальное имущество на основании договора аренды муниципального имущества, заключенного с органом местного самоуправления, признается налоговым агентом. Такая организация обязана исчислить, удержать из доходов, выплачиваемых органу местного самоуправления, являющемуся согласно заключенному договору арендодателем, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость (п.3 ст.161 Налогового кодекса РФ).

НДС при аренде земли платить не нужно

Налоговый агент удерживает из перечисляемого контрагенту дохода НДС и платит его в бюджет. Однако платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДСподп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ. А плата за аренду муниципального земельного участка — это платеж за пользование природным ресурсом, который поступает в местный бюджетп. 3 ст. 129, п. 1 ст. 614 ГК РФ; ч. 1 ст. 9 Конституции РФ; подп. 1 п. 1 ст. 1, подп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ; п. 3 ст. 41, статьи 42, 62 БК РФ.

Таким образом, арендная плата за пользование земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, НДС не облагается. С такой позицией согласны как Минфин, так и судыПисьма Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436, от 01.02.2011 № 03-07-11/21; Постановление 15 ААС от 05.02.2013 № А53-7083/2010.

Объяснения, облагается ли НДС аренда земельного участка

Если с арендой земель у частных лиц все предельно понятно, то при приеме земель во временное пользование у госструктур необходимы некоторые пояснения.

К примеру, частное лицо оформляет субаренду на земельный участок у арендодателя, который в свое время взял недвижимость в пользование у государства. По закону НДС должен оплачивать субарендатор, но на практике может применяться иная схема.

Статья 624. Выкуп арендованного имущества

Она заключается в повышении арендной платы на необходимую сумму налога. И по факту НДС выплачивает арендодатель, но только не за свой участок, а за тот который сдается. По факту нарушения тут нет, налоги уплачиваются исправно и в полном объеме. Выгода в том, что субарендатору такая система более удобна, а арендодатель таким способом обеспечивает себе поток клиентов на основе выгодных условий.

Другая ситуация, когда договор заключается напрямую с Росимуществом. В таком случае арендатор освобождается от НДС, но при этом обязан платить налог на землю и арендную плату. Она может быть постоянной или переменной.

Первый вариант предусматривает фиксированную стоимость за использование земли, а сумма отображается в договоре. При этом арендатора не должно касаться количество потраченных ресурсов и прочие моменты – он платит за использование земли и все, что с ней связано.

Переменная аренда плата включает в себя фиксированную стоимость, а в дополнение идет оплата коммунальных услуг, которые подведены к участку: электричество, водоснабжение, водоотведение. Арендатор может согласиться на такие условия или осуществлять плату, которая включает в себя все необходимые затраты. Договор необходимо составить соответствующим образом.

Как правило, постоянная плата подразумевает уже все будущие траты на ресурсы, поэтому сумма в несколько раз превышает ту, в которой счет за коммунальные услуги вынесен отдельной строкой и оплачивается по факту. Какой вариант выбрать — каждый решает для себя сам.

Статья 22. Аренда земельных участков

НДС при аренде государственной земли

Если организация арендует государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный организации арендодателем НДС учитывается в обычном порядке (письмо Минфина от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87). При аренде на территории РФ федерального имущества (собственности субъектов РФ, муниципального имущества) у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления организация-арендатор признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать из доходов и уплачивать в бюджет НДС.

Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора:

  • если сумма НДС не выделена, и в контракте сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18 процентов. Органу власти арендная плата перечисляется в размере, определенном в договоре;
  • если НДС выделен, а в соглашении сказано, что налог включен в сумму арендной платы, то он рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18/118. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС;
  • если НДС выделен, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Ведомству, сдавшему метры во временное пользование, арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

Примеры расчета налога приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Расчет НДС. Организация арендует два помещения: одно у муниципалитета, а другое – у субъекта РФ

Договор заключен Цена одного месяца аренды по договору Дополнительные условия договора об НДС Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет Сумма арендной платы за месяц, подлежащая перечислению арендодателю
с муниципалитетом 100 000 рублей Арендатор уплачивает НДС самостоятельно 18 000 рублей (100 000 рублей × 18%) 100 000 рублей
с субъектом РФ 118 000 рублей, включая НДС НДС включен в сумму арендной платы 18 000 рублей (118 000 рублей × 18 : 118) 100 000 рублей (118 000 рублей – 18 000 рублей)


Похожие записи: