Федеральные налоги: перечень, актуальный в РФ на сегодняшний день
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральные налоги: перечень, актуальный в РФ на сегодняшний день». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эти сборы — обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.
Комментарий к ст. 13 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает перечень федеральных налогов и сборов.
В статье 13 НК РФ указаны шесть федеральных налогов (НДС, регулируемый главой 21 НК РФ, НДФЛ, регулируемый главой 23 НК РФ, налог на прибыль, регулируемый главой 25 НК РФ, налог на добычу полезных ископаемых, регулируемый главой 26 НК РФ, водный налог, регулируемый главой 25.2 НК РФ, а также акцизы, регулируемые главой 22 НК РФ) и два федеральных сбора (государственная пошлина, регулируемая главой 25.3 НК РФ, и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, регулируемые главой 25.1 НК РФ). Круг налогоплательщиков (плательщиков сборов), элементы налогообложения применительно к каждому из них установлены отдельными главами части второй НК РФ.
Отметим, что как федеральные налоги следует рассматривать и специальные налоговые режимы.
Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов
Налогоплательщики: граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, обладающие лицензией на пользование объектами животного мира на территории России.
К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы, рыбы, крабы, моллюски и т. п., в естественной среде обитания. Ставка сбора зависит от вида животного или рыбы, и устанавливается для каждого вида отдельно. Размер сбора рассчитывается как произведение ставки на количество объектов животного мира.
К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря.
При этом не уплачивают сборы представители коренных малочисленных народов Дальнего Востока, Сибири и Севера России; а также лица не относящиеся к этим народам, но постоянно проживающие в местах, где охота и рыболовство жизненно необходимы.
Также для ряда случаев (самозащита, научные цели), налоговая ставка устанавливается в размере 0 руб.
Сумма сбора, в зависимости от вида биологического объекта, может зачисляться только в региональный бюджет, либо частично еще и в федеральный бюджет.
К примеру: сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 20% поступает в федеральный бюджет, а остальные 80% перечисляются в бюджет субъекта РФ. А вот сбор за пользование объектами животного мир полностью зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Подробные разъяснения и дополнительные данные содержатся в главе 25.1 НК РФ.
Виды и примеры налогов и сборов
- Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
региональные – налог на имущество фирм и т.д.; - местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
- Беря во внимание способ взимания, разделяют:
- прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
- косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
- По принципу пополнения того или иного бюджета:
- закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
- регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
-
По субъекту платы:
- запланирован для оплаты только физическими лицами;
- платят исключительно организации (юридические лица);
- предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
Функции региональных налогов
Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:
- аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
- реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
- самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
- развитие инфраструктуры региона;
- поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
- стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Регулируется гл. 23 ч. 2 НК РФ (табл. 6).
Таблица 6
Налогоплательщики (ст. 207 НК РФ) | Объект налогообложения (ст. 209 НК РФ) |
---|---|
Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (т. е. пребывающие на территории РФ более 183 дней в течение 12 последовательных календарных месяцев) | Доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и/или от источников за пределами Российской Федерации |
Физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации | Доход, полученный от источников в Российской Федерации |
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
Регламентирован гл. 25.4. Налогового кодекса РФ. Введен на территории РФ с 01.01.2019 г.
Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации сырья, добытого на определенном участке недр, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче и на величину расчетных затрат.
Налогоплательщиками признаются организации, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные НК РФ, и являющиеся пользователями недр, права пользования которыми предоставлены им на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством РФ.
К углеводородному сырью законодательство относит: нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную; газовый конденсат и газ горючий природный.
Общая характеристика федеральных налогов и сборов
В основу налогового законодательства Российской Федерации заложен принцип единства финансовой политики страны, который проявляется, в том числе в определении закрытого списка налогов, действующих во всем государстве. Налоговым кодексом установлено 3 уровня налоговой системы:
- федеральный
- субъектов России
- местный.
Каждый вид налогов относится к тому либо другому уровню в соответствии с объемом функций и полномочий, осуществление которых возложено на государство в целом, субъекты России либо административно-территориальные образования. Примечательно, что вне зависимости от закрепления налогов за конкретным уровнем бюджетной системы, принимать решение по определенным вопросам в сфере налогообложения соответствующие законодательные/представительные органы вправе лишь в пределах собственной компетенции.
Уровень налоговой системы не совпадает со звеном бюджетной системы: если в федеральный бюджет поступают исключительно федеральные налоги, тогда в региональные и местные бюджеты идут соответственно отчисления от федеральных либо региональных налогов.
Федеральные налоги устанавливаются федеральным законодательством и взимаются по всей территории российского государства. Льготы по федеральным налогам предоставляются исключительно согласно федеральным законам, однако представительные/законодательные органы госвласти субъектов России и органы местного управления имеют право вводить дополнительные льготы в пределах сумм, поступающих в бюджет. В соответствии с общим правилом ставки федеральных налогов устанавливает парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание России. Но ставки налогов на отдельные разновидности природных ресурсов, акцизов на конкретные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливает Правительство Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Налогового Кодекса федеральными налогами и сборами является:
- Налог на Добавленную Стоимость (НДС);
- акцизы;
- налог на доходы физ. лиц;
- налог на прибыль юр. лиц;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за использование объектов животного мира, а также за использование объектов водных биологических ресурсов;
- госпошлина
Из данного перечня налогов видно, что обязательными платежами федерального уровня являются все разновидности императивных денежных изъятий, которые известны российской налоговой системе. Помимо основной массы налогов, к федеральному уровню относят:
- сборы (например, сбор за право использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов)
- пошлины (госпошлина)
Под федеральными стоит понимать налоги, которые были установлены законодательством и, следовательно, должны уплачиваться на всей территории РФ.
К основным федеральным налогам можно отнести налог на прибыль предприятий, на добавленную стоимость, на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.
Если брать во внимание государственную пошлину, федеральные регистрационные и лицензионные сборы, акцизы на импортные товары, а также таможенные пошлины, то стоит отметить, что поступают эти налоги в федеральный бюджет и определяются как его собственные доходы.
К группе регулирующих доходов стоит отнести налог на покупку иностранных платежных документов и денежных знаков, на прибыль предприятий, НДС, подоходный, а также налоги, взимаемые с имущества, которое переходит к другому лицу в порядке дарения или наследования.
Государственная пошлина
Под этим термином стоит понимать сбор, который взимается с частных лиц, когда они обращаются в государственные органы или к должностным лицам с целью совершения по отношению к ним каких-либо действий, имеющих юридическое значение. К таким действиям может приравниваться выдача документов, а также предоставление их копий и дубликатов.
Федеральные, региональные и местные налоги включают госпошлину, которая ориентирована на следующих юридических и физических лиц:
- выступающих в роли ответчиков в арбитражных судах по делам, рассматриваемым мировыми судьями и в судах общей юрисдикции;
- обращающихся к уполномоченным объектам за совершением действий, которые можно определить как юридически значимые.
Классификация по различным признакам
Действующая налоговая система РФ, классификацию налогов, сборов предусматривает по многочисленным критериям. Ключевые группировки мы рассмотрели выше. Остальные разграничения представим в виде таблицы.
Налоговая система РФ, виды налогов, таблица:
Критерий группировки |
Наименование подвида |
Описание критерия классификации налогов с примерами |
---|---|---|
По предмету обложения |
Имущественные Доходные Рентные Потребления Исключительные |
Группируются по объекту налогообложения. Например, имущественные платежи исчисляются с конкретного вида имущества, находящегося в собственности налогоплательщика. Доходные — с определенного рода доходов, исчерпывающий перечень которых регламентирован в НК РФ. |
По назначению |
Общие Целевые |
Разграничение зависит от целевого назначения платежа. Так, для общих сборов установлена единая, общая цель — пополнение государственного бюджета. Целевые платежи направляются в бюджет на конкретные цели. Например, транспортный направляется в фонд по реконструкции дорог. |
По методам исчисления |
Твердые |
Транспортный (ставка устанавливается в зависимости от мощности авто). |
Пропорциональные |
НДФЛ, НДС (в процентном отношении в облагаемой базе). |
|
Ступенчатые |
Страховые взносы (ставка изменяется при изменении объема фискальной базы). |
|
Фиксированные |
ЕНВД (в твердой сумме, не изменяются при увеличении, уменьшении объекта обложения). |
|
По бухгалтерскому источнику уплаты |
С выручки |
УСН «Доходы». |
С заработной платы |
НДФЛ, страховые взносы. |
|
Относимые на финансовый результат |
На имущество организаций. |
|
Относимые на себестоимость готовой продукции |
Транспортный, страховые взносы, НДФЛ. |
|
Исчисленные с валовой прибыли |
На прибыль организаций. |
Налоговый кодекс – это кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в РФ.
Был принят:
1 часть — в 1998 году Госдумой и Советом Федерации, вступила в силу
1 января 1999 г.
2 часть – принята в 2000 году, вступила в силу 1 января 2001 г.
Налоговый кодекс постоянно редактируется, в него вносятся поправки, отражающие современное состояние экономики в РФ.
Так, с 1 января 2003 года введены поправки:
- введён транспортный налог
- упрощённая система налогообложения
На сегодняшний день действует редакция от 15 февраля 2016 года.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
1. организации;
2. индивидуальные предприниматели;
3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границуРФ.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Не признаются объектом налогообложения:
1) операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ (осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики); передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации и др.);
2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
6) операции по реализации земельных участков (долей в них);
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее – налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0, 10, 18 процентов.
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения,
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.
Уплата налога по операциям, признаваемым объектом на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
НК РФ предусматривает освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщикаорганизаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с исчислением и уплатой налога (далее – освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей (данная норма не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев; не распространяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с НК РФ).
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы (выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели); копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур), которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
НК РФ предусматривает льготы при уплате ЕСН (239 НК РФ), а именно освобождаются от уплаты налога:
1) организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;
2) следующие категории налогоплательщиков – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо: общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.;
3) налогоплательщики (индивидуальные предприниматели, адвокаты) являющиеся инвалидами I, II или III групп, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового период.
Налоговая база по ЕСН определяется либо как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками ЕСН за налоговый период в пользу физических лиц, либо как сумма доходов, полученных налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Два варианта определения налоговой базы обусловлены наличием двух различных категорий плательщиков ЕСН.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
ЕСН взимается по адвалорным (процентным) налоговым ставкам. Законодатель устанавливает четыре шкалы ставок ЕСН:
– для налогоплательщиков – работодателей, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
– для сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
– для индивидуальных предпринимателей;
– для адвокатов.
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования рф, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.