Новый КоАП: предпринимателям назначили высокие штрафы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый КоАП: предпринимателям назначили высокие штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главным преимуществом новой редакции КоАП РФ является то, что ее статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими. Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик. Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.
Комментарии к ст. 3.12 КОАП РФ
1. Административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая производственные объекты, эксплуатацию зданий, сооружений и т.п., преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с другими правонарушениями, представляющими опасность для жизнедеятельности.
2. Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей. Однако, учитывая реально сложившиеся условия деятельности ряда предприятий, особенно тех, которые являются особо опасными производственными объектами (угольные шахты, химические производства и др.), законодатель ввел новые правила назначения и исполнения административного приостановления деятельности.
Во-первых, расширен перечень административных правонарушений, за которые могут быть назначены такого вида наказания (см. ст. 5 Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ).
Во-вторых, расширен перечень субъектов административной юрисдикции, которые с 1 января 2011 г. будут вправе налагать административные наказания в виде административного приостановления деятельности, если такое наказание предусмотрено конкретной статьей Кодекса (должностные лица уполномоченных на то органов), а равно прекращать исполнение такого наказания при устранении обстоятельств, послуживших основанием для применения такого наказания (см. ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ).
Однако согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 421-ФЗ пока такое право предоставляется руководителю Ростехнадзора и руководителям территориальных органов этой Службы при применении ч. 3 ст. 9.1 Кодекса за грубое нарушение требований промышленной безопасности. Во всех остальных случаях вопросы административного приостановления деятельности по-прежнему будут решать судьи, если иные случаи не будут предусмотрены законом.
3. В комментируемой статье установлен максимальный срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указан минимальный срок. В связи с этим в гл. 27 КоАП РФ в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, других объектов, перечисленных в ст. 27.16, до рассмотрения дела.
4. Законодатель рассматривает административное приостановление деятельности как наказание наиболее строгое и обусловливает его назначение только в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Применение указанной меры административного наказания допускается также за административные правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. При этом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если правоприменитель сочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата (см. абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи).
5. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в ряд статей Кодекса в упомянутых выше целях. Например, введена административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а в качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. ч. 1 ст. 5.27). При этом в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и в Трудовой кодекс РФ внесены изменения и дополнения, направленные на защиту трудовых прав работника, если конкретное правонарушение произошло не по его вине.
Существенно повышена ответственность индивидуальных предпринимателей путем установления данного вида административного наказания за нарушение правил, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Рассматриваемая санкция введена за пропаганду наркотиков, за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, за порчу земель, за нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, за нарушение требований к охране лесов, за нарушение требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, за повреждение тепловых сетей, а также за ряд правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии, на транспорте, в области связи и информации и за нарушение некоторых других норм и правил. В связи с внесением существенных изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и принятием Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», направленных на упорядочение миграции в России в целях усиления гарантий прав лиц, законно находящихся на территории России, и обеспечения национальных интересов России в сфере миграции, были внесены соответствующие изменения в отдельные статьи гл. 18 КоАП РФ. Ныне в ст. ст. 18.15 — 18.17 в качестве одного из основных наказаний предусмотрено административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе к деятельности, осуществляемой на торговых объектах, за несоблюдение ограничений на осуществление указанными лицами отдельных видов деятельности. Соответствующие дополнения и изменения внесены в конкретные статьи Особенной части КоАП.
6. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (см. комментарий к ст. 32.12).
Часть 3 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 32.12 предусматривают возможность досрочного прекращения рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 на составление протокола об административном правонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.
Однако законодатель оставил без ответа вопрос о последствиях такого наказания, если и после установленного 90-суточного срока приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица обстоятельства, послужившие основанием, предусмотренным в ч. 1 комментируемой статьи, для назначения наказания, не будут устранены.
Досрочное помилование
Если все негативные факторы, за которые деятельность приостанавливалась, устранены, ИП может обратиться к судье с ходатайством о досрочной отмене приостановки (п. 3 ст. 32.12 КоАП РФ). Оно рассматривается судьей в течение пяти дней с даты получения обращения. В этот период судьи запросят у контролеров, выявивших правонарушение и оформивших протокол, заключение. Проверяющий оценит, действительно ли нарушения устранены. Его заключение составляется в письменной форме. В нем указываются факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении нарушений.
В случае если судья решит, что опасности продолжения деятельности больше нет, он примет решение о ее досрочном возобновлении. Дата, начиная с которой бизнесмен сможет снова работать в прежнем режиме, указывается в судебном постановлении.
Комментарий к ст. 3.12 КоАП РФ
Комментируемая ст. 3.12 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное приостановление деятельности является более строгим наказанием в сравнении с административным штрафом.
Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).
Следовательно, административное приостановление деятельности, обеспечивая реализацию задач законодательства об административных правонарушениях, применяется в отношении конкретного лица, если выявленное в его действиях правонарушение предусматривает такой вид наказания, имеются предусмотренные законом обстоятельства для его назначения и менее строгое наказание не сможет обеспечить достижение целей наказания.
Административное приостановление деятельности применяется:
1) в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
2) либо в случае совершения административного правонарушения в области:
а) оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
б) противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
в) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;
г) правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах);
д) порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
е) градостроительной деятельности, транспортной безопасности;
ж) охраны собственности, деятельности по возврату просроченной задолженности;
3) применения контрольно-кассовой техники, реализации входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу БША 2018 года или документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу БША 2018 года;
з) а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Например, в качестве одной из мер административного наказания административное приостановление деятельности устанавливается за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 — 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, выразившееся в:
а) нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ);
б) нарушении работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ);
в) допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ);
г) необеспечении работников средствами индивидуальной защиты (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Указанное следует из ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.
Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ). При этом ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ предусмотрено, что срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности. В силу ст. 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Постановление судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ).
Эта санкция считается достаточно серьезной. Наказание вменяется также по решению суда. Эту санкцию законодательство допускает использовать в случаях, когда руководитель предприятия ранее уже был привлечен к ответственности за нарушение трудовых норм, и при проведении повторной проверки было выявлено, что обстоятельства не устранены либо совершен аналогичный проступок. Дисквалификация предполагает запрет на осуществление деятельности субъектом в течение 1-3 лет. По ст. 5.27 КоАП, гражданин на протяжении этого периода не может выполнять руководящие функции в некоммерческих и коммерческих структурах. Проще говоря, он не вправе быть директором, начальником филиала/представительства или их заместителем. При вынесении судебного постановления о дисквалификации, сотрудника необходимо освободить от руководящей должности и перевести на работу, которая не связана с исполнением управленческой функции.
Срок административного приостановления деятельности
Законодательство предусматривает административное приостановление деятельности на срок до трех месяцев. Конечно, такое решение можно обжаловать, либо подкорректировав деятельность организации, подать прошение об изменении постановления. В противном случае, по истечении 90-та суток, решение суда аннулируется, и наказание теряет свою силу. Организация может продолжать свою работу в привычном режиме.
Если возникли проблемы с собственным бизнесом и грозит такая неприятность, как административное приостановление деятельности организации, дело запустили настолько, что постановление суда вошло в свою действующую силу – это далеко не тот повод, когда следует отчаиваться. Устранив причины, те обстоятельства, которые побудили судебное разбирательство, организация может смело продолжать свою деятельность.
Как обжаловать постановление суда или должностного лица о приостановлении деятельности?
Как и при наложении иных мер наказания постановление о приостановлении деятельности может быть обжаловано.
Куда обжаловать?
Так, постановление, вынесенное судом, по правилам, установленным КоАП РФ, обжалуется в вышестоящий суд (абз. 1, ч. 1 ст. 30.1. КоАП РФ). Иные возможности предусмотрены законодательством, если постановление было вынесено должностным лицом. При таких обстоятельствах законодатель предусмотрел возможность обжаловать постановление в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела по собственному выбору (абз. 3, ч. 1 ст. 30.1. КоАП РФ).
Какой порядок обжалования?
Если постановление о приостановлении деятельности обжалуется в судебный орган, то она должна быть подана в суд, который вынес соответствующее постановление или в вышестоящий суд, который будет рассматривать дело об административном правонарушении. Лицо, подающее жалобу, освобождается от уплаты госпошлины.
Срок, в течение которого должна быть подана жалоба равен 10 суткам с момента получения вручения или получения копии постановления об административном правонарушении.
Если постановление о приостановлении деятельности обжалуется в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то правила подачи аналогичны. Жалоба может быть подана как в орган, должностному лицу, который вынес постановление об административном правонарушении, так и непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, который уполномочен рассматривать жалобы. Госпошлиной не облагается. Срок, в течение которого должна быть подана жалоба также равен 10 суткам.
Порядок обжалования постановлений об административном приостановлении деятельности и действий (бездействия) должностных лиц
Медицинские и фармацевтические организации в случае несогласия с назначением наказания в виде АПД могут обжаловать соответствующее постановление судьи в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. При этом протокол о совершении того или иного административного правонарушения, повлекшего назначение наказания в виде АПД, обжалованию вообще не подлежит, так как это только промежуточный документ.
Цели административного наказания
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административные наказания — это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2—3.11 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса.
Составление протокола об административном правонарушении
В случае выявлении нарушения законодательства, сотрудником контролирующего органа сразу оформляется административный протокол о правонарушении. Если требуется выяснить дополнительную информацию, то составляется в течение 2 суток с момента выявления проступка.
Порядок оформления предусмотрен ст. 28.2. КоАП РФ. Уполномоченный представитель организации, в отношении которой оформляется документ, должен быть обязательно с ним ознакомлен. Руководство компании вправе давать разъяснения и замечания. Они оформляются в письменном виде и прилагаются к протоколу.
В протоколе обязательно должен быть указан причиненный вред или наличие угрозы причинения, а также факты, подтверждающие это. При их отсутствии, приостановить деятельность фирмы нельзя.
- Сам документ подписывается инспектором и представителем хозяйствующего субъекта. Копию вручают на руки под роспись.
- При оформлении протокола может быть введен временный запрет на осуществление деятельности до рассмотрения дела в суде.
- После составления административного документа должностное лицо подготавливает все материалы для направления дела в суд.
Исполнение постановления судебными приставами
Постановление об административном приостановлении деятельности должно быть исполнено судебным приставом сразу же после его вынесения, путем выезда на территорию организации. Действующим законодательством не устанавливается для такого вида наказания срок на добровольное исполнение.
Пристав опечатывает помещения, места, где хранится продукция, накладывает пломбы, а также совершает другие действия, направленные на исполнение решения. Важно знать, что запрещено совершать действия, которые могут повлечь за собой необратимые последствия для производственного процесса и сохранности объектов жизнедеятельности. Данная процедура проводится при обязательном присутствии двух понятых.
По окончанию проведения всех процедур, должностным лицом составляется акт о совершении исполнительных действий.
В период действия наказания судебный пристав проверяет выполнение требований исполнительного документа путем выходов по адресу хозяйствующего субъекта.
Комментарий к статье 3.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Административное приостановление деятельности организаций и предпринимателей преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с другими правонарушениями, представляющими опасность для жизнедеятельности. Суды могут приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей на общий срок до 90 суток при существовании одновременно нескольких обстоятельств:
1) последствия, которые могут наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего, это угроза жизни или здоровью людей, эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами. Сюда же относятся радиационная авария, техногенная катастрофа, причинение существенного вреда окружающей среде;
2) за совершенное нарушение полагается наказание в виде именно административного приостановления деятельности;
3) тяжесть наказания. Судья вправе приостановить деятельность, если сочтет, что менее строгий вид наказания (например, штраф) не предотвратит повторное нарушение.
В случае причинения вреда организация вправе требовать от государства возместить вред, причиненный незаконным административным приостановлением деятельности.
Заметим, что у организации или предпринимателя есть возможность возобновить свою деятельность до того, как истечет изначально установленный срок наказания.
Организация или предприниматель могут обжаловать в течение 10 дней в вышестоящий суд постановление суда о приостановлении деятельности. А вышестоящий суд обязан рассмотреть жалобу в течение пяти дней с момента ее поступления.
Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности согласно ст. 32.12 осуществляется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления, в том числе он вправе наложить пломбы и опечатать помещения, кассы, места хранения товарно-материальных ценностей и т.п.
Однако, судебный пристав-исполнитель не имеет права совершать такие действия, которые бы повлекли за собой необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.
Административное приостановление деятельности как вид административного наказания может применяться при:
1) нарушении трудового законодательства;
2) нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
3) пропаганде наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров;
4) нарушении правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ;
5) нарушении порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
6) нарушении требований нормативных документов в области строительства;
7) нарушении правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);
8) нарушении правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил;
9) нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
10) невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);
11) нарушении требований пожарной безопасности и др.
Приостановление деятельности как вид административного наказания
Если ведение бизнеса может нанести существенный вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, создать условия для возникновения стихийных бедствий, эпидемий и подобных ситуаций, государством незамедлительно принимаются ограничительные меры. Основания для их введения предусмотрены статьей 3.12. КоАП РФ.
Административное приостановление деятельности накладывается судебным органом и заключается в запрете, вынесенном в отношении ИП или юридического лица (его структурного подразделения) на осуществление профессиональных функций. При этом приставы должны указать на нарушения, которые необходимо устранить.
Возможно и наложение временного запрета на осуществление деятельности (которое производится до вынесения решения суда) в случае выявления опасности возникновения техногенной катастрофы или эпидемии, а также нарушении правил привлечения иностранных граждан к работе. Этот период времени учитывается при расчете основного срока ограничений.
Однако использование приостановления деятельности в качестве административного наказания считается крайней мерой и применяется лишь при отсутствии возможности наложения менее строгих санкций. Определение степени опасности нарушений производится судьей на основании экспертных оценок МЧС, ФМС, Роспотребнадзора и других (инициирующих разбирательство) служб.
Потенциальные издержки
Государство не несет ответственности перед контрагентами и сотрудниками организации, на которую накладываются ограничения. Кроме того, ответчик обязан исполнять свои налоговые обязательства. С учетом того, что административное приостановление деятельности назначается на срок до 90 дней, ряду работодателей выгоднее вынесение судебного решения о назначении штрафа. Но по закону ответчик не имеет возможности выбора формы ответственности.
В этот период нельзя увольнять сотрудников. Однако, при выявлении опасных условий труда, их можно перевести на другую работу (например в смежное структурное подразделение), оплачивая среднюю зарплату (статья 220 ТК РФ). Если же нарушены санитарные, пожарные и подобные правила, выпускается приказ о простое. В этот период работникам можно платить 2/3 от среднего заработка, согласно статье 157 ТК РФ.
Комментарий к Ст. 32.12 КоАП РФ
1. Комментируемая статья объединяет нормы, регулирующие различные юридические процедуры, связанные с реализацией постановления федерального районного судьи об административном приостановлении деятельности — новом виде административного наказания, установленном Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ упомянутое наказание заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (см. комментарий к ст. 3.12 КоАП РФ).
Исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности возложено на судебного пристава-исполнителя, которому судья направил соответствующее постановление. Судья обязан направить немедленно свое постановление судебному приставу-исполнителю, а последний обязан немедленно приступить к процедуре исполнения (ч. 1 данной статьи).
2. В ч. 2 комментируемой статьи определяются конкретные способы исполнения соответствующего постановления (наложение пломб, опечатывание мест хранения товаров и иных материальных объектов, касс, иные мероприятия). При этом подчеркнуто, что необходимые меры по исполнению административного приостановления деятельности должны быть предусмотрены в постановлении по делу об административном правонарушении.
При принятии постановления и направлении его для немедленного исполнения судья должен учесть предусмотренное в ч. 2 комментируемой статьи требование о недопустимости применения мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса (например, в химической и сталелитейной промышленности, процессе переработки нефти и газа и т.п.), а также для функционирования и сохранения объектов жизнеобеспечения (водоснабжение, канализация, энергообеспечение и др.). Аналогичные требования, по-видимому, должен учитывать и судебный пристав-исполнитель.
На наш взгляд, при решении таких сложных вопросов особое значение имеет деятельность компетентных должностных лиц, уполномоченных осуществлять надзор за функционированием особо опасных производственных объектов и производств, за соблюдением санитарных, карантинных и ветеринарных правил, строительных норм и правил и ряда других правил, направленных на обеспечение безопасности в различных сферах хозяйственной жизни в целях охраны жизни и здоровья людей.
Согласно ст. 27.16 КоАП РФ передаче дела на рассмотрение судьи должен предшествовать временный запрет деятельности конкретного объекта, применяемый соответствующим органом (должностным лицом), осуществляющим надзорно-контрольную деятельность.
3. Часть 3 комментируемой статьи определяет по сути дела возможность досрочного прекращения исполнения постановления об административном приостановлении деятельности путем вынесения судьей нового постановления в процессе рассмотрения ходатайства заинтересованного лица (индивидуального предпринимателя или юридического лица).
Речь идет о возбуждении дела по данному ходатайству и оценке в ходе нового судебного разбирательства по правилам гл. 29 КоАП РФ доказательств, свидетельствующих о том, что виновным лицом устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия постановления о приостановлении деятельности конкретного объекта.
При рассмотрении ходатайства судья обязан запросить заключение должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении по конкретному составу (например, по ст. 6.5 КоАП РФ — о нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде; по ст. 8.3 КоАП РФ — о нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; по ст. 9.4 КоАП РФ — о нарушении требований нормативных документов в области строительства). Заключение представляется в письменном виде и оценивается судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, однако несогласие с заключением должно быть мотивировано.
Согласно ч. 3 комментируемой статьи ходатайство рассматривается судьей в пятидневный срок со дня его поступления.
В судебное заседание вызывается индивидуальный предприниматель или законный представитель юридического лица, от имени которого поступило ходатайство о прекращении исполнения постановления об административном приостановлении деятельности. Эти лица вправе давать объяснения и представлять документы. В данной статье не указано, что эти лица должны явиться в суд, однако судья в праве потребовать их присутствия и истребовать необходимые для рассмотрения дела документы.
4. Часть 4 комментируемой статьи определяет виды постановлений, выносимые судьей по итогам рассмотрения ходатайства и исследования представленных документов: о прекращении (досрочном) исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности либо об отказе в удовлетворении ходатайства. При этом в постановлении должны быть соблюдены требования ст. 29.10 КоАП РФ, а также указана дата возобновления соответствующей деятельности.
Статья 3.2 КоАП РФ. Виды административных наказаний
- За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) утратил силу.
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности;
10) обязательные работы. - В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.
- Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 10 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.