Как осуществляется регистрация НКО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как осуществляется регистрация НКО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ст. 6 ФЗ № 82 «Об общественных объединениях» определен состав учредителей общественной организации, в которой сказано, что учредить ее могут в количестве не менее 3 (трех) лиц — полностью дееспособные физические лица, достигшие 18 летнего возраста, как российские граждане, так и иностранные, а также лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ. А также войти в состав учредителей могут юридические лица — общественные организации или общественные движения.
Создание общественной организации
Для создания организации учредители собираются на учредительном собрании и рассматривают вопросы, обязательные для государственной регистрации общественной организации:
- Избирают Председателя, секретаря и лицо, ответственного за подсчет голосов на заседании;
- Утверждают наименование общественной организации;
- Утверждают устав общественной организации;
- Утверждают адрес (место нахождения) общественно организации;
- Избирают совет или Правление или Президиум общественной организации;
- Избирают руководителя общественной организации;
- Избирают ревизора или Ревизионную комиссию общественной организации;
- Образуют имущество общественной организации;
- Определяют порядок совместной деятельности при создании общественной организации;
- И другие вопросы в зависимости от целей деятельности и структуры органов управления; общественной организации.
И с момента принятия такого решения, организация считается созданной, останется только ее зарегистрировать, а для того чтобы вы не получили отказ из-за состава учредителей, давайте рассмотрим, кто не может выступать учредителем общественной организации. Требования к учредителям общественной организации закреплены в ст. 14 ФЗ № 82 «Об общественных объединениях».
Итак, не могут быть учредителями общественной организации:
- Юридические лица в формах — общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, товарищество на вере, ассоциации, автономные некоммерческие организации, фонды, частные учреждения и другие формы коммерческих и некоммерческих организаций;
- Лицо без гражданства или иностранный гражданин, в отношении которых было принято решение о нежелательности пребывания в РФ;
- Общественная организация или общественное движение, деятельность которых, приостановлены по решению суда из за экстремистской деятельности;
- Лица, включенные в специальный реестр на основании ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Физические лица, в отношение которых было установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности (в порядке, определенном законом РФ);
- Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
- Общественная организация, общественное движение или физическое лицо, в отношении которых, принято решение о блокировании имущества на основании ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», до его отмены.
Кто вправе и не вправе становиться участником НКО
Закон позволяет учреждать НКО физическим и юридическим лицам, гражданам РФ и иностранцам, а также лицам без гражданства. Учредитель может быть один (кроме форм ассоциаций, партнерств, союзов), либо же их может быть сколько угодно, количества закон не лимитирует.
Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО таким категориям юридических или физических лиц:
- иностранные персоны нон грата;
- лица из перечня противодействия финансированию терроризма или отмыванию денег (п.2. ст. 6 ФЗ № 134);
- объединения, чью деятельность приостановили на основании противодействия экстремизму;
- лица, осужденные за признаки экстремистской деятельности;
- недееспособные граждане.
Регистрировать общественную организацию самостоятельно или нанять юриста
При большом желании можно разобраться в любом вопросе. Правда, в случае с регистрацией общественной организации (если делать это в первый раз) на это точно уйдет много сил и времени.
К сожалению, скачать из интернета шаблоны документов и быстро их заполнить не получится. Все документы на открытие общественной организации нужно составлять очень вдумчиво, осмысленно и под конкретную ситуацию. Иначе их придется переделывать снова и снова после очередного отказа Минюста.
Даже у профессионалов регистрации общественных организаций проходят не всегда с первого раза. К замечаниям и отказам нужно быть морально готовым. Документы не будут проверять разве, что под микроскопом, при этом на 3 раза:
Сначала документы проверит штатный эксперт отдела регистрации НКО при Минюсте.
Если у него не возникнет замечаний, что бывает редко, документы перепроверит еще раз его руководитель (начальник отдела регистрации НКО).
Если и у руководителя не будет замечаний, документы отправят в налоговую, где их еще раз проверят.
Специалистам Минюста может не понравится что угодно в представленных документах. Учредители даже не догадываются до какого порой формализма доходят такие проверки.
С профессионалом Вы однозначно быстрее зарегистрируете общественную организацию, при этом без расходов на пошлины и нотариуса, поскольку юристы, как правило, отправляют документы на регистрацию в Минюст электронно по ЭЦП (пошлина не уплачивается при электронной подаче, а ЭЦП заменяет нотариальное заверение подписи в заявлении).
Процедура регистрации общественной организации – это совсем не то же самое, что открытие ООО в налоговой. Чтобы грамотно составить документы и оперативно зарегистрировать общественную организацию, нужно не только знать законодательство о юридических лицах и НКО – нужно думать как работник Минюста, проверяющий документы.
Потому, даже если вы юрист, отнеситесь максимально серьёзно к подготовке документов, особенно устава. Они должны быть идеально проработаны с точки зрения законодательства.
Помните: ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ вы сдадите на регистрацию, в Минюсте ПРОВЕРЯТ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО.
Если у вас возникнут вопросы или потребуется помощь с подготовкой / проверкой документов для регистрации общественной организации в Минюсте – пишите. С радостью помогу вам.
Более детально о типичных ошибках учредителей при подготовке документов на регистрацию общественных организаций вы можете почитать в моих статьях:
— ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации
— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО)
— Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации
— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО)
Теперь перейдем непосредственно к созданию общественной организации (с образованием юридического лица).
Этап 1. Определение основных сведений для регистрации НКО
Цель и предмет
В Уставе необходимо прописать цели и предмет деятельности организации. При этом список целей должен быть законченным и полным. Понимание того, чем будет заниматься НКО пригодится при указании кодов ОКВЭД в заявлении на регистрацию. Если деятельность НКО является социально ориентированной (перечень деятельности в предложенных списках) , то эта организация при некоторых условиях может получить поддержку от государства.
Как написать устав?
Это главный документ НКО, который регламентирует ее деятельность. В нем описывают:
- Название, содержащее указание на характер ее деятельности, организационно-правовую форму НКО;
- Место нахождения (населенный пункт) НКО;
- Предмет и цели деятельности НКО;
- Порядок управления деятельностью;
- Источники формирования имущества НКО;
- Что делать при ликвидации НКО (что делать с имуществом, оставшимся после удовлетворения требований кредиторов);
- Описание и изображение символики;
Для некоторых организаций также будет необходимо прописать:
- Условия и порядок вступления в НКО или исключения членов;
- Права и обязанности членов НКО;
Специфика деятельности
Несмотря на то, что общественная организация может осуществлять предпринимательскую деятельность с учетом заявленных целей, в отличие от коммерческих организаций, полученная прибыль не может быть распределена между ее учредителями (членами). Права на переданное в общественную организацию имущество за учредителями не сохраняется, оно становится собственностью организации. Это же происходит и со взносами ее членов. Основанная на членстве общественная организация достаточно гибка в вопросе управления и принятия исполнительских решений, сохраняя полную подотчетность общему собранию.
Как и любая другая НКО по территориальному признаку общественная организация может быть местной (в границах одного населенного пункта), региональной (не выходящей за пределы одного субъекта РФ), межрегиональной (обеспечивая присутствие в нескольких регионах РФ) и общероссийской.
Встречая людей, не первый год работающих и руководящих некоммерческими организациями, приходится нередко сталкиваться с путаницей в использовании терминов «некоммерческие организации» и «общественные объединения» — как правило, их считают либо синонимами, либо двумя разными видами. И то, и другое неверно.
В структуре некоммерческих организаций (НКО) общественные объединения— это особая когорта. Чтобы понять их место среди НКО и избежать в дальнейшем путаницы в определениях, разберём следующий пример.
Пример. Все мы живём в России, в которую входят 89 субъектов Федерации, и руководствуемся Законами Российской Федерации. Москва – один из субъектов, часть Российской Федерации. В Москве действует законодательная база субъекта Федерации. Она частично отличается, в рамках допустимых Конституцией, от законодательства других регионов.
Так и в нашем случае — термин «общественные объединения» входит в понятие «некоммерческие организации» (НКО),но есть особенности регулирования их деятельности, о чем мы не раз будем упоминать в этом разделе.
К примеру, только для российских общественных объединений законом установлена территориальная сфера деятельности.Согласно статье 14 Федерального Закона «Об общественных объединениях» они могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными.
Под общероссийскими (п.2) общественными объединениями понимаются объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения: организации, отделения или филиалы и представительства.
Под межрегиональными (п.3) общественными объединениями понимаются объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения: организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональными (п.4) общественными объединениями понимаются объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территориального субъекта Российской Федерации.
Под местными (п.5) общественными объединениями понимаются объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления
Схема 1. Виды общественных объединений и их место в системе некоммерческих организаций
Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» определяет следующие формы НКО:
- общественные и религиозные организации (объединения),
-
фонды,
-
некоммерческие партнёрства,
-
учреждения,
-
автономные некоммерческие организации,
- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Статья 7 Федерального Закона «Об общественных объединениях» определяет, в каких формах могут создаваться общественные объединения:
-
общественная организация,
-
общественное движение,
-
общественный фонд,
-
общественное учреждение,
-
орган общественной самодеятельности.
Особо следует отметить, что учредителями, членами и участниками общественных объединений не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Общественные объединения также вправе создавать союзы (ассоциации общественных объединений). Дополнительно необходимо отметить, что фонд и учреждение могут быть как общественными, так и некоммерческими — это зависит от состава учредителей. Но к этому вопросу мы вернемся позже.
Перечень, который мы привели — далеко не исчерпывающий. Деятельность других НКО, не перечисленных в вышеуказанных законах, регламентируется отдельными правовыми актами.
Например, потребительские кооперативы. Помимо того, что статья 116 ГК РФ определяет понятие потребительского кооператива как некоммерческой организации, они регламентируют свою деятельность Законом РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», правовыми актами субъектов РФ и подзаконными актами.
Итак, определившись с названиями организационно-правовых форм организаций, пора перейти к процедуре определения их сути.
Шаг 1: Определите цели создания организации — внешние или внутренние?
Чтобы правильно выбрать организационно-правовую форму организации, необходимо определить, каковы цели ее создания — внутренние или внешние? Чтобы это понять, приведём наглядный пример.
Предприниматель создаёт некоммерческое партнёрство для решения проблем её членов — это внутренние цели.
Фонд по развитию предпринимательства действует в целях развития всего бизнеса в регионе, учредители фонда объединились не только для решения своих проблем – это внешние цели.
Пример. Общество пчеловодов-любителей или союз филателистов — такие организации объединяют людей по признаку общего интереса, как правило, в них есть формальное членство, и работают они только на благо членов этого конкретного общества. В число подобных организаций могут входить и профессиональные ассоциации (например, врачей-психиатров), и общества родителей с детьми-инвалидами. Одно их делает похожими: в своих целях и задачах, в своей деятельности они не выходят за рамки членства, помогают только узкой группе людей, основавших эту организацию или вступивших в ее ряды — это внутренние цели.
Если шахматный клуб планирует предоставлять место и возможности попрактиковаться в игре своим членам — этовнутренние цели. Если же при нем будет открыта школа юных шахматистов — это уже внешние цели.
Если вся деятельность объединения мам с больными детьми — поиск и распределение гуманитарной помощи строго между членами организации — это тоже внутренние цели. Но если эти же мамы планируют создать реабилитационный центр, причем не только для детей членов организации, а для всех детей-инвалидов района — это внешние цели.
Приведём сравнительную таблицу наиболее распространённых форм НКО по отношению к целям организации.
Таблица 1. Наличие внутренних и внешних целей у различных форм организаций
Организационно-правовая форма |
Внутренние |
Внешние |
Общественная организация |
+ |
+ |
Фонд |
+ |
|
Учреждение |
+ |
+ |
Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) |
+ |
+ |
Некоммерческое партнёрство |
+ |
|
Автономная некоммерческая организация |
+ |
Документы для регистрации объединения
Свобода гражданского общества проявляется и в порядке создания общественных организаций в России. Они считаются созданными не со дня государственной регистрации, а с момента принятия решения об их создании на конференции или общем собрании учредителей. Таким образом, государство признает право граждан на объединение реализованным фактически с момента соответствующего волеизъявления.
Процедура регистрации объединений осуществляется по нормам ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ и состоит из 2 этапов: принятие решения и внесение записи о создании юридического лица в ЕГРЮЛ. С момента совершения последнего, общественное объединение приобретает свою правоспособность.
Перечень документов для регистрации общественного объединения определён в п. 28 Административного регламента, утверждённого Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 455. В него входят:
- Заявление о регистрации. Используется форма заявления Р11001, утверждённая приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@. В соответствующих графах этого заявления указываются информация об учредителях и адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа.
- Устав объединения или ассоциации (союза) общественных объединений в 3 экземплярах, прошитый и пронумерованный.
- Учредительный договор (соглашение) либо выписка из протокола учредительной конференции (съезда, собрания, совещания). Последняя должна содержать информацию о создании объединения, утверждении устава и формировании руководящих и ревизионных органов.
- Документ об уплате государственной пошлины, размер которой определяется в п. 1 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 4 000 рублей. Оплата производится от имени заявителя, как физического лица.
- Протоколы учредительных собраний (конференций, съездов) структурных подразделений для общероссийских, межрегиональных и международных объединений. Региональная общественная организация дополнительных документов не предоставляет, даже если имеет филиалы и отделения в пределах субъекта.
- В случае использования в наименовании (символике, девизе) личного имени или защищённого авторскими правами знака, к пакету документов прилагается разрешение на его использование.
Особенности налогообложения
Пожертвования, вступительные и членские взносы не облагаются налогом на прибыль. Общественные объединения могут применять упрощенную систему налогообложения.
Процедура регистрации Общественного объединения состоит из следующих этапов:
Этап 1. Изучение основных условий регистрации общественного объединения.
- Наименование. Должно указывать на организационно-правовую форму и направление деятельности. Пример: Межрегиональная общественная организация содействия реабилитации инвалидов «ВЕРА», Региональная общественная организация «Объединение работников физической культуры и спорта «Содружество».
- Юридический адрес. В число обязательных реквизитов любой некоммерческой организации входит ее официальное местонахождение, то есть адрес, по которому НКО зарегистрирована и где находится ее исполнительный орган.
Юридический адрес отражается в ЕГРЮЛ в качестве места исполнения прав и обязанностей, указывается в качестве официальных контактов при оформлении договоров.
- Учредители. Ими могут быть как полностью дееспособные граждане, так и юридические лица- общественные объединения. Количество учредителей общественного объединения не может быть менее трех.
- Уставный капитал. При регистрации некоммерческой организации формирование уставного капитала не предусмотрено.
Согласно ГК РФ учредитель (учредители) для осуществления приносящей доход деятельности обязаны сформировать имущество, достаточное для осуществления указанной деятельности, рыночной стоимостью не меньше 10000 рублей.
Имущество НКО может формироваться за счет:
- регулярных и единовременных поступлений от учредителей (участников, членов);
- добровольных имущественных взносов и пожертвований;
- выручки от реализации товаров, работ, услуг;
- дивидендов (доходов, процентов), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходов, получаемых от собственности некоммерческой организации;
- поступлений денежных средств, предусмотренных частью 4.3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
- других не запрещенных законом поступлений
- Имущественные права и ответственность учредителей (членов)
Имущество, переданное учредителями общественного объединения становится собственностью общественного объединения. При этом учредители (члены) общественного объединения не приобретают на это имущество никаких прав. Член организации также утрачивает право на уплаченные членские взносы.
- Органы управления.
Высшие органы управления устанавливаются учредительными документами и могут быть представлены при регистрации общественного объединения общим собранием членов. Основная функция управления едина — достижение целей, поставленных при создании.
Исполнительный орган управляет текущей деятельностью единолично или коллегиально, при этом результаты его работы контролируются руководящим органом.
К надзирающим и контролирующим органам относят ревизионную комиссию или ревизора.
- Цели и направления деятельности. Общественное объединение создается по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
На основании вышеизложенного можно выделить основные особенности общественных объединений:
- Считаются созданными с момента учредительного собрания
- Могут существовать без государственной регистрации
- Приобретают статус юридического лица с момента регистрации
- Не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы.
Этап 2. Формирование пакета документов для регистрации общественного объединения.
В обязательный перечень входят:
- Заявление (бланк по форме Р11001).
- Протокол (либо решение о создании) общего собрания учредителей будущей некоммерческой организации (потребуются 2 экземпляра).
- Устав (3 экземпляра).
- Подтверждение прав на юридический адрес: свидетельство о собственности (копия) и гарантийное письмо (или согласие собственника в случае указания домашнего адреса в качестве юридического) владельца офиса.
- Квитанция об уплате госпошлины.
- Доверенность (когда процедура поручена представителю).
Этап 3. Обращение за регистрацией некоммерческой организации в Минюст
Предварительным рассмотрением вопроса о создании общественного объединения занимаются территориальные органы Министерства юстиции России (если структура открывается в Москве и Московской области, нужно прийти на улицу Кржижановского, д. 13). Чтобы сдать документы уполномоченному лицу, следует предъявить доверенность от заявителя.
Если все заполнено правильно, то выдается расписка и ставится отметка о принятии с датой приема и присваивается входящий номер.
Впоследствии эта расписка будет основанием для выдачи готовых документов.
Этап 4. Получение подтверждений успешной регистрации некоммерческой организации
Спустя примерно 1–1,5 месяца можно прийти в Минюст за готовыми документами. После предъявления ранее выданной расписки и доверенности, Минюст выдает следующие документы:
- свидетельство о постановке на учет налогоплательщика (ИНН);
- свидетельство о государственной регистрации общественного объединения с указанием учетного номера в Минюсте;
- Устав с отметкой;
- лист записи ЕГРЮЛ о регистрации с присвоением ОГРН.
Территориальная сфера деятельности общественной организации
По территориальному признаку существует разделение на несколько видов:
-
Местные общественные организации создаются и действуют в пределах территории одного органа местного самоуправления.
-
Региональные – территория деятельности ограничивается одним субъектом РФ.
-
Межрегиональные – ведут деятельность на территории нескольких субъектов (не более половины всех регионов РФ). Для работы создаются структурные подразделения (представительства, филиалы).
-
Общероссийские – действуют на территориях более, чем половины субъектов РФ, в которых открыты подразделения. На сегодняшний день в России 85 регионов. Таким образом, общероссийской признается организация, ведущая свою деятельность как минимум в 43 субъектах.
-
Международные – имеющие хотя бы одно подразделение за пределами России.
К моменту создания компании должно быть четкое понимание о сфере ее деятельности. Этот аспект находит свое отражение в том числе в наименовании юридического лица.
Учредители и члены общественной организации
Учредителями – теми, кто создает компанию – в соответствии с Гражданским кодексом РФ могут быть только граждане (физлица). В законе прямо указано, что их должно быть не менее трех. В то же время, согласно нормам о формировании органов управления очевидно, что трех недостаточно (минимум четыре человека). Информация об учредителях вносится в ЕГРЮЛ при создании юрлица.
Членами общественной организации могут быть как физлица, так и общественные объединения (юрлица). Данная возможность предусмотрена ФЗ «Об общественных объединениях».
Учредители – это и есть впоследствии члены зарегистрированной компании. В дальнейшем в организацию могут быть приняты новые члены. При этом, имеющие членство в НКО вправе выйти по своему желанию в любое время.
Детские и молодёжные объединения
Общественные организации России, чья деятельность направлена на развитие и защиту детей и молодого поколения, стоит выделить особо. Их создание и работа регламентируются не только Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, но и международными документами — Женевской декларацией прав ребёнка 1924 года и Конвенцией ООН о правах ребёнка 1984 года.
Детские общественные организации имеют позитивную социальную и нравственную направленность и рассматриваются как значимый фактор в развитии очередного поколения общества. Право участвовать в работе и статус действительного участника детского общественного объединения получают малолетние граждане, достигшие возраста 8 лет. Однако они не могут быть учредителями и участвовать в управлении, так как не обладают достаточной гражданской правоспособностью.
Требования к учредителям объединений
Процесс создания организации начинается с добровольной инициативы его учредителей, которые принимают решение о необходимости появления общественного формирования для защиты своих и общественных интересов, достижения совместных целей. Перед тем как создать общественную организацию, необходимо проверить насколько её основатели соответствуют требованиям учредителях общественных объединений.
Число учредителей не может быть менее 3-х, а вот максимальный размер неограничен, что и позволяет процветать общественным движением. У истоков общественных организаций могут стоять физические и юридические лица (некоммерческие объединения), которые в рамках формирования будут обладать равными правами и обязанностями.
Несмотря на то что Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ говорит исключительно о гражданах, выступать учредителем организации или движения могут также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране на законных основаниях.
Однако на отдельные категории лиц наложены ограничения в плане организации общественных объединений. В частности, не могут быть учредителями общественного объединения:
Учредители не обязаны получать разрешение или уведомлять органы власти о своём решении создать общественное объединение, так как государство не должно оказывать какого-либо влияния на его деятельность.
Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация (НКО) — это объединение, не преследующее в качестве цели получение прибыли и не распределяющее полученные средства между своими членами. НКО создаются для решения общественно значимых социальных, экономических, культурных, научных задач, охраны здоровья граждан и их физического развития, а также удовлетворения их нематериальных потребностей (п. 2 ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7).
Согласно п. 2 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций (равно как и коммерческих) понимается деятельность, направленная на регулярное извлечение дохода и осуществляемая предпринимателем (или юридическим лицом) самостоятельно, на свой риск. Прибыль может быть получена от использования имущества, реализации товаров, оказания услуг или выполнения работ. Основным признаком, который позволяет квалифицировать приносящую доход деятельность как предпринимательскую, является систематичность поступления денежных средств. Таким образом, получение прибыли от разовых сделок не может являться основанием для признания деятельности организации или физлица предпринимательской.
НКО не вправе устанавливать в качестве цели своего функционирования получение дохода, соответственно, формально по общему правилу они не являются субъектами предпринимательской деятельности. Между тем у лиц, учреждающих НКО, часто встает вопрос о том, могут ли некоммерческие организации осуществлять предпринимательскую деятельность, помимо основных видов деятельности. Ответим на него далее.
Требования к оформлению детского общественного объединения.
-
Наличие уставных и программных документов, отражающих сущностные характеристики ДОО, соответствующих законодательству и принятых членами объединения на общем сборе, собрании, учредительной конференции. Существование механизма финансовой базы ДОО, созданной ее учредителями, спонсорами, родителями, членами ДОО в целях осуществления уставной и программной деятельности.
-
Наличие определенной системы ценностей, выраженной в избранной социально-экономической системе деятельности, которая реализуется в рамках данного объединения (например: скаутинг, пионерство, коммунарство, наследничество, добровольчество и т. д.).
-
Наличие руководителя, лидера, старшего вожатого — совершеннолетнего члена объединения, несущего ответственность за жизнь, здоровье, позитивное социальное становление детей и подростков перед их родителями, высшим органом ДОО, являющегося идеологом и реализатором заданной социально-педагогической системы. В соответствии с документами ДОО, он может избираться на определенный срок.
-
Наличие определенной системы внутренних, межличностных, групповых отношений, взаимодействия. В том числе: системы управления, самоуправления, личностного роста участников программ ДОО, поручений, наград и т. д. Существование отличительных символов, ритуалов, атрибутов, присущих членам детского объединения.
-
Добровольность вступления, деятельности и выхода из объединения.
- консультацию касательно всех преимуществ, недостатков и возможных рисков создания общественной организации; с
- разъяснить Вам, кто может быть учредителем общественной организации; что является имуществом и средствами организации, как необходимо вести учет взносам, поступлениям, пожертвованиям и доходам от вкладов и ценных бумаг;
- формирование нашими сотрудниками и сбор необходимого пакета документов с учетом специфики и статусности будущей общественной организации;
- представительство Ваших интересов в органах регистрации и учета; получение на руки уставных документов с регистрационными отметками справок из государственных органов;
- помощь в разработке дизайна и изготовлении печати организации.
Общественные организации инвалидов, основная цель деятельности которых – получение прибыли, не могут рассчитывать на льготы
Журнал «Документы и комментарии» № 17, сентябрь 2013 г.
Комментарий к постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 02.08.13 № А75-8357/2012.
Суть спора. Налоговая инспекция провела выездную проверку общественной организации по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе НДС (за период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2010 года).
По результатам налоговой проверки ИФНС приняла решение, которым общественная организация привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату НДС.
Основанием для начисления налога послужил вывод о неправомерном применении общественной организацией льготы, установленной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Позиция суда. Суд занял сторону фискалов.
Согласно статье 117 Гражданского кодекса РФ, общественные организации являются некоммерческими организациями.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой является организация, не ставящая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Статьей 37 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусмотрено, что общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Поэтому судьи указали, что предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, направленной на создание материальной базы, которая позволила бы ей более эффективно реализовать свои уставные цели.
При этом государство предоставляет общественным организациям инвалидов ряд налоговых преференций для формирования более благоприятных условий их деятельности.
Так, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ).
В данном случае деятельность общественной организации осуществляется на основании устава, согласно положениям которого основными ее целями являются: объединение в составе отделения организации граждан РФ, получивших инвалидность в результате ранений, увечий, контузий или заболеваний в войнах, вооруженных конфликтах, антитеррористических операциях, боевых действиях, в том числе за пределами Российской Федерации, при прохождении службы в рядах Минобороны России, МВД России, КГБ-ФСБ России, Минюста России, МЧС России, других министерств и ведомств СССР и Российской Федерации; укрепление ветеранской дружбы; содействие обеспечению инвалидам войн и военных конфликтов равных с другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
При этом в проверяемом периоде общественная организация вела деятельность, связанную с выполнением строительно-монтажных работ. Большинство ее работников не являлись инвалидами, были заняты в предпринимательской деятельности. Удельный вес расходов, направленных на уставные цели, в 2009 и 2010 годах составил 0,4 и 0,5 процента соответственно.
Все это показывает, что финансирование деятельности по достижению уставных целей производилось общественной организацией по остаточному принципу.
Таким образом, арбитры пришли к заключению, что основной целью деятельности общественной организации фактически являлось получение доходов, а не обеспечение инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия во всех сферах общественной жизни.
Вывод судей был следующим: применять льготу по НДС эта организация не вправе.
Примечание «ДК». Общественные организации инвалидов имеют право на льготу по налогу на добавленную стоимость, но только в том случае, когда их деятельность направлена на реализацию интересов инвалидов. Если же основной задачей является получение прибыли от предпринимательской деятельности, то налоги придется платить как обычным организациям. Это же следует из разъяснений главного финансового ведомства, приведенных в письме от 04.03.13 № 03-07-07/6322.