ТК для военнослужащих

26.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТК для военнослужащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Многие из нас еще застали то время, когда военная служба считалась делом престижным. Военнослужащий и члены его семьи были всегда обеспечены жильем и материально. Тогда никто не вдавался в тонкости льгот для военных и их экономическую природу.В настоящее время среди военнослужащих довольных жизнью людей найдется немного. В поисках лучшей доли защитники отечества штудируют законодательство. Но даже среди старших офицеров и генералов бытуют порой мифические представления о своем статусе. Камень преткновения в части предоставляемых законом гарантий и льгот, на которые вправе претендовать военнослужащий, — это сущность правовых отношений, возникающих между служащим и военачальником, а именно: носят эти отношения трудовой характер или являются административными. Определение отношений как трудовых дает основания для распространения на военнослужащих гарантий и льгот, предоставляемых не только законами о военной службе, но и непосредственно Трудовым кодексом РФ, который во многом либеральнее. И наоборот, закрепление административного характера отношений приводит к существенному ограничению прав военнослужащих по сравнению с гражданскими лицами.

Комментарий к ст. 11 ТК РФ

1. Статья 11 посвящена сфере действия трудового права. В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников и на всех работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), если между ними был заключен трудовой договор.

Это означает, что ТК, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, работников-акционеров. Широкая сфера действия трудового права была подтверждена Верховным Судом РФ и до принятия комментируемого Кодекса. В п. 50-1 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.1992 N 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» было указано, что нормы Кодекса законов о труде регулируют трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору (контракту) на любых предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т.ч. трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ, с которыми они заключили трудовой договор (контракт), с учетом особенностей в регулировании труда таких лиц, предусмотренных законами об этих товариществах и обществах. Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума ВС РФ от 20.11.2003 N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ». Дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей, как разъяснил Пленум, подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе. Нормами материального права по таким делам являются ст. ст. 273 — 281 ТК. Такая же позиция была подтверждена Верховным Судом РФ и при рассмотрении конкретного дела, касающегося отношений участников товарищества, основанных на их личном труде. Суть этого дела в следующем.

Гладких, Кузнецова и др. обратились в суд с иском к товариществу «Ариадна» о взыскании заработной платы. Коминтерновский районный суд г. Воронежа в иске отказал. Такое решение было оставлено в силе судебной коллегией Воронежского областного суда и Президиумом этого же суда. Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что законодательством и уставом товарищества не предусмотрено обязательное трудовое участие работников товарищества в его деятельности и поэтому спорные отношения между ними и товариществом должны регулироваться гражданским законодательством. Верховный Суд РФ с выводами судебных инстанций не согласился. По его мнению, закон четко разграничил отношения, возникающие из трудового договора, и отношения работника с хозяйственным товариществом, вытекающие из членства. В последнем случае имеются в виду отношения, связанные с созданием уставного и иных фондов, личными вкладами в имущество товарищества, распределением прибыли, имущественной ответственностью, которые регулируются гражданским законодательством. В соответствии с действующим законодательством участник товарищества одновременно является его работником, если отношения с товариществом связаны с личным трудом, а не ограничиваются лишь его имущественным вкладом и получением части прибыли. Отношение, основанное на личном труде участника товарищества, — сфера действия трудового законодательства (БВС РФ. 1993. N 4).

К сфере действия ТК, иных нормативных правовых актов о труде относятся и отношения работников акционерных обществ. При этом не имеет значения, являются ли такие работники акционерами данных обществ. Работник-акционер, уволенный из акционерного общества, продолжает участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам компетенции собрания, а также имеет право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества. В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что прекращение трудовых отношений с акционером не изменяет статуса данного лица как акционера.

Вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не должны регулироваться гражданским законодательством.

Сфера действия гражданского законодательства — имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; сфера действия трудового законодательства — трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Комментируемая статья допускает возможность применения трудового законодательства (и иных актов, содержащих нормы трудового права) не только к трудовым и иным, непосредственно связанным с трудовыми отношениями, но и к отношениям, основанным на личном труде. Так, лица, работающие по договору подряда, обязаны соблюдать требования по охране труда, установленные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах. Могут быть и другие случаи применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, основанным на личном труде, если это установлено федеральным законом.

Сразу отметим, что большинство поправок являются скорее формальными, чем практическими. В частности, положения о несчастных случаях на производстве выделены в отдельную главу 36.1 ТК РФ. А правила, относящиеся к службе охраны труда, будут изложены в статье 223 ТК РФ (сейчас это ст. 217 ТК РФ).
Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Но есть и новшества, которые требуют от работодателя совершения определенных действий. Пример — обязанность отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им средства индивидуальной защиты (см. «У работодателей появилось новое основание для отстранения сотрудника от работы»).

В настоящей статье расскажем об этом и других изменениях, имеющих практическое применение. Все новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.

Основные аспекты ст. 11 ТК

В вводном абзаце говорится, что законодательство в трудовой сфере и другие профильные акты могут использоваться не только для упорядочивания непосредственно трудовых взаимоотношений, но и в области личного труда, если это возможно по ТК или соответствующим ФЗ.

В следующем абзаце законодатели сочли необходимым специально подчеркнуть, что все наниматели в отношениях с сотрудниками по поводу трудовой деятельности обязаны ориентироваться на трудовое законодательство. Также указывается, что если отношения по вопросам личного труда первоначально возникли на базе гражданско-правового договора (ГПХ), но далее перешли в область трудовых взаимоотношений, то к ним применяются именно нормы трудового законодательства.

Отдельно указывается, что – если только иное не оговорено в ТК и соответствующих ФЗ, – в РФ трудовое законодательство применяется не только по отношению к россиянам, но также к:

  • лицам без гражданства;
  • гражданам других стран;
  • организациям, которые созданы с участием этих двух категорий;
  • международным и иностранным структурам.

Комментарий к статье 11 ТК РФ

В комментируемой статье уточняется сфера действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц, дано соотношение общих и специальных норм, единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений.

В ч. 1 комментируемой статьи указаны отношения, которые регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, т.е. речь идет об отношениях, определенных ст. 1 ТК. Соответственно, трудовое законодательство и названные акты распространяются на всех работников, вступивших в трудовые отношения с работодателем на основании трудового договора (ст. ст. 15, 16 ТК), а также на участников (стороны) отношений, непосредственно связанных с трудовыми. Часть 2 настоящей статьи определяет, что они применяются к другим отношениям при условии, что связаны с использованием личного труда, если в ТК или ином федеральном законе это предусмотрено. Так, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе (ч. 7 коммент. статьи).

Согласно ч. 6 комментируемой статьи особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются только ТК. В разд. XII ТК содержатся главы, охватывающие особенности регулирования труда: женщин и лиц с семейными обязанностями (гл. 41), работников, не достигших 18 лет (гл. 42), руководителя организации (гл. 43), лиц, работающих по совместительству (гл. 44), и др.

В ч. 3 настоящей статьи установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями, т.е. физическими либо юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, при вступлении ими в трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения (см. ч. ч. 3 — 5, 7 — 10 ст. 20 ТК).

Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что в спорных случаях о действии трудового законодательства суд принимает решение путем определения правовой природы спорного отношения. Если судом будет установлено, что реально имеет место трудовое отношение при наличии гражданско-правового договора, то в судебном порядке принимается решение о применении к таким отношениям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, в пределах территории РФ распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранцами, лицами без гражданства либо с участием международных организаций и иностранных юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ. В Российской Федерации действуют межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. и двусторонние соглашения.

Указанные акты действуют в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2011) , которым определяются условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях РФ наряду с гражданами России (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 указанного Федерального закона). Вместе с тем установлен запрет для иностранных граждан находиться на государственной или муниципальной службе либо быть членом экипажа военного корабля РФ или командиром воздушного судна гражданской авиации. Им запрещено замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ (в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в ред. от 19.07.2011)) , быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (ст. 14), федеральным законом может быть ограничен допуск иностранных граждан к замещению иных должностей или к занятию иной деятельностью. Кроме того, Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 11.07.2011) установлено право указанных лиц на трудовую деятельность в Российской Федерации в разрешительном порядке.

——————————— СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 30. Ст. 3286; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21; N 2. Ст. 361; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6241; 2008. N 19. Ст. 2094; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 19. Ст. 2283; N 23. Ст. 2760; N 26. Ст. 3125; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2524; N 30. Ст. 4011; N 31. Ст. 4196; N 40. Ст. 4969; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 29, ст. 50; N 13. Ст. 1689; N 17. Ст. 2318, ст. 2321; N 27. Ст. 3880; N 30 (ч. 1). Ст. 4590. СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2001. N 22. Ст. 2125; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 15. Ст. 1519; N 45. Ст. 4377; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5581; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 46. Ст. 5557; N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 1. Ст. 30; N 29. Ст. 3625; 2010. N 27. Ст. 3425; N 48. Ст. 6246; 2011. N 23. Ст. 3253; N 25. Ст. 3534; N 30 (ч. 1). Ст. 4590, ст. 4596. СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285; 2007. N 49. Ст. 6071; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3589; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3636; 2010. N 21. Ст. 2524; N 31. Ст. 4198; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 13. Ст. 1689; N 27. Ст. 3880; N 29. Ст. 4291.

Комментируемая статья определяет сферу действия общих и специальных норм, закрепленных ТК и иными актами. Соотношение общих и специальных норм проявляется в распространении общих норм на всех работников, а специальных норм — на отдельные категории работников, особенности регулирования трудовых отношений которых связаны с характером и условиями труда или обусловлены иными факторами, указанными в ст. ст. 251, 252 ТК. Таким образом, в комментируемой статье выражено сочетание и соотношение единства и дифференциации правового регулирования труда (см. разд. XII ТК).

Читайте также:  Минимальная пенсия в Санкт-Петербурге в 2023 году для неработающих пенсионеров

В последней части комментируемой статьи определены лица, не являющиеся работниками, вступившими в трудовые отношения, при этом если они не являются работодателями, то трудовое законодательство и указанные акты на них не распространяются. К ним отнесены: военнослужащие, при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор согласно ст. 281 ТК); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.

Получение трудовой книжки при увольнении в запас военнослужащего

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

военнослужащим и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

1.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Права и обязанности военнослужащих

Кроме правил, на основании которых трудовое законодательство действует в пространстве, существует ряд правил, которые определяют его действие во времени. Общими правилами установлено, что день, когда закон или любой нормативный документ, который содержит нормы о труде, вступает в силу, указывается в самом документе или специальном акте к нему. Если документ с указанием даты отсутствует, то нормативный акт считается таким, который вступил в силу, по истечении некоторого времени после факта его официального опубликования:

  • для законов таким промежутком времени является 10 дней;
  • для указов президента и правительственных постановлений – 7 дней;
  • для того чтобы вступили в силу нормативно-правовые акты исполнительных органов власти, нужно 10 дней.

Что касается времени прекращения действия норм ТП, то это может быть связано:

  • с окончанием термина действия законодательного или нормативного документа;
  • принятием другого акта, который наделен высшей юридической силой;
  • признанием принятого документа или некоторых его положений утратившими свою юридическую силу.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, не наделено во времени обратной силой.

Существует ряд лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство (исключение составляют лица, которые в порядке, определенным Трудовым кодексом, в то же время являются работодателями или их законными представителями):

  • военнослужащие, которые находятся при несении воинской службы;
  • те, кто обладает членством в совете директоров компаний или их наблюдательных советах (исключения составляют особы, которые подписали с данной структурой трудовой контракт);
  • лица, которые работают на основании гражданско-правовых контрактов;
  • прочие особы, если это устанавливает федеральный закон субъекта России.

Данные категории граждан определены пунктом 6 статьи 11 Трудового кодекса. Однако это не значит, что по отношению к военным нельзя применить нормы ТП. Так, например, статья 127 ТК закрепляет право военнослужащего требовать, чтобы ему были предоставлены неиспользованные дни отдыха в случае увольнения с указанием в качестве даты увольнения последнего дня отпуска.

В статье 11 российского Трудового кодекса (ТК) определено, что трудовым законодательством и прочими документами нормативно-правового характера, включающими нормы трудового права (ТП), регулируются трудовые и прочие отношения, которые имеют непосредственную связь с ними. Кроме этого они могут касаться тех отношений, при которых используется личный труд в ситуациях, предусмотренных кодексом или прочими законодательными актами федерального значения.

Сфера действия трудового права – это область, в которой применимы его нормы. Сфера действия трудового законодательства достаточно обширна.

Так пункт 1 статьи 11 устанавливает, что нормы данной отрасли права относятся ко всем работникам, которые заключили с работодателями трудовые контракты. Такого рода контракт может быть заключен любым лицом, которое обладает правосубъектностью, то есть как юридическим, так и физическим лицом, которое предоставляет работу.

Не все отношения трудового характера между работодателями и работниками оформляются надлежащим образом. Отсутствие контракта расценивается как несоблюдение трудового законодательства, делающее применение его требований достаточно сложным. Однако лицо, не имеющее трудового контракта, заключенного в письменном виде, не лишается права привести доказательства наличия трудовых взаимоотношений.

Нужна помощь юриста по трудовым спорам?

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве и времени закреплено определенными нормами ТК России.

Сфера действия норм трудового права в пространстве регулируется ст. 13 ТК России. Данная статья предусматривает такие правила действия в пространстве различных источников ТП:

  • действие законов федерального значения и прочих нормативно-правовых документов России, которые содержат нормы ТП, охватывает всю территорию страны. Исключение составляют документы, которыми предусмотрено иное.
  • Действие законодательных и прочих нормативных документов, которые содержат нормы ТП и приняты различными субъектами России, охватывает территорию конкретного субъекта России.
  • Действие нормативных актов, принятых структурами местного самоуправления, охватывает площадь соответствующего муниципалитета.
  • Действие нормативных документов локального характера, которые принимаются конкретными работодателями, распространяются на нанятых ими работников, при этом не имеет значения место, где они выполняют работы.

Распространяется ли действие ТК РФ на военнослужащих.

Льготы, положенные военнослужащим-контрактникам, оговариваются в соответствующих федеральных законах и подзаконных актах.

Основная льгота, положенная военным – служебное жилье. При его отсутствии выплачивается компенсация за съем.

Военнослужащий может получить жилье в собственность при соблюдении некоторых условий:

  1. Продолжительность службы от 20 лет.
  2. Использование служебного жилья в течение службы.
  3. Необходимость улучшения жилищных условий.

Довольно распространен вариант, когда по истечении первых трех лет контрактник вступает в программу ипотечного кредитования. В течение последующих двадцати лет жилье остается в собственности государства, которое погашает ипотеку. Если военнослужащий расторгает контракт до истечения данного срока, права на жилье он также лишается.

Отбор военнослужащих для службы на контрактной основе состоит из нескольких этапов:

  1. Начальный. На данном этапе проводится оценка профессиональных, социальных, гражданских и психологических качеств посредством тестирования на сайте Министерства и в передвижном отборочном пункте.
  2. Предварительный. Этот этап отбора посвящен сбору информации и проверке данных по кандидатуре будущего военного по контракту: профессиональная ориентация, благонадежность и психологический портрет, предварительное заключение медицинской комиссии.
  3. Углубленный. Это завершающий этап отбора, при котором проводят углубленных анализ данных, полученных ранее, и дополнительно устанавливают уровень физической подготовки, проводят комплексное обследование состояния здоровья.

При соответствии качеств кандидата требованиям будущей профессии на него формируют личное дело и при необходимости допуск к государственным сведениям.

Для призывников, после окончания срока службы принявших решение продолжить военную карьеру по контракту, порядок отбора сокращается. Начальный и предварительный этапы проходят по месту службы с отправкой соответствующей информации в пункты отбора для рассмотрения целесообразности заключения контракта с данным военнослужащим.

Защитники Родины наделены правами, имеющими некоторые особенности, которые возникают из-за индивидуальности статуса этого человека. Такой же подход и к наделению военных свободами. Все их действия регламентируются законами и должны чётко коррелироваться с установленными регламентами, даже если армеец находится в запасе.

Права военнослужащих можно распределить на три группы:

  • социально-экономического характера;
  • политического контекста;
  • личные права и свободы.

В служебную деятельность армейцев вмешиваться не вправе никто. Делается исключение только для лиц, имеющих полномочия в этом вопросе.

Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих

ТК РФ приводит текст обязанностей сотрудников, обязательных к исполнению, уровень которых не может быть снижен ни при каких условиях труда и особенностях занятости. Также там перечисляются права наемных работников, которые гарантируются безусловно.

Такие права и обязанности называются основными. Их нельзя сократить со стороны работодателя – ни односторонним путем, ни даже по обоюдному согласию, поскольку они жестко декларированы законом, и прямой обязанностью работодателя является их обеспечение.

Пренебрежение этой нормой закона чревато ответственностью.

В рамках действий своего индивидуального трудового контракта сотрудник обязан соблюдать следующие обязательства.

  1. Трудовые функции, возлагаемые договором на нанимаемого сотрудника, подлежат неукоснительному исполнению в указанном в договоре объеме.
  2. Правила внутреннего распорядка, принятые локальным актом предприятия, становятся для сотрудника нормой, которой он обязан придерживаться.
  3. Любой сотрудник подчиняется требованиям трудовой дисциплины.
  4. Безопасность труда и его охрана, выраженная в принятых в организации правилах, также является неукоснительным руководством к соблюдению.
  5. В процессе труда работник должен достигать выполнения принятых трудовых норм.
  6. Имущественный фонд предприятия, материальные ценности, принадлежащие работодателю или принятые им на сохранение от иных лиц, требуют рачительного отношения и обеспечения безопасности со стороны персонала.
  7. Если возникают обстоятельства, могущие грозить жизни, здоровью или безопасности имущества персонала, работодателя или третьих лиц, находящихся на предприятии, долг работника – как можно скорее проинформировать об этом непосредственного руководителя.
  8. Признавать значимость понятия «коммерческая тайна» и вообще любых информационных данных, касающихся работы:
    • если работодатель установил тот или иной режим секретности, соблюдать его;
    • не использовать информацию о фирме в личных целях и не передавать ее без согласия работодателя;
    • если сотрудничество прекращается, нужно вернуть все информационные носители, если на них есть коммерческая тайна, либо уничтожить такую информацию на глазах у работодателя.
Читайте также:  Размеры государственных пошлин, банковские реквизиты для ее уплаты

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти обязанности, приведенные в Трудовом Кодексе в общем виде, конкретизируются или распространяются в конкретных договорах о сотрудничестве, допсоглашениях к ним, положениях, инструкциях.

Напрямую вытекают из предписанных трудовым законодательством обязательств работодателей. Работник, принимающий на себя функции по заключении договора о трудовых отношениях, может рассчитывать на обеспечение следующих прав.

  1. Заключаемый договор о трудоустройстве является обоюдным документом, поэтому сотрудник может, со своей стороны, инициировать его подписание, внесение модификаций и расторжение в рамках федерального законодательства.
  2. Посредством своих представителей персонал имеет право влиять на колдоговор: вести переговоры, заключать коллективные соглашения, контролировать выполнение положений договора.
  3. Заключенный договор о труде гарантирует непременное предоставление соответствующего трудоустройства.
  4. Пришедший на работу сотрудник может рассчитывать на оборудованное по принятым стандартам рабочее место, наличие необходимых для выполнения оговоренных в договоре функций материалов, инструментов, оборудования, документов и пр.
  5. Одна из основных целей трудовой занятости для работника – финансовое обеспечение – должна обеспечиваться регулярно и полностью (в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, ее количества).
  6. Представитель персонала может беспрепятственно отдыхать в отведенное для этого время: в обеденный перерыв, оставляя работу с сокращенным рабочим днем, в выходные и праздники, в период ежегодного отпуска или других видов предоставляемого ему свободного времени.
  7. Сотрудник должен быть вовремя и полностью информирован обо всех необходимых ему вопросах, касающихся условий работы, ее организации, обеспечения безопасности, в том числе и законодательных изменениях.
  8. Если работа требует дополнительной подготовки или образования, оно должно быть предоставлено работодателем (в рамках, установленных ТК и другими нормами закона).
  9. Для обеспечения и защиты своих интересов сотрудник может становиться членом любых профессиональных объединений, союзов, организаций.
  10. Работник имеет право на участие в управлении организацией, ограниченное определенными формами, предусмотренными ТК и другими нормативными актами.
  11. Если возникает индивидуальный или групповой конфликт, связанный с трудовыми разногласиями, он должен быть разрешен установленными в ТК способами. Свои ущемленные интересы работнику разрешается защищать любыми дозволенными законом методами.
  12. Если работнику в процессе труда был причинен вред по вине работодателя, он вправе рассчитывать на возмещение ущерба и компенсацию.
  13. Всем сотрудникам должно быть обеспечено обязательное социальное страхование.

К СВЕДЕНИЮ! Сокращать перечень прав персонала работодатель не уполномочен, но в рамках заключенных трудовых договоров и/или допсоглашений его разрешено расширять.

Особенностью существующего ТК РФ выступает то, что в нем представлен вниманию сотрудников организации и работодателей полный список их полномочий. Присутствие полного перечня полномочий облегчает правоприменительную практику. Об основных полномочиях сотрудников и работодателей говорят статьи 21, 22 ТК РФ.

В пределах трудовых контрактов работник имеет право:

  • на действия с трудовым договором, порождающие новые юридические факты;
  • участие в коллективных соглашениях;
  • рабочее место, отвечающее условиям заключенного контракта;
  • оплату труда вовремя и полностью;
  • отпуска, оплачиваемые и за каждый год, и дополнительное время на отдых;
  • достоверные данные об условиях трудовой деятельности, соблюдение условий по охране труда;
  • повышение квалификации, переподготовку;
  • вступление в профессиональные союзы;
  • защиту трудовых прав;
  • страхование в ПФР.

Работник в пределах рабочего времени обязан:

  • выполнять обязанности, прописанные в договоре;
  • исполнять правила внутреннего трудового распорядка в компании;
  • соблюдать нормы труда, следовать трудовой дисциплине;
  • беречь собственность работодателя;
  • сообщать работодателю о ситуации, которая ведет к угрозе жизни людей, утрате имущества работодателя.

: Разрешение на работу в России – вопрос юристу. Волгодонск

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве и времени закреплено определенными нормами ТК России.

Сфера действия норм трудового права в пространстве регулируется ст. 13 ТК России. Данная статья предусматривает такие правила действия в пространстве различных источников ТП:

  • действие законов федерального значения и прочих нормативно-правовых документов России, которые содержат нормы ТП, охватывает всю территорию страны. Исключение составляют документы, которыми предусмотрено иное.
  • Действие законодательных и прочих нормативных документов, которые содержат нормы ТП и приняты различными субъектами России, охватывает территорию конкретного субъекта России.
  • Действие нормативных актов, принятых структурами местного самоуправления, охватывает площадь соответствующего муниципалитета.
  • Действие нормативных документов локального характера, которые принимаются конкретными работодателями, распространяются на нанятых ими работников, при этом не имеет значения место, где они выполняют работы.

Кроме правил, на основании которых трудовое законодательство действует в пространстве, существует ряд правил, которые определяют его действие во времени. Общими правилами установлено, что день, когда закон или любой нормативный документ, который содержит нормы о труде, вступает в силу, указывается в самом документе или специальном акте к нему. Если документ с указанием даты отсутствует, то нормативный акт считается таким, который вступил в силу, по истечении некоторого времени после факта его официального опубликования:

  • для законов таким промежутком времени является 10 дней;
  • для указов президента и правительственных постановлений – 7 дней;
  • для того чтобы вступили в силу нормативно-правовые акты исполнительных органов власти, нужно 10 дней.

Что касается времени прекращения действия норм ТП, то это может быть связано:

  • с окончанием термина действия законодательного или нормативного документа;
  • принятием другого акта, который наделен высшей юридической силой;
  • признанием принятого документа или некоторых его положений утратившими свою юридическую силу.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, не наделено во времени обратной силой.

Существует ряд лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство (исключение составляют лица, которые в порядке, определенным Трудовым кодексом, в то же время являются работодателями или их законными представителями):

  • военнослужащие, которые находятся при несении воинской службы;
  • те, кто обладает членством в совете директоров компаний или их наблюдательных советах (исключения составляют особы, которые подписали с данной структурой трудовой контракт);
  • лица, которые работают на основании гражданско-правовых контрактов;
  • прочие особы, если это устанавливает федеральный закон субъекта России.

Данные категории граждан определены пунктом 6 статьи 11 Трудового кодекса. Однако это не значит, что по отношению к военным нельзя применить нормы ТП. Так, например, статья 127 ТК закрепляет право военнослужащего требовать, чтобы ему были предоставлены неиспользованные дни отдыха в случае увольнения с указанием в качестве даты увольнения последнего дня отпуска.

В статье 11 российского Трудового кодекса (ТК) определено, что трудовым законодательством и прочими документами нормативно-правового характера, включающими нормы трудового права (ТП), регулируются трудовые и прочие отношения, которые имеют непосредственную связь с ними. Кроме этого они могут касаться тех отношений, при которых используется личный труд в ситуациях, предусмотренных кодексом или прочими законодательными актами федерального значения.

Сфера действия трудового права – это область, в которой применимы его нормы. Сфера действия трудового законодательства достаточно обширна.

12.1. Во-первых потому, что у военнослужащих существует специальное законодательство.
Во-вторых, что обязанностей военная служба накладывает побольше, чем обычные трудовые отношения.
В-третьих, льгот военное законодательство тоже предоставляет намного больше: — увеличенный отпуск, обеспечение жильем, бесплатная дорога в отпуск и обратно, специальное пенсионное обеспечение.

Ну и наконец в военном законодательстве есть специальное указание, что на военнослужащих беременных женщин или имеющих детей распространяются все положения Трудового кодекса РФ касающихся льгот по беременности и родительских обязанностей.

12.2. Потому что в Трудовом кодексе это прямо так и написано.

13.1. Решайте задачу самостоятельно.

14.1. Действий — нет.

«Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;»

А это утверждение «А ТК РФ гласит, что до 18 лет» откуда?

15.1. В соответствии с пунктом 9 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

Согласно статье 259 Федерального закона от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ «Трудовой кодекс РФ», запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Гарантии, предусмотренные частью второй настоящей статьи, предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.

16.1. На военнослужащих ТК РФ при исполнении ими обязанностей военной службы не распространяется.

17.1. Трудовой кодекс на военнослужащих не распространяется.

18.1. Юлия, на военнослужащих трудовое законодательство распространяется в той части, в которой данные обстоятельства не урегулированы законодательство о прохождении военной службы. Если таким законодательством не урегулирован данный вопрос, в частности, нет запрета на осуществление трудовой деятельности на условиях неполного рабочего дня или неполного рабочего времени, то вы имеете право работать на таких условиях.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Помимо перечисленных выше выплат военнослужащий, который не может продолжать службу в вооруженных силах по причине инвалидности, имеет право на получение военной пенсии по инвалидности. Ее размер рассчитывается в соответствии с положениями п. 2 ст. 15 закона «О государственном…» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

При наступлении инвалидности, если заболевание получено в период прохождения военной службы, назначается пенсия:

  • для группы I— 300% от размера социальной пенсии, установленной подп. 1 п. 1 ст. 18 закона «О государственном…» от 15.12.2001 № 166-ФЗ;
  • для группы II— 250% от социальной пенсии;
  • для группы III— 175% от социальной пенсии.

Если военнослужащий получил военную травму, выплаты придется оформлять. В перечень документов, необходимых для получения государственной поддержки, входят:

  • заявление о назначении выплаты;
  • копия паспорта заявителя;
  • справка о состоянии здоровья, выданная по итогам прохождения военно-медицинской комиссии;
  • заверенные копии документов, характеризующих болезнь военнослужащего (справок, истории болезни, медицинских заключений и пр.);
  • копия приказа об исключении военного из состава части;
  • реквизиты банковского счета для перечисления денег.

Документы нужно подать в местное отделение соцзащиты. После их рассмотрения в случае вынесения положительного решения пособие будет перечислено на счет заявителя.

Для назначения пенсии по инвалидности нужно представить в Пенсионный фонд следующие документы:

  • паспорт заявителя — будущего получателя пенсии;
  • заявление о назначении пенсии;
  • заключение военно-врачебной комиссии;
  • СНИЛС;
  • реквизиты банковского счета для перечисления денег.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Распространяется ли действие ТК РФ на военнослужащих.

На каком материале базируется определение сроков актуальности правовых актов по трудовой деятельности?

В основе ст. 12 ТК лежат принятый в 1994 году № 5-ФЗ, регулирующий порядок публикации и действия новых правовых актов, и выпущенный в 1996 году президентский указ № 763, также посвящённый этому вопросу. В этих документах указаны разнообразные, но типовые сроки начала действия новых актов. Так, новые ФЗ, если в них самих не упомянут конкретный срок, становятся актуальными после 10 дней со дня их опубликования в официальных источниках. Также срок начала их действия может определяться новыми актами, посвящёнными именно этому вопросу. Президентские указы обретают силу после того, как прошло семь дней с момента их официальной публикации – если в них не упомянут другой срок вступления в действие.

Как на практике определяется порядок прекращения действия нормативных актов, если об этом не упомянуто специально в новых ФЗ и других источниках права?

Не всегда специально оговаривается, что новый закон отменяет старый, посвящённый этому же вопросу, что иногда приводит к неопределённости в судебных и правовых спорах. В такой ситуации, если это специально не оговорено, действует определённое правило: новый или с более высоким статусом акт более актуален, чем старый, при возникновении противоречий между ними. Также в ст. 12 ТК указано и ещё одно основание для прекращения правовых актов: срок их действия, прописанный в самих актах.

Каково отношение новых актов по трудовому праву к обстоятельствам, возникшим до их принятия?

По общему правилу, которое также подтверждено в данной статье, новые законы не применяются к юридическим отношениям, возникшим до их ввода в действие. Единственное исключение – если иной порядок особо указывается в самом новом акте.

Каковы особенности отмены локальных правовых актов?

Имеются три способа окончания их действия:

  • истечение определённого срока;
  • отмена (замена) этого акта положениями нового;
  • ввод в действие новых ФЗ, а также тех актов, которые содержат более высокий уровень гарантий сотрудникам.

Этот перечень практически совпадает с тем, который прописывает окончание действия нормативных актов по трудовым взаимоотношениям. Заметным исключением является упоминание об отмене локального акта по причине ввода в действие тех актов, которые содержат более качественные нормы гарантий персоналу.

В соответствии с данной статьей представляется возможным выделить три основные категории работников в зависимости от особенностей правового регулирования их труда:

работников, правовое регулирование труда которых осуществляется на общих основаниях;

отдельных категорий работников, правовое регулирование труда которых установлено Трудовым кодексом РФ (конкретно — частью четвертой Кодекса);

служащих, на которых действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, вытекающими из положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной гражданской (муниципальной) службе.

Читайте также:  Районный повышающий коэффициент в 2023 году по регионам

Необходимо также обратить внимание уважаемых читателей на заключительную часть данной статьи, в соответствии с которой определены категории лиц, на которых общепринятые нормы трудового права не распространяются. К их числу, в частности, относятся:

военнослужащие (при исполнении обязанностей военной службы);

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций, за исключением лиц, заключивших с соответствующей организацией трудовой договор;

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера.

Последние изменения в статью 11 Трудового кодекса РФ были внесены Федеральным законом N 90-ФЗ.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся следующие разъяснения:

На кого нормы ТК РФ не распространяются?

При разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).

В каком случае нормы ТК РФ распространияются на лиц, работающих по гражданско-правовому договору?

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.


В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» содержатся следующие разъяснения:

На госслужащих муниципальных служащих, правоохранителей распространяется действие норм права о труде женщин

В силу части седьмой статьи 11 ТК РФ действие положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, распространяется:

  • на государственных гражданских служащих — в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе;
  • на муниципальных служащих — с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (статья 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе;
  • на сотрудников государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба, — с особенностями, предусмотренными специальным законодательством, регулирующим прохождение правоохранительной службы.

Трудовое право – не для военнослужащих. Но законом предусмотрены отпуска по беременности, уходу за ребенком

В соответствии с частью восьмой статьи 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Вместе с тем пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено предоставление военнослужащим отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д. Издание: 2014 год

1. Статья 11 посвящена сфере действия трудового права. В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников и на всех работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), если между ними был заключен трудовой договор.

Это означает, что ТК, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, работников-акционеров. Широкая сфера действия трудового права была подтверждена Верховным Судом РФ и до принятия комментируемого Кодекса. В п. 50-1 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.1992 N 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» было указано, что нормы Кодекса законов о труде регулируют трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору (контракту) на любых предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т.ч. трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ, с которыми они заключили трудовой договор (контракт), с учетом особенностей в регулировании труда таких лиц, предусмотренных законами об этих товариществах и обществах. Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума ВС РФ от 20.11.2003 N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ». Дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей, как разъяснил Пленум, подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе. Нормами материального права по таким делам являются ст. ст. 273 — 281 ТК. Такая же позиция была подтверждена Верховным Судом РФ и при рассмотрении конкретного дела, касающегося отношений участников товарищества, основанных на их личном труде. Суть этого дела в следующем.

Гладких, Кузнецова и др. обратились в суд с иском к товариществу «Ариадна» о взыскании заработной платы. Коминтерновский районный суд г. Воронежа в иске отказал. Такое решение было оставлено в силе судебной коллегией Воронежского областного суда и Президиумом этого же суда. Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что законодательством и уставом товарищества не предусмотрено обязательное трудовое участие работников товарищества в его деятельности и поэтому спорные отношения между ними и товариществом должны регулироваться гражданским законодательством. Верховный Суд РФ с выводами судебных инстанций не согласился. По его мнению, закон четко разграничил отношения, возникающие из трудового договора, и отношения работника с хозяйственным товариществом, вытекающие из членства. В последнем случае имеются в виду отношения, связанные с созданием уставного и иных фондов, личными вкладами в имущество товарищества, распределением прибыли, имущественной ответственностью, которые регулируются гражданским законодательством. В соответствии с действующим законодательством участник товарищества одновременно является его работником, если отношения с товариществом связаны с личным трудом, а не ограничиваются лишь его имущественным вкладом и получением части прибыли. Отношение, основанное на личном труде участника товарищества, — сфера действия трудового законодательства (БВС РФ. 1993. N 4).

К сфере действия ТК, иных нормативных правовых актов о труде относятся и отношения работников акционерных обществ. При этом не имеет значения, являются ли такие работники акционерами данных обществ. Работник-акционер, уволенный из акционерного общества, продолжает участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам компетенции собрания, а также имеет право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества. В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что прекращение трудовых отношений с акционером не изменяет статуса данного лица как акционера.

Вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не должны регулироваться гражданским законодательством.

Сфера действия гражданского законодательства — имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии ��оли и имущественной самостоятельности их участников; сфера действия трудового законодательства — трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Особого внимания заслуживают дела, связанные с защитой интересов бывших военнослужащих в части повышения размера пенсионных выплат в связи с увеличением размера должностных окладов действующих военнослужащих. Обращения в суды с подобными требованиями носят, как правило, массовый характер, и здесь разъяснения Верховного Суда РФ приобретают особое значение.

Пример. Д. обратился в суд с иском к военному комиссариату Рязанской области о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации за период с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г. и компенсации морального вреда, сославшись на то, что с 1 января 1995 г. военнослужащим увеличены должностные оклады на 25%, однако пенсия ему была пересчитана только с 1 марта 1998 г.

Решением Советского районного суда г. Рязани от 15 мая 2002 г. (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Рязанского областного суда 26 июня 2002 г. и президиумом Рязанского областного суда 20 апреля 2004 г.) в иске отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 19 октября 2004 г. решение суда, определение судебной коллегии и определение президиума отменила, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим причинам.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел» министру обороны Российской Федерации предоставлялось право устанавливать военнослужащим оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Во исполнение указанного Постановления министр обороны Российской Федерации издал Приказ от 10.01.1995 N 20 о выплате с 1 января 1995 г. военнослужащим окладов с увеличением на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Отказывая в иске, суд исходил из того, что данный Приказ признан Решением Верховного Суда РФ от 22.08.1997 N ГКПИ97-319 незаконным со дня издания, поскольку он не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не был опубликован для всеобщего сведения.

Сразу отметим, что большинство поправок являются скорее формальными, чем практическими. В частности, положения о несчастных случаях на производстве выделены в отдельную главу 36.1 ТК РФ. А правила, относящиеся к службе охраны труда, будут изложены в статье 223 ТК РФ (сейчас это ст. 217 ТК РФ).
Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Но есть и новшества, которые требуют от работодателя совершения определенных действий. Пример — обязанность отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им средства индивидуальной защиты (см. «У работодателей появилось новое основание для отстранения сотрудника от работы»).

В настоящей статье расскажем об этом и других изменениях, имеющих практическое применение. Все новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.

Основные аспекты ст. 11 ТК

В вводном абзаце говорится, что законодательство в трудовой сфере и другие профильные акты могут использоваться не только для упорядочивания непосредственно трудовых взаимоотношений, но и в области личного труда, если это возможно по ТК или соответствующим ФЗ.

В следующем абзаце законодатели сочли необходимым специально подчеркнуть, что все наниматели в отношениях с сотрудниками по поводу трудовой деятельности обязаны ориентироваться на трудовое законодательство. Также указывается, что если отношения по вопросам личного труда первоначально возникли на базе гражданско-правового договора (ГПХ), но далее перешли в область трудовых взаимоотношений, то к ним применяются именно нормы трудового законодательства.

Отдельно указывается, что – если только иное не оговорено в ТК и соответствующих ФЗ, – в РФ трудовое законодательство применяется не только по отношению к россиянам, но также к:

  • лицам без гражданства;
  • гражданам других стран;
  • организациям, которые созданы с участием этих двух категорий;
  • международным и иностранным структурам.

В следующем абзаце специально оговаривается, что регулирование отношений по вопросам труда с отдельными категориями персонала проводится на базе действующего ТК. В состав этих групп включены:

  • руководители;
  • трудящиеся по совместительству;
  • женщины;
  • молодёжь;
  • лица с семейными обязанностями;
  • иные категории сотрудников.

Отдельно указывается, что к служащим госструктур и муниципальных органов трудовое право применяется с теми особенностями, которые упомянуты в соответствующих ФЗ.

В заключительном абзаце перечисляются те лица, на которых не распространяется трудовое законодательство (исключения допускаются, если они выступают в роли нанимателей или их представителей). К ним относятся лица:

  • находящиеся на военной службе;
  • состоящие в советах директоров (наблюдательных советах) организаций;
  • трудящиеся с использованием договоров ГПХ;
  • иные категории, если это оговорено в соответствующих ФЗ.

Итак, рассмотренная статья даёт исчерпывающий порядок применения ТК и тех ФЗ, которые ориентируются на область трудовых взаимоотношений.

Учет рабочего времени

Учет служебного времени контрактников осуществляется путем суммирования различных периодов времени, проведенных ими на службе на территории в/ч и вне ее. Данные временные «интервалы» отмечаются:

  • ежедневно в Журнале прибытия/убытия военнослужащих, который ведет дежурный по КПП;
  • в Книге дежурств, где отмечаются все, кто заступает на суточные дежурства;
  • кроме того, в финчасти в/ч учитываются все данные о служебных командировках и учениях, в которые отправляются контрактники;
  • наконец, здесь же производится и учет времени привлечения военнослужащих к устранению последствий различных природных/техногенный катастроф, тушению пожаров и т. д.


Похожие записи: