Эффективный контракт с учителем в 2023 году

11.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эффективный контракт с учителем в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Понятие «эффективный контракт в образовании» (образец заполнения вы найдете в конце статьи) введено еще в 2012 году Постановлением Правительства № 2190-р, которое утвердило программу постепенного улучшения условий оплаты работы педагогов.

Порядок перехода, сроки

Реализация программы заключения эффективных контрактов зависит от конкретных условий труда учителя.

Способ перехода Порядок перехода
Контракты с молодыми учителями В этом случае они изначально формируются с набором определенных показателей эффективности, которые поощряются в этом учебном заведении.
Изменение действующих трудовых договоров с учителями Тут потребуется изучить, чем конкретно занимается педагогический сотрудник, перевести всю его деятельность в конкретные показатели, составить детализированное дополнительное соглашение к имеющемуся трудовому договору. Сроки перехода регулируются действующим трудовым законодательством, с учетом отведенного времени на предупреждение работника о смене условий труда.

Основные условия, положения и особенности эффективного контракта.

Эффективный контракт призван согласовать оплату труда и «социальный пакет» с выполнением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Для достижения данной цели эффективный трудовой контракт обеспечивает уточнение и конкретизацию трудовой функции работника, показателей и критериев оценки эффективности его деятельности, размера его вознаграждения. Программой также оговорено поощрение за достижение коллективных результатов труда.

Система показателей эффективности, соответствующие таким показателям стимулирующие выплаты, критерии и условия их назначения должны найти отражение в положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах (контрактах) с руководителями и работниками учреждений.

Наиболее уязвимой частью эффективного контракта остаются конкретные показатели эффективности труда. Программа предусматривала введение взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника. Так, Письмом Минкультуры РФ от 05.08.2014 № 166-01-39/04-НМ направлены Методические рекомендации по взаимоувязке системы отраслевых показателей эффективности деятельности в сфере культуры от федерального уровня до конкретного учреждения и работника. К сожалению, это единичный документ, аналогичных нормативных актов (с такой же степенью детализации задачи, поставленной в Программе) нет. В таких условиях при разработке (модификации) показателей эффективности учреждения можно воспользоваться следующей нормативной базой:

  • Письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;

  • Приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421;

  • Приказ Минкультуры РФ от 28.06.2013 № 920;

  • Приказ Минтруда РФ от 01.07.2013 № 287.

Процедура перехода на эффективный контракт.

Эффективный контракт заключается со всеми работниками государственных (муниципальных) учреждений. В целях оказания методической помощи Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н утверждены Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее – Рекомендации). Процедура перехода на эффективный контракт зависит от того, лицо состоит уже в трудовых отношениях с работодателем или нанимается на работу.

Как сказано в п. 4 Рекомендаций, при поступлении на работу новый сотрудник и работодатель заключают трудовой договор в соответствии с ТК РФ с использованием примерной формы трудового договора, приведенной в приложении 3 к Программе.

Перевод на эффективный контракт работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, осуществляется путем заключения с ними дополнительных соглашений к трудовым договорам. В разделе IV Программы указано, что изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством РФ. С работником рекомендуется оформлять соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора в порядке, установленном ст. 72 ТК РФ. Расторгать действующий договор и заключать новый нельзя.

В силу ч. 2 ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Дополнительное соглашение к трудовому договору рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат.

Анализ судебных дел подтверждает законность изменений условий труда путем внедрения эффективного контракта. Например, работнику не удалось оспорить замену персонального повышающего коэффициента на показатели и критерии оценки эффективности деятельности по занимаемой им должности (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.07.2017 по делу № 33-12341/2017). Также суд счел законным снижение заработной платы в результате перехода на эффективный контракт, поскольку стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.06.2019 по делу № 33-27762/2019). Аналогично суд не встал на сторону работника в случае со снижением ему учебной нагрузки (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.04.2017 по делу № 33-6973/2017).

Читайте также:  Новые льготы для пенсионеров с 1 января 2023 года

По состоянию на конец 2019 года в учреждениях уже должен быть внедрен эффективный контракт. Поэтому в настоящее время речь может идти об усовершенствовании этого механизма, исправлении недочетов, устранении пробелов, допущенных при его внедрении. Возвращаясь к Экспертному докладу, можно отметить, что в нем не только исследованы ошибки, допускаемые при внедрении эффективного контракта, но и даны конкретные советы по его дальнейшей реализации в учреждениях образования, здравоохранения и науки.


[1] Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

[2] Размещен на сайте Высшей школы экономики в разделе «Публикации – книги».

Понятие эффективного контракта

Согласно Программе «Развитие образования» эффективные трудовые отношения образовательного учреждения с педагогом должны основываться:

  • на наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы;
  • на системе оценки эффективности деятельности работника (на совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество);
  • на системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда;
  • на системе нормирования труда работника;
  • на подробной конкретизации в трудовых договорах должностных обязанностей работника, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда с учетом отраслевой специфики.

В числе изложенных в письмах Минобрнауки показателей качества, разработанных для руководителей школ, можно выделить следующие.

Во-первых, это соответствие деятельности образовательного учреждения профильному законодательству. Какие критерии могут быть в оценке соответствующего показателя? Министерство выделяет следующие:

— отсутствие (или снижение динамики) предписаний со стороны надзорных органов;

— нет жалоб от каких-либо проверяющих инстанций;

— государственное или муниципальное задание выполнено в полном объеме;

— к 1 сентября школа готова к новому учебному году.

Во-вторых, это удовлетворенность родителей и самих учеников качеством предоставляемых школой образовательных услуг. Критерии:

— процент учеников и родителей, давших положительную оценку деятельности школы по итогам года или четверти (исходя из данных анонимных опросов, например);

— отсутствие жалоб на собраниях.

В-третьих, это может быть информационная открытость образовательного учреждения. Критерии:

— функционирование сайта школы;

— публикация ключевых сведений бухгалтерского и финансового-хозяйственного профиля;

— информирование родителей о проводимых мероприятиях и результативности деятельности школы в ключевых направлениях работы.

Введение эффективного контракта определено:

  1. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597.
  2. Государственной программой «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р.
  3. Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р.
  4. Приказом Минтруда России № 167н от 26.04.2013.
  5. Письмом Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02, которое содержит информацию о показателях эффективности в образовательных учреждениях.
  6. Показателями эффективности деятельности подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденными органами местного самоуправления.

Как переходить на ЭК?

Сразу перейти на эффективные трудовые отношения с работником не получится. Сначала необходимо подготовить локальную нормативную базу. А именно, необходимо будет внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение об оплате труда, положение о стимулирующих выплатах, штатное расписание. Кроме того, необходимо будет разработать критерии и показатели для назначения стимулирующих выплат, а также проанализировать трудовые договора с работниками на их соответствие нормам об ЭК. При необходимости нужно будет вносить изменения в трудовые договора.

Данные изменения вносятся путем заключения с работником допсоглашения к трудовому договору. Об этих мероприятиях стоит уведомить работника в письменной форме за 2 месяца до подписания соглашения.

С новыми сотрудниками необходимо заключать трудовой договор, соответствующий нормативным документам об ЭК.

При переходе на новую систему оплаты работодатель должен пройти следующие этапы:

  1. Сотрудники должны тщательно изучить нормативно-правовую базу.
  2. Руководители МО, имеющие полномочия в сфере образования, должны разработать показатели эффективности для подконтрольных организаций.
  3. Образовательное учреждение должно разработать собственные критерии эффективности и внести соответствующие изменения в Положение об оплате труда.
  4. Кадровый отдел разрабатывает форму договоров (контрактов) и дополнительных соглашений с учетом Приложения № 3 к Программе № 2190-р и Рекомендаций № 167н.
  5. Руководитель издает приказ о переходе на эффективный контракт.
  6. Персонал знакомится с нововведениями.
  7. Работодатель заключает допсоглашения с работниками.
  • Примерная форма документа приведена в Распоряжении Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (ред. от 14.09.2015).
  • Трудовые отношения на основе эффективного контракта оформляются согласно рекомендациям Приказа Минтруда России от 26.04.2013 № 167н (ред. от 20.02.2014).
  • Письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02 содержит рекомендации о разработке показателей эффективности в образовательных учреждениях. Здесь же приведены и показатели, на которые работодателям нужно опираться при разработке контракта.
  • Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295-р, утвердившее госпрограмму развития образования до 2021 года.
  • Изменения в трудовой договор вносят в соответствии с нормами ст. ТК РФ. При этом работник должен быть уведомлен об этом как минимум за 2 месяца.
Читайте также:  Льгота на земельный налог для пенсионеров в 2023 году

Порядок перехода, сроки

Реализация программы заключения эффективных контрактов зависит от конкретных условий труда учителя.

Способ перехода Порядок перехода
Контракты с молодыми учителями В этом случае они изначально формируются с набором определенных показателей эффективности, которые поощряются в этом учебном заведении.
Изменение действующих трудовых договоров с учителями Тут потребуется изучить, чем конкретно занимается педагогический сотрудник, перевести всю его деятельность в конкретные показатели, составить детализированное дополнительное соглашение к имеющемуся трудовому договору. Сроки перехода регулируются действующим трудовым законодательством, с учетом отведенного времени на предупреждение работника о смене условий труда.

Критерии эффективного контракта с педагогом

Понятие «эффективный контракт в образовании» (образец заполнения вы найдете в конце статьи) введено еще в 2012 году Постановлением Правительства № 2190-р, которое утвердило программу постепенного улучшения условий оплаты работы педагогов.

Эффективный контракт с учителем — это трудовой договор, в котором четко оговорены его обязанности по должности, условия, в которых предстоит трудиться, установлены конкретные критерии, позволяющие оцифровать и оценить деятельность преподавателя.

Новая система работы не отменяет ранее действовавших отношений между нанимателем и преподавателем. Она позволяет перевести их на другой уровень. Для реализации перехода в учреждении должны быть разработаны и утверждены руководителем критерии:

  • государственное (муниципальное) задание;
  • установленная система определения эффективности труда педагогов;
  • система оплаты труда с определенными факторами, учитывающими степень сложности работы и ее объем и качественный уровень;
  • установленные нормы труда учителей;
  • установленные специфические особенности с учетом видов деятельности.

Эффективный контракт в учреждениях образования

При разработке положений эффективного контракта руководителю государственного (муниципального) учреждения в первую очередь следует ориентироваться на Приказ Минтруда РФ № 167[6], утвердивший соответствующие рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником. Для некоторых сфер деятельности существует еще своя методологическая основа введения эффективного контракта. На федеральном уровне утверждены рекомендации по разработке показателей эффективности для:

  • медицинских организаций – Приказ Минздрава РФ № 421[7],
  • образовательных организаций – Письмо Минобрнауки РФ № АП-1073/02[8];
  • учреждений культуры – Приказ Минкультуры РФ № 920[9];
  • организаций социального обслуживания – Приказ Минтруда РФ № 287[10].

Для других сфер деятельности, например, для физкультурно-спортивных организаций, аналогичных рекомендаций пока нет. Впрочем, деятельность физкультурно-спортивных организаций можно рассматривать как оказание социальных услуг согласно п.

1 Приказа Минспорта РФ № 121[11], и при разработке показателей эффективности руководствоваться Приказом Минтруда РФ № 287.

При переходе на систему эффективного контракта этот документ могут использовать и другие учреждения, оказывающие социальные услуги в своей области.

В перспективе все министерства и ведомства в целях реализации в подведомственных бюджетных учреждениях новой кадровой политики, основывающейся на эффективном контракте с работниками, должны:

  • разработать и внедрить примерные формы трудовых договоров с работником;
  • уточнить и установить отраслевые нормы труда на основе существующих профстандартов;
  • подготовить, апробировать и внедрить примерные программы дополнительного профобразования (курсовой подготовки) для руководителей бюджетных учреждений по вопросам разработки и реализации эффективной кадровой политики на основе эффективного контракта.

Нормативные правовые акты и методологическая основа перехода на систему эффективного контракта

Наименование Положения документа
Указ Президента РФ № 597 Повышение средней заработной платы бюджетникам связано с эффективностью и качеством услуг
Программа совершенствования оплаты труда Утверждена Примерная форма трудового договора (эффективного контракта) с работником государственного учреждения (приложение 3).
План мероприятий («дорожная карта») по изменениям в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности соответствующей социальной сферы деятельности (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. д), утвержденный соответствующим распоряжением правительства РФ (например, Распоряжение Правительства РФ № 722-р) Отражены мероприятия, показатели и результаты по повышению эффективности и качества услуг в соответствующей сфере, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
План мероприятий («дорожная карта») по изменениям в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности соответствующей социальной сферы деятельности, разработанный на региональном или муниципальном уровне (например, Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 № 32-рп). Отражены мероприятия, показатели и результаты по повышению эффективности и качества услуг в соответствующей сфере, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту в конкретном регионе или муниципалитете
Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (утверждены Приказом Минтруда РФ № 1б7н) Даны рекомендации по системе оплаты труда и оформлению трудовых отношениях с работниками, в том числе по видам выплат стимулирующего и компенсационного характера
Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом соответствующего министерства (например, Приказом Минздрава РФ № 421) Методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности основных категорий работников данной социальной сферы для субъектов РФ и муниципалитетов
Критерии оценки эффективности деятельности работников определенной социальной сферы, разработанные на региональном уровне* Пособие по разработке критериев для учреждений субъектов РФ и муниципалитетов
Методические рекомендации по применению показателей эффективности деятельностируководителей подведомственных бюджетных организаций, разработанные на региональном уровне** Пособие по разработке критериев для оценки эффективности деятельности руководителей бюджетных организаций субъектов РФ и муниципалитетов
Читайте также:  Как восстановить срок подачи апелляционной жалобы?

* Например, Критерии оценки эффективности деятельности работников муниципальных учреждений культуры, утвержденные Администрацией сельского поселения Анновского сельсовета Белебеевского района Республики Башкорстан Постановлением от 23.12.2013 № 69.

Начало проекта «эффективного контракта» заложили еще в середине 2012 года, когда было принято первое решение о кардинальном изменении подхода к мотивации педагогических кадров.

Нормативная база, регулирующая это вопрос, состоит из таких базовых документов:

  1. Президентского Указа, датированного 07.05.2012 № 597.
  2. Правительственных распоряжений от 15.05.2013 № 792-р и от 26.11.2012 № 2190-р, которыми утверждались долгосрочные программы развития образовательных учреждений и мотивации педагогических кадров.
  3. Приказа Минтруда от 26.04.2013 № 167н.
  4. Разъяснений компетентных подразделений исполнительной власти по части практического применения таких нововведений.
  5. Нормативных документов местного значения.

Целью этих новшеств является изменение подходов в процессе заключения трудовых соглашений с учителями, вне зависимости от отрасли, где они работают. Обновленные контракты должны:

  • исключать обозначения учета работы педагога, не имеющие конкретных измеримых значений («добросовестное выполнение функциональных обязанностей»);
  • разделить выплаты на обязательные и стимулирующие, четко нормативно разграничить эти понятия;
  • в процессе формирования зарплатного фонда разбить его на две составляющие – обязательную заработную плату (оклад), а также выплаты стимулирующего плана (поощрения за конкретные достижения);
  • предусмотреть для каждого педагога конкретные показатели эффективности его труда.

При переходе на эффективный контракт для педагогических работников необходимо пройти следующие этапы:

  1. Ответственные сотрудники должны внимательно изучить всю нормативно-правовую базу.
  2. Руководители МО, имеющие полномочия в сфере образования, должны разработать показатели эффективности для подведомственных организаций.
  3. Руководствуясь федеральным и региональным законодательством, образовательные учреждения должны разработать собственные критерии эффективности и внести соответствующие изменения в положение об оплате труда.
  4. Сотрудники, ответственные за оформление трудовых отношений, должны разработать форму договоров и допсоглашений с учетом Приложения № 3 к Программе № 2190-р и Рекомендаций № 167н.
  5. Ознакомление персонала со всеми нововведениями.
  6. Заключение дополнительных соглашений с педагогическим работниками.

Если подойти к этому процессу ответственно и внимательно, то будет достигнута главная цель данного нововведения — обеспечение качественного образования и улучшение материального благополучия педагогического состава.


Похожие записи: