Виды ответственности за нарушение требований охраны труда — 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды ответственности за нарушение требований охраны труда — 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.
Административная ответственность — это вид ответственности за нарушение Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и принятых в соответствии с ним нормативный документов.
К административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники.
″ Что делать специалисту по охране труда в случае, когда его привлекают к административной ответственности?
Есть три варианта развития событий:
1. Оплатить штраф в случае, если признаете, что допустили нарушение.
2. Оплатить штраф, но попросить администрацию предприятия компенсировать оплаченный Вами штраф в случае, если Вы уверены, что Вас оштрафовали за те нарушения, которые не прописаны в Ваших должностных инструкциях. Такая практика достаточно часто встречается.
3. Обратиться к руководителю инспектора, который Вас проверял, либо обратиться в суд в случае, если Вы полностью не согласны с теми нарушениями, которые Вам предъявляют.
Нарушения, регулируемые Уголовным кодексом РФ
Ответственность по ст. 143 УК РФ касается трёх разных ситуаций.
- Когда нарушение в рамках действующего законодательства и других правил совершило лицо, обязанное, согласно кадровой инструкции, следить за их соблюдением. Важно, что уголовная ответственность наступает тогда, когда по неосторожности был причинён тяжкий вред здоровью работника.
Штрафы или иные наказания, предусмотренные в этом случае, составят:
- 400 000 рублей. Другой вариант — эквивалент зарплаты (могут вычесть и из других доходов) на период до 18 месяцев.
- От 180 до 240 часов обязательных работ. Наказание может быть заменено на 24 месяца исправительных работ или же до 12 месяцев принудительных — по решению суда.
- Тюремное заключение на сроки, аналогичные тем, что указаны в предыдущих пунктах. При этом наказание сопровождается запретом занимать ту или иную должность, а иногда и заниматься определённым видом деятельности на неопределённый срок или же до 12 месяцев.
- Когда грубое нарушение правил охраны труда стало причиной смерти человека (работника). В таком случае наказание может представлять собой принудительные работы (срок — до четырёх лет) или тюремный срок на тот же период. При этом параллельно для усиления наказания могут быть применены запреты на занятие должности или определённую деятельность.
- Когда имели место действия, описанные в первой части вышеназванной статьи УК РФ, которые привели к гибели двух и более человек. Главная особенность — действия по неосторожности. При этом наказание может быть таким:
- Срок до пяти лет (лишение свободы) с одновременным запретом занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. Усиливающую меру применяют не всегда.
- Назначение принудительных работ на срок до пяти лет.
Ответственность «рублем»
Материальная ответственность – это возмещение ущерба, нанесенного вследствие виновных действий, какая бы сторона, работник или работодатель, ни нанесла этот ущерб.
Поскольку мы говорим о работодательской ответственности, рассмотрим, в каких случаях работник может получить компенсацию за нарушение охраны труда:
- Работодатель незаконно не позволяет работнику выполнять его обязанности. В этом случае работнику должна быть выплачена недополученная им заработная плата.
- Работодатель причинил ущерб имуществу сотрудника. Компенсация рассчитывается исходя из рыночных цен на день совершения нарушения. Ущерб можно возместить не только деньгами, но и в натуральной форме, если работник на это согласен.
- По вине работодателя работник ухудшил здоровье. Будет оплачено лечение и восстановление здоровья, если страховка не покроет этих затрат.
- Работодатель не совершил положенные выплаты вовремя. Если нарушены сроки уплаты зарплаты, отпускных, увольнительных и т.п., эти выплаты придется возместить с процентами за просрочку.
Кто отвечает за охрану труда
На любом предприятии среди работников проводится инструктаж безопасности. За нарушение требований охраны труда специалист подлежит дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации, наниматель обязан обеспечить безопасные условия труда на производстве. За подобные нарушения несет ответственность руководитель лично либо лицо, кому поручена обязанность обеспечить нормальное функционирование предприятия.
Организация правил безопасности в фирме регламентирована статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации. Именно на основании нее ответственное лицо за проведение профилактических мер и обеспечение рабочего места необходимыми средствами несет полное обязательство при обнаружении нарушений.
Внимание! Ответственными лицами за охрану труда на производстве могут быть следующие специалисты:
- директор предприятия;
- непосредственный начальник, создатель фирмы;
- индивидуальный предприниматель;
- специально приглашенный специалист, который имеет лицензию и аккредитацию;
- отдел по охране труда на производстве с его руководителем во главе подразделения.
Если в фирме трудится более пятидесяти человек, отдел по охране и защите труда на производстве организовывается в обязательном порядке. Причем не имеет значения – государственное предприятие или частное.
Форма собственности в этом случае не имеет никакого значения. Необходимо уяснить одно – если фирма крупная, здесь обязательно открывается специальное подразделение, занимающееся организацией, защитой и охраной труда.
Комментарий к ст. 419 ТК РФ
1. Одной из основных обязанностей работодателя и работника является соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (см. ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 21 ТК и коммент. к ним). За неисполнение либо ненадлежащее исполнение этой обязанности виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности.
Комментируемая статья не содержит конкретных норм, позволяющих привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В статье установлены виды юридической ответственности, для применения которых необходимо руководствоваться иными положениями Кодекса и другими федеральными законами.
2. Дисциплинарная ответственность предусматривается за нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Привлечение лица к дисциплинарной ответственности осуществляется по правилам, предусмотренным в ст. ст. 192 — 195 ТК (см. коммент. к этим статьям).
3. Материальная ответственность сторон трудового договора предусмотрена нормами разд. XI ТК. Обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне этого договора, может быть конкретизирована в трудовом договоре с соблюдением установленного ТК минимума материальной ответственности для работодателя и максимума — для работника (см. коммент. к ст. 232 ТК). Для привлечения стороны к материальной ответственности необходимо соблюдение таких условий, как: наличие ущерба, причиненного другой стороне; противоправное поведение (действие или бездействие); вина причинителя ущерба; причинная связь между противоправным действием (бездействием) и причиненным ущербом (ст. 233 ТК).
Привлечение виновных лиц к материальной ответственности производится в порядке, установленном гл. 38 «Материальная ответственность работодателя перед работником» и гл. 39 «Материальная ответственность работника» ТК, а также иными федеральными законами (см. коммент. к статьям названных глав).
4. Гражданско-правовая ответственность предполагает особые условия ее наступления, а также иные правила определения размеров, подлежащего возмещению вреда. Так, согласно ст. 277 ТК в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется по нормам, содержащимся в гражданском законодательстве (см. коммент. к ч. 2 указанной статьи).
В ГК РФ также установлена ответственность по обязательствам вследствие причинения вреда, в т.ч. в случае возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1084).
Действующим законодательством предусмотрено обязательное страхование ответственности за причинение вреда жизни и здоровью застрахованных (работников) при исполнении ими обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях. Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, а также установлена ответственность субъектов страхования: страхователя, страховщика, застрахованного (ст. 19).
Работодатель может быть привлечен к ответственности по нормам гражданского законодательства в случае причинения работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний вреда, не возмещенного в полном объеме произведенными им выплатами по социальному страхованию (см. ст. 184 ТК и коммент. к ней).
5. Лица, допустившие административные правонарушения в сфере труда, подвергаются административной ответственности.
Административная ответственность — это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения — противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
К административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда могут быть привлечены: должностные лица организаций; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; юридические лица (ст. 5.27 КоАП РФ). В ст. ст. 5.28 — 5.34 КоАП РФ установлена административная ответственность работодателя или лица, его представляющего: за создание препятствий к заключению коллективного договора, соглашения; нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, а также за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.
Правом привлекать к административной ответственности наделен широкий круг лиц, указанных в КоАП РФ, в числе которых должностные лица органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12).
6. Уголовная ответственность за преступления против трудовых прав граждан установлена статьями УК РФ. Лицо, виновное в совершении преступления, обязано понести наказание — меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда, заключающуюся в лишении или ограничении его прав и свобод.
Выполнение многих трудовых функций требует использования специальной одежды, которая призвана предотвращать воздействие на работника вредных факторов. Именно на работодателя возложена обязанность приобретать за счет собственных средств и обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами. Данное требование определено в отношении сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (ст. 212 и 221 ТК РФ).
Подобное нарушение грозит:
- травмами работников (несчастным случаем на производстве);
- административной ответственностью за нарушение законодательства о труде;
- судебными спорами с работниками.
Такие происшествия чаще всего имеют место на промышленных предприятиях, при работе в котельных, производственных цехах организаций и на открытом воздухе.
Системы охраны труда в РФ
Организатор или мастеровой несет ответственность за нарушение требований охраны труда, организуя рабочее место. Основным документом, регламентирующим трудовые отношения в России, является Трудовой кодекс, ТК РФ. Документ является основой для разработки отдельных правовых актов, построения федеральной и отраслевой системы трудового законодательства.
Незнание законов не освобождает работника от материальной, дисциплинарной, уголовной ответственности за нарушение требований и правил охраны труда. Пренебрежение т/б закономерно заканчивается травмой или увечьем трудящегося. Поэтому сотрудники изучают обязательные инструкции и следуют им.
За нарушение норм охраны труда применяется коллективная и индивидуальная ответственность. Организатор производства аттестуется на знание требований, нормативных актов, стандартов и научной организации конкретного трудового процесса:
Ответственность работодателей
В результате плановой проверки деятельности компании или при расследовании несчастного случая выясняется, соблюдению т/б не уделяется должного внимания. Тогда наступает ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда. Наказание налагается в виде материальных начетов, аннулирования лицензий, приостановки деятельности.
За упущения к организации или отдельным лицам применяются штрафы, установленные кодексом административных правонарушений, КоАП РФ. Если рабочим местам не дана оценка по системе СОУТ, на предприятие может быть наложен штраф до 80 тыс. рублей, на административное лицо до 10 тысяч. Администрации придется отвечать за нарушение требований охраны труда, выражающееся в отсутствии специалиста службы безопасности. По разным случаям нарушения организацию штрафуют до 130 тысяч рублей, ответственное лицо до 10 тысяч рублей.
Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.
Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду.
Судом установлено, что гражданин, состоявший с предпринимателем в трудовых отношениях, 30 мая 2003 года погиб от несчастного случая на производстве. О данном факте предприниматель не сообщил в Государственную инспекцию труда Свердловской области, чем нарушил требования законодательства, предусмотренные статьей 5.27 КоАП РФ.
Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12. КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:
- угрозы жизни либо здоровью людей;
- возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
- наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
- причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
- совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Административное наказание в виде административного приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Временный запрет деятельности применяется как мера обеспечения в случае совершения административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении установлен статьей 27.16 КоАП РФ. В нашем случае его будет осуществлять государственный инспектор труда путем составления протокола и передачи его в суд.
Поскольку в производственном помещении, принадлежащем предпринимателю, выявлены нарушения государственных нормативных требований труда, которые создают угрозу жизни и здоровья работников, требования инспектора труда по приостановке эксплуатации производственного помещения до устранения выявленных недостатков признаны правомерными. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2005 года по делу №Ф04-317/2005(8149-А03-19)).
Частью 1 статьи 27.16 КоАП РФ установлено, что временный запрет деятельности заключается в кратковременном прекращении деятельности. Согласно части 1 статьи 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности не должен превышать 5 суток с момента фактического прекращения деятельности. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности применяется только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
Согласно части 5 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановление деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Согласно части 3 статьи 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения, данного административного наказания.
В части второй статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания – дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:
«Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника)».
Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация согласно статье 3.11. КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями. Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.
Статьей 5.44. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.
Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
- на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, в которой в числе обязанностей работодателя предусмотрена обязанность сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 5.44 КоАП, также отнесено к ведению Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением по делу №Ф09-6045/04-АК от 26 января 2005 года подтвердил обоснованность привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.44 КоАП РФ за сокрытие страхового случая.
Кроме того, в главе 9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за целый ряд правонарушений конкретно в области строительства.
Так в статье 9.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения. Нарушение данных норм влечет:
Для граждан — наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
Для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
Для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей в соответствии со статьями 23.23, 23.31 КоАП РФ рассматриваются органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за использованием и охраной водных объектов и органами, осуществляющими государственный горный и промышленный надзор.
В статье 9.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования.
Нарушение норм указанной статьи влечет:
Для граждан — наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев;
для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.35 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
Статьей 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.
Нарушение норм указанной статьи влечет:
Для граждан — наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор.
Так Постановлением ФАС Поволжского округа от 24 марта 2005 года по делу №А06-2036У/3-18/04 правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Государственного архитектурного надзора, согласно которому предпринимателю было предложено произвести демонтаж дымохода, выполненного выше кровли аптеки в нарушение проекта, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения заявителем требований по проектированию и строительству.
Статьей 9.5. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию:
«1. Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
3. Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда».
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор.
Статьей 9.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах. Нарушение норм указанной статьи влечет:
— для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
— для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ рассматриваются государственными органами по энергетическому надзору
Как следует из части 2 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.2-9.4, 9.9 в случае, если орган либо должностное лицо, к которым поступило это дело, передает его на рассмотрение судьи.
КоАП РФ предусмотрена также административная ответственность для должностных лиц строительных организаций по следующим нижеперечисленым статьям:
«Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».
Рассматривать дела об административных правонарушениях в области строительства, предусмотренных данными статьям, имеют право:
- должностные лица федеральных инспекций охраны труда в соответствии с пунктом 16 статьи части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного энергетического надзора в соответствии с пунктом 38 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора в соответствии с пунктом 39 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в соответствии с пунктом 43 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного архитектурно-строительного надзора в соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Статьей 20.4. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Так частью 1 данной статьи установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Нарушение данных норм влечет:
- для граждан — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Во второй части статьи предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима. Нарушение норм данной части статьи влекут наложение административного штрафа в следующем размере:
- для граждан — в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Частью 3 данной статьи предусматривается ответственность за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий. За нарушение норм части 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в следующем размере:
- для граждан — в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В части 6 указанной статьи законодателем установлена ответственность за несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники. За нарушение норм данной части статьи на нарушителя возлагается административный штраф в следующем размере:
- для граждан — в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, рассматривают в соответствии с пунктом 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.
При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.
Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей – причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.
Ответственность работника
Специалист по охране труда может быть привлечен к следующим видам ответственности:
- Дисциплинарной со стороны работодателя за нарушение или неисполнение трудовых обязанностей. К провинившемуся работнику применяют замечание, выговор либо увольнение (ст. 192 ТК РФ).
- Материальной в случае нанесения материального ущерба предприятию (ст. 238 ТК РФ) — в размере, не превышающем месячного заработка работника.
- Административной (ст. 5.27-5.27.1, ст. 9.2-9.3 КоАП РФ) — только для должностных лиц. В качестве наказания предусмотрено предупреждение либо штраф.
- Уголовной (ст. 143, ст. 215-219 УК РФ). Наказание зависит от тяжести нарушения.
О правилах в области ОТ
Существует множество нормативных документов по охране труда, требования которых должны соблюдаться.
К ним относятся:
- Трудовое законодательство. Содержит требования по ОТ в целом.
- Правила по ОТ. Эти документы могут быть как отраслевыми, так и межотраслевыми, но для каждого вида производства они свои. Этими нормативными актами регулируются все задачи, связанные с практическим исполнением требований при выполнении производственных заданий.
- Государственные стандарты. В этих документах регламентируются все нюансы по ОТ: как проводятся инструктажи и какие их виды существуют, какая спецодежда и СИЗ должны быть, какие испытания проводятся, и многое другое.
- На предприятиях и в иных организационных структурах на основе нормативной документации, разработанной на государственном уровне, отдельно издаются инструкции по охране труда, а также положения и стандарты.
Все наказания приведены в 5.27.1 КоАП. Вот кто попадет под санкции:
- сотрудники предприятия и организации;
- должностные лица, обязанные осуществлять контрольные функции;
- юридическое лицо или ИП.
Покажем в таблице виды ответственности за нарушение требований охраны труда в законодательстве о труде, применяемое наказание, субъект ответственности и регулирующую норму права.
Вид ответственности | Вид наказания | Кто привлекается | Чем регулируется |
---|---|---|---|
Дисциплинарная |
|
|
Ст. 193 ТК. |
Материальная |
|
Работники предприятия. | Ст. 238, 240, 247 ТК. |
Гражданско-правовая | Возмещение имущественного и морального вреда пострадавшей стороне. | Должностные лица, нарушившие права и причинившие вред другим субъектам. |
Ст. 59 ГК. |
Административная |
|
|
Ст. 5.27.1 КоАП РФ. |
Уголовная |
|
Ответственные за ОТ. | Ст. 143, 219 УК РФ. |
Суть материальной ответственности
Если дисциплинарная ответственность – это скорее психологическое воздействие на работника за совершенное деяние, то такой вид, как материальная ответственность — это наказание финансового плана. При наступлении данного вида ответственности работник обязан возместить тот ущерб, который был нанесен его действиями или бездействием нанимателю.
Ущерб, который был причинен нанимателю, может быть востребован с провинившегося работника вне зависимости от других уже примененных к нему видов ответственности — дисциплинарной, административной или уголовной.
Данный вид имеет различия. Выделяют полную ответственность и ограниченную, а также индивидуальную и коллективную меру.
Существует ряд обязательных условий, которые необходимы для того, чтобы у нанимателя возникло право применять к работникам материальную меру ответственности. Для этого важно, чтобы тот ущерб, который был нанесен компании, произошел в процессе выполнения трудовых обязанностей. Второй момент – это доказанность того, что действия носили противоправный характер, и вина работника доказана. Ну и обязательно доказанным фактом должна быть прямая зависимость действий работника с полученным ущербом.
Когда наступает уголовная ответственность за нарушения в сфере охраны труда
За нарушение требований охраны труда предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Наступление каждой из них обусловлено доказанным фактом скорификации. Уголовная ответственность – самый тяжелый вид, наступающий при нанесении вреда здоровью, жизни граждан, имуществу организации.
Трудовой кодекс Российской Федерации гласит, что работодатель обязан обеспечить безопасное рабочее место, а работник – соблюдать правила безопасности. При наступлении несчастного случая действие виновного квалифицируется по статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Важно! Если суд докажет виновность нарушителя, его ждет следующее наказание по этой статье УК РФ:
- штрафное взыскание в размере 400 тысяч рублей,
- лишение гражданина дохода на полтора года,
- до 240 часов обязательных работ,
- 2 года исправительных работ,
- 1 год принудительных работ,
- до года тюремного заключения.
При этом суд имеет право ограничить гражданина в занятии определенным видом деятельности сроком на несколько лет.
К нарушениям, связанным с охраной труда, относят некоторые виды деятельности:
- руководство компании своевременно не организовало безопасные условия труда,
- лицо, уполномоченное устанавливать требования безопасности, не провело инструктаж или не установило таковых,
- работник нарушил технику безопасности.
Для наступления уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда необходимо наступление следующего:
- нанесен вред здоровью человека,
- действие привело к смерти человека,
- действия привели к разрушению имущества работников или организации.
Без соблюдения этих условий уголовная ответственность наступить не может. Правонарушителя признает виновным только суд. Он избирает меру наказания в отношении нарушителя.
Кто может быть признан потерпевшим
Потерпевшим может быть признано только лицо, которое заключило с работодателем трудовой договор. Согласно действующему законодательству, работодатель несет ответственность за организацию охрана труда. Правило регламентировано статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, виновным в правонарушении признается тот, кто работает на предприятии, но не соблюдает должным образом технику безопасности, что привело к неприятным последствиям. Виновным в совершении правонарушения признается руководитель, если он должным образом не организовал охрану труда в компании.
Права и обязанности работника по Трудовому кодексу РФ.
Пострадавшим признается лицо, которое получило убытки от деятельности организации или конкретного работника. Оно может быть совершенно посторонним человеком и не участвовать в трудовых отношениях с работодателем. Полный перечень пострадавших можно посмотреть в Уголовном Кодексе Российской Федерации в статьях 215 219.
Например. Если во время прогулки по торговому центру произошло возгорание здания, то виновным признается руководство компании, которое должно было обеспечить охрану безопасности.
Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает конкретизированные виды ответственности, поэтому наказание всегда найдет виновника.
Потерпевшим обычно становится работник, который пострадал на своем рабочем месте из-за несоблюдаемых правил техники безопасности.
К сожалению, потерпевший может быть не всегда только травмированным, некоторые несчастные случаи на предприятии приводят и к смерти работника или работников. Уголовное дело возбуждается именно тогда, когда происшествие заканчивается травмой или смертью.
ВНИМАНИЕ! Не имеет значения, выполнял во время происшествия пострадавший свою работу, шел на свое рабочее место, помогал другим.
Есть несколько важных условий для того, чтобы работник могу получить статус пострадавшего из-за несоблюдения норм по охране труда:
- У него должен быть заключен договор на трудоустройство.
- Работодатель должен поручить работнику выполнение определенной работы, во время которой и произошел несчастный случай.
- Обязательно соблюдение работником инструкции, установленных на предприятии для охраны труда. Такие инструкции должны быть выданы под подпись каждому из работников.
- Также важное условие – регулярное получение заработной платы.
Получить статус потерпевшего может и лицо, которое только устраивается на работу, например, проходит стажировку.