33.1. Административные наказания: система, общие правила их назначения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «33.1. Административные наказания: система, общие правила их назначения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.
Смягчающие и отягчающие обстоятельства
Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.
К смягчающим обстоятельствам относится:
- раскаяние;
- добровольная явка с повинной;
- добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
- профилактика последствий;
- невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
- несовершеннолетие;
- беременность или уход за малолетним ребенком.
Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.
Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.
Они представляют собой законодательно закрепленный список, который не подлежит расширительному толкованию:
- лицо продолжает совершать противоправные действия, несмотря на требования должностных лиц прекратить их;
- лицо совершает повторное нарушение, за которое оно уже подвергалось административному наказанию до истечения срока;
- нарушитель вовлек несовершеннолетнего в незаконную деятельность;
- противоправные действия совершены группой лиц;
- административное правонарушение совершено в условиях чрезвычайной ситуации;
- правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.
В отдельных случаях КоАП предусматривает другие обстоятельства, которые отягчают вину нарушителя. Тогда наказание назначается с учетом всех обстоятельств произошедшего.
Порядок применения административной ответственности
К члену Совета Федерации, депутату Гос.Думы или депутату городского собрания субъекта РФ применяются особые меры ответственности за административные правонарушения. Прокурор привлекается к ответственности на основе проверки соответствующего органа прокуратуры. Действует определенный порядок по привлечению судьи к административной ответственности.
Генеральный прокурор РФ назначает судебную комиссию, состоящую из трех судей. Ее состав различается, в зависимости от статуса судьи. Если предстоит вынести вердикт судье Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда, членами комиссии станут судьи Верховного Суда РФ. Если нужно возбудить дело в отношении судьи иного суда, привлекаются судьи верховного суда республики, краевого, областного суда. В любом случае, судья привлекается к ответственности в течение 10 дней. Мировые судьи пользуются статусом неприкосновенности.
Другие особенности при установлении административного наказания
В Российской Федерации предусмотрены категории граждан, к которым то или иное наказание не может быть применено. Так, например, административный штраф не может быть назначен матросам, солдатам, старшинам и сержантам, которые проходят военную службу по призыву, а также его нельзя наложить на курсантов военных учебных заведений до момента заключения с ними контракта.
Не может быть произведена и конфискация оружия, боеприпасов, предметов предназначенных для охоты или рыболовства, в случае, когда данные виды деятельности являются единственным источником дохода лица, совершившего правонарушение. Аналогичное правило распространяется и на наказание в качестве лишения права на охоту, кроме случаев, когда лицо охотилось в неразрешенное время или запрещенными способами, орудиями.
В РФ не выносится постановление о наложении административного взыскания в виде лишения водительского удостоверения лицам, которые пользуются ТС в связи со своей инвалидностью. Исключения составляют вождение транспортом в нетрезвом состоянии, невыполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования, повторное нарушение статей 12.10, 12.15 (части 4), 12.16 (части 3), 12.24 и 12.27.
Арест не может быть назначен как административное взыскание для беременных, женщин, которые имеют детей до 14-ти лет, несовершеннолетних лиц, инвалидов 1-2 групп, военнослужащих и лиц, имеющих спец. звание работника следственного комитета РФ, ОВД и учреждений уголовно-исполнительного плана, работников гос. противопожарной службы, органов таможенных структур и контроля за оборотом наркотиков. Тем же категориям лиц не могут вменяться наказания в виде исправительных работ, за исключением женщин, у которых есть маленькие дети (в данном случае детям должно быть менее 3-х лет).
Административное выставление за пределы РФ не применяется как наказание к военнослужащим-иностранцам.
Исполнение административного наказания
[reklama2]
Порядок исполнения административного наказания различается для отдельных видов административных наказаний:
- Исполнение предупреждения – исполняется судьей, органом или должностным лицом, которые вынесли постановление путем вручения такого постановления или направления его копии;
- Исполнение штрафа – штраф должен быть уплачен лицом в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа за исключением некоторых случаев, установленных КоАП;
- Исполнение о конфискации орудия или предмета административного правонарушения – постановление выносится судьей и исполняется судебным приставом;
- Исполнение лишения специального права – исполняется должностными лицами органов внутренних дел. Осуществляется путем изъятия и хранения данного права в течении конкретного срока;
- Исполнение административного ареста – постановление выносится судьей и исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления;
- Исполнение административного выдворения – исполняется пограничными органами или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на это в установленным порядке;
- Исполнение дисквалификации – исполнение производится путем прекращения договора с дисквалифицированным лицом;
- Исполнение административного приостановления деятельности – выносится судьей, органом или должностным лицом и исполняется судебным приставом незамедлительно после вынесения постановления;
- Исполнение обязательных работ – исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленным федеральным законодательством;
- Исполнение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения – исполняется лицом, привлеченным к административной ответственности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Существуют следующие признаки административного правонарушения.
Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.
Противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.
Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).
Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.
Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).
По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.
Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.
Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).
Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.
Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.
Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
- добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
- добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 3.3 КоАП РФ. Основные и дополнительные административные наказания
- Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
- Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
- За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
Статья 3.4 КоАП РФ. Предупреждение
- Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
- Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Статья 3.11 КоАП РФ. Дисквалификация
-
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
-
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
-
Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Назначение административного наказания
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное деяние. В санкциях статей, определяющих ответственность за отдельные виды административных правонарушений, предусматриваются вид наказания и допустимые его размеры. Необходимо также учитывать, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ограничено:
- выбором одного из альтернативных основных наказаний, предусмотренных санкцией статьи;
- применением или неприменением дополнительного наказания, предусмотренного санкцией статьи;
- индивидуализацией наказания в пределах его минимальных и максимальных размеров.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом к числу характеристик личности, указанных в КоАП РФ, которые позволяют определить, допустимо ли назначение на данное лицо административного наказания, и если допустимо, то какое, относятся: возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, состояние здоровья и др.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.
Большинство указанных обстоятельств могут быть учтены только в отношении физического лица. К юридическим лицам применимы лишь предотвращение вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.
Согласно ст. 4.3 КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:
- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
- повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицу уже назначалось административное наказание, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
- совершение административного правонарушения группой лиц;
- совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
- совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим.
Данные отягчающие обстоятельства, перечисленные в КоАП РФ, являются исчерпывающими, никакие другие факторы нельзя трактовать в качестве таковых. Учет отягчающих обстоятельств позволяет усилить административную ответственность в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, применить дополнительное наказание.
Перечисленные обстоятельства, не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение правонарушения.
Важный принцип административной ответственности, базирующийся на принципе, присущем юридической ответственности в целом, — недопустимость удвоения административной ответственности. Согласно ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из установленных в Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Назначение двух основных административных наказаний неправомерно, поскольку в этом случае ответственность удваивается. Назначение двух дополнительных наказаний без основного также неправомерно.
Смягчающие и отягчающие обстоятельства
Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.
К смягчающим обстоятельствам относится:
- раскаяние;
- добровольная явка с повинной;
- добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
- профилактика последствий;
- невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
- несовершеннолетие;
- беременность или уход за малолетним ребенком.
Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.
Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.
Они представляют собой законодательно закрепленный список, который не подлежит расширительному толкованию:
- лицо продолжает совершать противоправные действия, несмотря на требования должностных лиц прекратить их;
- лицо совершает повторное нарушение, за которое оно уже подвергалось административному наказанию до истечения срока;
- нарушитель вовлек несовершеннолетнего в незаконную деятельность;
- противоправные действия совершены группой лиц;
- административное правонарушение совершено в условиях чрезвычайной ситуации;
- правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.
В отдельных случаях КоАП предусматривает другие обстоятельства, которые отягчают вину нарушителя. Тогда наказание назначается с учетом всех обстоятельств произошедшего.
Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения; применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Исходя из данного определения административное наказание может назначаться при наличии следующих условий:
- мера ответственности устанавливается исключительно государством (КоАП РФ предусматривает возможность устанавливать меру административной ответственности как на федеральном, так и на региональном уровне (субъектами РФ в региональных законах), но в рамках, установленных федеральным законодательством);
- назначается только за совершение административного правонарушения. Перечисленные в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административные наказания применяются только к лицам, совершившим административные правонарушения. Совершение иных правонарушений и проступков (преступлений; гражданских правонарушений; дисциплинарных проступков; налоговых правонарушений, влекущих применение налоговых санкций) не может повлечь назначение административного наказания.
- назначение административного наказания должно преследовать цель предупредить совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;
- административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Статья 3.3 КоАП РФ устанавливает основные и дополнительные меры административной ответственности, а также порядок их назначения.
К основным административным наказаниям относятся:
- предупреждение;
- административный штраф;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида;
- административный арест;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности;
- обязательные работы.
Данные административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
В качестве основных и дополнительных можно применять следующие виды мер административной ответственности:
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида (лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ);
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ закреплено, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Данный принцип призван исключить возможность двойной ответственности за одно и то же правонарушение.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 установлено, что при определении наказания за административное правонарушение необходимо учитывать положения ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ о допустимом сочетании видов административных наказаний за административное правонарушение, имея в виду, что за конкретное правонарушение может быть назначено только основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, предусмотренных санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ. Исходя из этого в качестве основного может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции статьи, а дополнительное административное наказание не может назначаться самостоятельно.
Кроме того, при применении указанных норм необходимо иметь в виду, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.
Как вопрос регулируется на законодательном уровне?
Все действия, нарушающие законодательные положения, предусматривают соответствующее наказание. В кодексах и федеральных законопроектах описано четкое разделение деяний на две крупных группы:
- Административные – правонарушения, описанные в административном кодексе. Обычно здесь речь идет о мелких проступках, которые законом запрещены, но опасных последствий для общества не имеют. В качестве наказания предусматривается штраф или другой вариант.
- Уголовные – здесь речь уже идет о преступных деяниях, которые имеют тяжкие последствия, вплоть до летального исхода. Виновное лицо привлекается к уголовной ответственности, а наказание может заключаться в виде исправительных работ или заключения на конкретный период.
Какие меры ответственности предусмотрены законом за каждый вид преступного действия?
Я уже отметила, что преступления являются действиями, предусматривающими для виновного лица строгое наказание. Здесь важно правильно квалифицировать совершенное деяние и определить, к какой группе оно относится. С учетом того, о каком незаконном проступке идет речь, мера ответственности может быть следующей:
Правонарушения (административная ответственность)Преступления (уголовная ответственность)С учетом того, что тяжесть последствий и мера опасности для общества минимальна, в качестве наказания может быть избрана такая мера, как:
- штраф;
- исправительные работы;
- кратковременный арест.
Постановление с выбранным вариантом наказания выносит судебный орган.
- заключение на определенный срок;
- штрафы;
- исправительные или принудительные работы.
Решение принимает суд, но приведенные варианты могут использоваться в совокупности.
Описанная характеристика позволяет сделать выводы, что уголовная ответственность является более серьезным наказанием для виновного лица.
Административная ответственность как один из видов юридической ответственности
Таким образом, административным правонарушением признается посягающее на установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое действующим законодательством установлено административное наказание. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной — физические лица; Физические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности.
Чем отличается административная ответственность от уголовной? Разница между двумя видами ответственности есть, и весьма существенная.
Объективные признаки административного правонарушения. Объект и объективна сторона административного правонарушения. Субъективные признаки административного правонарушения. Субъект административного правонарушения.
За все вышеперечисленные проступки будет возбуждено уголовное дело, и назначено суровое наказание. Конечно, существует большая разница между тем, что человек украл мешок картошки и убил продавца. Разграничения между проступками по своей тяжести, четко писаны в Уголовном Кодексе.
Во-вторых, круг родовых объектов, за посягательства на которые несут административную ответственность юридические лица, значительно уже, чем у физических и должностных лиц. Например, ответственность юридических лиц не предусмотрена гл. 17, 21 КоАП РФ. Дисциплинарную ответственность следует отличать от административной. Во-первых, юридическим основанием привлечения работника (служащего) к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, а административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством.